Глава M. Методика

M.3. Методика работы с компьютерным курсом

Назад Вперед
Назад Вперед

M.3.7. Методика использования компьютерных моделей на уроках

Прежде всего, чрезвычайно удобно использовать компьютерные модели в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач. Согласитесь, что гораздо проще и нагляднее показать ряд опытов, используя модель «Фотоэффект» компьютерного курса «Открытая Физика», чем объяснять это при помощи доски и мела.

Окно модели «Фотоэффект» компьютерного курса «Открытая Физика 2.6»

При указанной демонстрации на экране компьютера, можно видеть симуляцию движения электронов. При этом очень наглядно можно продемонстрировать красную границу фотоэффекта, показать, что собой представляет потенциал запирания, а также проиллюстрировать законы фотоэффекта. Какими ещё средствами можно обеспечить подобную демонстрацию?

А как показать учащимся движение заряженной частицы в магнитном поле? В этом случае использование компьютерной модели является, пожалуй, единственно возможным.

Окно модели «Движение заряда в магнитном поле»

Реальные опыты, разумеется, необходимы, но многие ли учителя имеют возможность их показать? А будут ли реальные эксперименты столь же наглядны, как и компьютерные? Наверное, оптимальный результат может дать только разумное сочетание реального и компьютерного эксперимента.

Конечно, компьютерные демонстрации будут иметь успех, если учитель работает с небольшой группой учащихся, которых можно рассадить вблизи монитора, или, если в кабинете имеется соответствующая проекционная техника. В противном случае учитель может предложить учащимся самостоятельно поработать с моделями в компьютерном классе или в домашних условиях.

Следует отметить, что при индивидуальной работе учащиеся с большим интересом «возятся» с предложенными моделями, пробуют их регулировки, проводят эксперименты. Как показывает практический опыт, обычному школьнику конкретная модель может быть интересна в течение 3–5 минут, а затем неизбежно возникает вопрос: «А что делать дальше?» Опросы, которые проводил автор этих материалов после такой самостоятельной деятельности, к большому сожалению, показали, что учебный эффект при этом незначителен или отсутствует вовсе. Дело в том, что дети при такой работе, как правило, не вникают в физическую суть происходящего на экране.

Что же нужно сделать, чтобы урок в компьютерном классе был не только интересен по форме, но и дал максимальный учебный эффект?

Учителю необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели. Кроме того, желательно предупредить учащихся о том, что им в конце урока будет необходимо ответить письменно на вопросы или написать небольшой отчёт о проделанной работе. Идеальным является вариант, при котором учитель, перед уроком в компьютерном классе, раздаёт учащимся индивидуальные задания в распечатанном виде.

Какие же виды заданий и учебной деятельности можно предложить учащимся при работе с компьютерными моделями и как организовать эту деятельность? Об этом мы расскажем в следующих разделах.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий