Главная   Онлайн учебники   База репетиторов России   Товары для школы   Подготовка к ЕГЭ онлайн




Глава 10. Жизнедеятельность организмов

10.3. Координация и регуляция

Назад Вперед
Назад Вперед

10.3.9. Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность свойственна человеку и, в некоторой степени, высокоразвитым животным (например, обезьянам и дельфинам). Её протекание зависит от особенностей нервной системы: силы нервных процессов, их уравновешенности (т.е. соотношением между силой возбуждения и торможения процессов) и подвижности (скоростью смены процессов возбуждения и торможения). В зависимости от сочетания этих свойств выделяют четыре типа нервной деятельности:

Высокая степень силы и подвижности нервных процессов, их уравновешенность обеспечивают более быструю и эффективную реакцию на изменение обстановки. Эти функции могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания и соответствующих условий жизни. Приведенная выше классификация была построена Иваном Павловым для изучения нервной деятельности животных и к человеку применима с существенными оговорками.

Высшую нервную деятельность можно рассматривать как работу функциональных систем – объединений механизмов нервной системы, обеспечивающих результативность поведенческого акта. Общую схему реакции на внешний фактор можно представить так: анализ поступившей в головной мозг информации (в частности, получение из центров памяти информации о подобных воздействиях в прошлом и реакции на них), составление программы действия и реализация этого действия с контролем достижения цели.

В случае, когда индивидуум постоянно сталкивается с определённой последовательностью внешних раздражителей, у него может сформироваться динамический стереотип. Динамический стереотип – формирование единого ответа нервной системы на определённую последовательность внешних раздражителей. Динамический стереотип является следствием анализаторной и синтетической деятельности коры, обеспечивает автоматизацию навыков, лёгкое и экономное выполнение требуемых действий. Примерами динамического стереотипа являются привычки человека, простые трудовые навыки. Изменение стереотипа вызывает напряжение элементов коры нервных полушарий и может привести к стрессам.

Субъективные реакции человека и животных на внешние раздражители называются эмоциями. Эмоции бывают положительными (радость, удовольствие, гордость и т.п.), побуждающими субъекта к их достижению и закреплению, и отрицательными (страх, ненависть, неудовольствие и т.п.), направленными на избегание вредных воздействий. Высшим проявлением эмоций у человека являются чувства – обобщение конкретных ситуативных эмоций. Эмоции являются не только реакцией на внешние раздражители, но и являются одним из средств передачи состояния индивидуума.

Вершиной нервной деятельности человека является сознание – психическая деятельность, обеспечивающая обобщённое и целенаправленное отражение окружающего мира, выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей, предварительное моделирование своих действий и предугадывание их результатов, управление своим поведением (воля) и способность отдавать себе отчёт в своих поступках. Важной особенностью сознательной деятельности является речь. Речь – это средство познания окружающей действительности, обобщённого отражения её свойств; именно благодаря абстрактной речи является возможным существование науки. Речь является средством общения между людьми.

Важной частью сознания является познавательная деятельность. В её основе лежит последовательность нескольких процессов: ощущение (отражение свойств объективного мира, возникающих в результате его воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга), восприятие (преобразование информации, поступившей в органы чувств), представление (воспоминание – восстановление в мозге образа отсутствующего предмета или явления – и воображение – создание мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности) и мышление (высшая форма познавательного процесса, позволяющая получать знания о таких свойствах реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания).


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий 

Главная   Онлайн учебники   База репетиторов России   Товары для школы   Подготовка к ЕГЭ онлайн