Анималотерапия с помощью птиц – прекрасное средство от депрессий и различных нервных расстройств. При этом возможны различные варианты общения.

Во-первых, всегда поднимает настроение непосредственный контакт с пернатыми. Не случайно уже много веков не угасает соколиная охота, культивирующая не только охотничий азарт, но и трудно достигаемую дружбу с крупными хищными птицами. Спокойно сидящая на перчатке птица вызывает у хозяина чувство всемогущества и покоя.

Рис. 1. Кречет

Что касается маленьких птиц, то в случае необходимости их (как диких, так и одомашненных) надо брать в руки очень осторожно, чтобы не травмировать. Они и так могут причинить себе вред, пугаясь и сильно размахивая крыльями. Лучше приманивать птиц насыпанным на ладонь кормом.

Птицы, хотя и теплокровные животные, при прямом контакте с человеком обладают меньшим лечебным эффектом по сравнению с крупными млекопитающими, но все же большим, нежели холоднокровные.

Во-вторых, порцию здоровья можно получить, восхищаясь крылатыми существами: их оперением, позами, ловкостью, удивительной подвижностью. В городе можно любоваться не только декоративными птицами, сидящими в неволе, будь то клетки в квартире и в живом уголке или вольеры в зоомагазине и в зоопарке. С этой целью можно проводить время на приусадебных участках, в парках, скверах, садах. Такой же положительный для человека эффект достигается, когда внимание птиц привлекается подкормкой или устройством для них кормушек, особенно в зимнее время.

Рис. 2. Воробей
Рис. 3. Скворцы

В-третьих, обладая значительным целебным эффектом, благотворное влияние на психику человека оказывают звуки и голоса птиц. Если птицы певчие, то люди могут наслаждаться их песнями. Если же нет, то, зная, что многие классы млекопитающих, в том числе и птицы, поддаются дрессировке, люди обучают попугаев, скворцов, грачей и даже воробьев имитировать звуки, издаваемые другими живыми существами. Некоторые одаренные особи (в первую очередь попугаи) способны насвистывать мелодии, произносить слова или целые фразы, имитируя человеческий голос, а также воспроизводить элементы человеческой речи. Другие птицы предпочитают подражать различным звукам (капанию воды, шуму машин и т. д.).

Рис. 4. Птицы дома

Человек не может судить о возможностях голосового аппарата птиц в полной мере, так как для него из-за слабости слуха часть песни сливается в один звук, а часть просто не слышна.

Многие взрослые птицы, а за ними и люди, обучают молодых пташек пению, применяя особую форму памяти (запечатление). Так, птенец, сидя в гнезде, запоминает песню отца, а через год, став взрослым, воспроизводит ее. Если ему в детском возрасте проигрывать на магнитофоне песню другого вида птиц, он не только запомнит ее, но и обучит ей своих птенцов. Любители пения канареек, покоренные удивительным слухом и хорошей музыкальной памятью этой птицы, создали методики обучения кенаров, при использовании которых голосам придается звучание трех основных видов: русского овсяночного напева, немецкого дудочного глухого и тирольского напева. Так называемые плановые песни певцов с законченным «образованием» соответствуют двум основным требованиям:

  • необходимо правильно чередовать колена и гармонично их сочетать с мягкими, не резкими переходами;
  • устойчивое чередование колен должно сочетаться с исполнением всей песни от начала до конца без остановки.

Эти особенности пения передаются по наследству и дополнительно шлифуются кенароводами для последующего участия признанных солистов в певческих конкурсах.