\n');
Глава M. Методика
M.3. Методика работы с компьютерным курсом
M.3.3. Т. Ю. Захарова. Урок «Решение комплексных задач по теме «Электрическое поле»»
Современный уровень развития науки и техники немыслим без использования компьютерных технологий в преподавании физики и астрономии в школе. Одно из направлений использования компьютера на уроках – моделирование физических процессов и явлений. Вашему вниманию предлагается пример использования интерактивной модели из «Открытой Физики» при решении задачи на движение электрона внутри заряженного конденсатора.
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Электрическое поле» на примере решения задачи, требующей анализа физической ситуации, понимания физической закономерности, характеризующей описанное явление, умения использовать материал, изученный в 9 классе в разделах «Кинематика. Динамика»
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепление, обобщение и систематизация знаний полученных на уроках при изучении тем из курса физики 10-го класса – «Электрическое поле» и темы из курса 9-го класса – «Кинематика. Динамика».
- Воспитательные:
- формирование системы взглядов на мир;
- Развивающие:
- развитие речи, мышления;
- совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.
Оборудование к уроку:
- Компьютер, с рекомендуемыми техническими требованиями: Windows 95/98/ME/NT/2000/XP, Internet Explorer 5.0, Pentium-150, 100 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб оперативной памяти, СD–ROM, SVGA 800x600
- Мультимедийный курс «Открытая Физика 2.5. Часть II», ФИЗИКОН, 2002;
- видеопроектор, экран.
Домашнее задание: Г. Н. Степанова. Сборник задач по физике. М., Просвещение: 1997. Задачи № 914, 915.
План урока:
- Организация начала урока, объявление темы и цели урока – 1 мин.
- Повторение пройденного материала по темам: из курса физики 10-го класса – «Электрическое поле», и 9-го класса – «Кинематика. Динамика» – 7 мин.
- Компьютерное моделирование и анализ физической ситуации движения электрона между обкладками незаряженного и заряженного конденсатора – 10 мин.
- Решение задачи – 20 мин.
- Подведение итогов урока – 2 мин.
Ход урока:
- Тема сегодняшнего урока – решение комплексной задачи по теме «Электрическое поле».
Цель урока – применить ранее изученный материал для анализа и решения предложенной задачи.
- Прежде чем приступить к решению задачи, давайте вспомним разделы «Механика. Электрическое поле» и ответим на вопросы:
- Что такое работа? Какие вы знаете единицы измерения работы?
- Какие виды механической работы вам известны?
- Каковы формулы для нахождения кинетической и потенциальной энергии?
- В чем состоит теорема кинетической энергии?
- Какова связь между работой и перемещением заряда в однородном электрическом поле?
-
Итак, мы с вами убедились в том, что на перемещение заряда в однородном электрическом поле влияет величина потенциала данного поля. Давайте с помощью интерактивной модели «Движение заряда в электрическом поле» смоделируем данную ситуацию и рассмотрим траекторию движения заряда, находящегося между обкладками незаряженного и заряженного конденсатора.
Введем необходимые исходные данные для первой ситуации:
|
Рисунок M.3.3.1
|
E = 0 В/м, υ0x = 4,0·106 м/с, υ0у = 0,5·106 м/с. В этом случае электрон продолжает двигаться между обкладками равномерно по инерции, поскольку никакие силы на него не действуют (действием силы тяжести модно пренебречь из-за ничтожно малой массы электрона).
Пронаблюдаем за движением электрона на экране.
|
Рисунок M.3.3.2
|
Теперь зададим исходные данные для второй ситуации:
|
Рисунок M.3.3.3
|
E = 1500 В/м, υ0x = 4,0·106 м/с, υ0у = 1,2·106 м/с. При влете электрона в заряженный конденсатор на него начинает действовать постоянная кулоновская сила, направленная в сторону положительной обкладки конденсатора. Под действием этой силы электрон продолжает двигаться равномерно в направлении оси x, одновременно начиная смещаться к положительной обкладке, двигаясь в этом направлении равноускоренно с ускорением a. Проследим за движением электрона с помощью интерактивной модели.
-
Мы с вами только что провели анализ физической ситуации. Предлагаю ознакомиться с текстом задачи.
Задача: Пусть компоненты начальной скорости электрона υ0x = 5,0·106 м/с, υ0у = 1,2·106 м/с. Напряженность поля в конденсаторе E = 1500 В/м. Рассчитайте время полета электрона через конденсатор (L = 7,2 см) и смещение электрона по вертикали y.
Начинаем решение задачи с чертежа.
|
Рисунок M.3.3.4
|
По существу имеем задачу механики: нужно найти траекторию электрона в поле с кулоновской силой
при заданных начальных условиях
Дано: υ0x = 5,0·106 м/с υ0у = 1,2·106 м/с E = 1500 В/м L = 7,2 см |
Решение:
Выберем оси координат, совместив начало системы отсчета с точкой (0, 0) – точкой влета электрона. Второй закон Ньютона имеет вид:
, где .
Следовательно
.
Рассмотрим второй закон Ньютона в проекциях на оси: x: max = 0, т.к. вектор
перпендикулярен оси x, движение вдоль оси x равномерное. y: may = –(eE)y,
.
Уравнение скорости движения электрона имеет вид:
Проекции на оси x и y: x: υx = υ0x y: υy = υ0y+ayt.Нам неизвестно время полета электрона в конденсаторе. Запишем закон движения в проекции на оси координат:
x = υ0xt, y = υ0yt + ayt2 / 2.
Так как электрон за время t пролетел расстояние, равное длине пластины, то x = L. Значит, t = L/υ0x,
y – координата точки, в которую сместился электрон после пролета в конденсаторе.
Проведем вычисления:
Dy = – 0,01 м
|
Найти:t, Δy
|
-
Проверим результаты. Проведем компьютерный эксперимент с помощью интерактивной модели «Движение заряда в электрическом поле».
|
Рисунок M.3.3.5
|
Задача решена верно.
Задания повышенного уровня сложности
-
Определить направление скорости электрона после пролета конденсатора.
Дано: υx = 5,0·106 м/с υу = 1,2·106 м/с E = 1500 В/м L = 7,2 см |
Решение:
Выберем оси координат, совместив начало системы отсчета с точкой (0, 0) – точкой влета электрона. Второй закон Ньютона имеет вид:
, где
.
Следовательно
.
Рассмотрим второй закон Ньютона в проекциях на оси: x: max = 0, т.к.
перпендикулярен оси x, движение вдоль оси x равномерное. y: may = –(eE)y,
.
Для того, чтобы найти tg α необходимо определить υx и υy в момент вылета электрона из конденсатора:
. Уравнение скорости движения электрона имеет вид:
Проекции на оси x и y: x: υx = υ0x y: υy = υ0y + ayt, тогда |
Найти: tg α
|
-
Как изменится время полета и дальность полета электрона, если напряженность электрического поля возрастет в 2 раза?
Проведите компьютерный эксперимент и проверьте ответ.
Домашнее задание.Прошу вас обратить внимание, что домашняя задача № 915 аналогична разобранной на уроке.