Прежде всего, чрезвычайно удобно использовать компьютерные модели в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач. Согласитесь, что гораздо проще и нагляднее показать ряд опытов, используя модель «Фотоэффект» компьютерного курса «Открытая Физика», чем объяснять это при помощи доски и мела.
|
При указанной демонстрации на экране компьютера, можно видеть симуляцию движения электронов. При этом очень наглядно можно продемонстрировать красную границу фотоэффекта, показать, что собой представляет потенциал запирания, а также проиллюстрировать законы фотоэффекта. Какими ещё средствами можно обеспечить подобную демонстрацию?
А как показать учащимся движение заряженной частицы в магнитном поле? В этом случае использование компьютерной модели является, пожалуй, единственно возможным.
|
Реальные опыты, разумеется, необходимы, но многие ли учителя имеют возможность их показать? А будут ли реальные эксперименты столь же наглядны, как и компьютерные? Наверное, оптимальный результат может дать только разумное сочетание реального и компьютерного эксперимента.
Конечно, компьютерные демонстрации будут иметь успех, если учитель работает с небольшой группой учащихся, которых можно рассадить вблизи монитора, или, если в кабинете имеется соответствующая проекционная техника. В противном случае учитель может предложить учащимся самостоятельно поработать с моделями в компьютерном классе или в домашних условиях.
Следует отметить, что при индивидуальной работе учащиеся с большим интересом «возятся» с предложенными моделями, пробуют их регулировки, проводят эксперименты. Как показывает практический опыт, обычному школьнику конкретная модель может быть интересна в течение 3–5 минут, а затем неизбежно возникает вопрос: «А что делать дальше?» Опросы, которые проводил автор этих материалов после такой самостоятельной деятельности, к большому сожалению, показали, что учебный эффект при этом незначителен или отсутствует вовсе. Дело в том, что дети при такой работе, как правило, не вникают в физическую суть происходящего на экране.
Что же нужно сделать, чтобы урок в компьютерном классе был не только интересен по форме, но и дал максимальный учебный эффект?
Учителю необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели. Кроме того, желательно предупредить учащихся о том, что им в конце урока будет необходимо ответить письменно на вопросы или написать небольшой отчёт о проделанной работе. Идеальным является вариант, при котором учитель, перед уроком в компьютерном классе, раздаёт учащимся индивидуальные задания в распечатанном виде.
Какие же виды заданий и учебной деятельности можно предложить учащимся при работе с компьютерными моделями и как организовать эту деятельность? Об этом мы расскажем в следующих разделах.