Для того, чтобы учащиеся в полной мере могли освоить учебный курс «Биохимия», они должны получить определенную сумму знаний по химии и биологии в рамках обычной школьной программы. Необходимый минимум знаний по химии включает материалы значительной части курса органической химии, а также фрагменты курсов общей и неорганической химии. Для восприятия данного курса требуется, чтобы школьники уже познакомились в курсе общей или неорганической химии с окислительно-восстановительными реакциями, переносом электрона, понятиями окислителя и восстановителя. Также необходимо знакомство учеников с понятием электроотрицательности атомов, поляризованными ковалентными связями, водородными связями, явлениями гидрофильности и гидрофобности. Желательно, чтобы учащиеся уже имели представление о химическом равновесии и принципе Ле-Шателье, об эндотермических и экзотермических реакциях.
В курсе органической химии необходимо знакомство школьников с общей теорией строения органических соединений, их основными классами: углеводородами, спиртами, альдегидами и кетонами, карбоновыми кислотами, ароматическими соединениями, алифатическими аминами, гетероциклическими соединениями с азотом в ароматическом кольце. Для усвоения материалов «Биохимии» не требуется детальное изучение всех реакций, в которые вступают перечисленные классы органических веществ, достаточно лишь знакомство с их важнейшими химическими и физическими свойствами. Материалы, касающиеся строения и функций жиров, углеводов, аминокислот, белков и нуклеиновых кислот, достаточно подробно рассмотрены в самом курсе, но предварительное знакомство с ними в школьном курсе только улучшит усвоение.
Нужно, чтобы из курса общей биологии школьной программы ученики имели представление о строении эукариотической и прокариотической клетки. Необходимо, чтобы они знали структуру и функции всех основных органелл в клетках эукариот – наружной мембраны, ядра, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи, лизосом, митохондрий и хлоропластов. Материалы, касающиеся процессов обмена веществ (роли АТФ, анаэробного и аэробного синтеза АТФ, фотосинтеза и др.) достаточно подробно рассмотрены в самом «Биохимии», но предварительное знакомство с ними в школьном курсе только улучшит усвоение.
Для восприятия «Биохимии» требуется, чтобы после прохождения курса физиологии в рамках школьной программы учащиеся имели представление о возбудимости нервной и мышечной ткани, сократимости мышц, нервной и гуморальной регуляции. Нужно, чтобы они знали о железах внутренней секреции, а также об основных гормонах (гормоне роста, инсулине, адреналине, гормонах коркового слоя надпочечников, половых гормонах).
В связи с наличием таких требований к знаниям школьников наиболее рационально использовать курс при работе с учащимися 11 класса. Имеется множество серий учебников 10 класса, содержащих достаточно полный для усвоения «Биохимии» курс органической химии. К ним относятся учебники Кузнецовой Н. Е., Габриэляна О. С., Цветкова Л. А., Артеменко А. и др. Список отнюдь не является полным – оценивая тот или иной курс на совместимость с «Биохимии», следует посмотреть, содержит ли он в 9-м и 10-м классах ту сумму знаний, которая была перечислена в начале. Следует подчеркнуть, что учебники Цветкова и Артеменко могут использоваться как в 10-м, так и в 11-м классе, для преподавания курса «Биохимия» необходимо, что они были пройдены в 10-м классе.
Существует много учебников по общей биологии для 10–11 класса, содержащих в программе 10 класса все необходимые материалы для понимания школьниками предлагаемого курса. К их числу относятся учебники Каменского А. А., Криксунова Е. А. и Пасечника В. В.; учебник Захарова В., Мамонтова С. и Сонина Н.; учебник Пуговкина А. П.; учебник под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица; учебник под ред. В. К. Шумного, Г. М. Дымшица и А. О. Рувинского и др. – список не является полным.
Если школьники проходят курс органики и клеточной биологии в 10 классе, то можно использовать учебные пособия как базового, так и профильного уровня – и в тех, и в других содержится достаточно материала для усвоения «Биохимии» в 11 классе. Однако предлагаемый курс можно использовать и в 10 лассе, опираясь не на вышеперечисленные пособия, а на материал, пройденный в 9 классе. Круг возможных учебников при этом резко суживается: очень мало учебных пособий по химии 9 класса содержат достаточно материала по свойствам различных органических соединений. К таким учебникам можно отнести учебник Габриэляна О. С., однако, если учитель дополнительно даёт материалы сверх школьной программы, то можно воспользоваться и другими учебными пособиями. Из биологических учебников материалы по общей биологии содержатся в учебниках 9 класса Пономарева И. Н. с соавт.; Теремова А. с соавт.; Мамонтова С. Г. Однако, если учитель решил преподавать «Биохимию» в 10 классе, целесообразно немного углубить изложение материала, особенно это касается строения и функций клеточных органелл.