Глава M. Методика

M.3. Методика работы с компьютерным курсом

Назад Вперед
Назад Вперед

M.3.8. Как составлять практические задания к компьютерным моделям

Прежде всего, на основе вашего поурочного плана определите, какие компьютерные модели вы сможете использовать при объяснении нового материала и/или предложить учащимся для работы в компьютерном классе. Для этой цели вам также может оказаться полезной информация, размещенная в следующем параграфе: «Модели компьютерного курса в программе по физике для 11 класса».

После того как модели выбраны, для удобства последующей работы, имеет смысл к каждой модели составить таблицу, в которую следует занести названия и обозначения параметров, которые может изменять пользователь, пределы и шаг их изменения. В эту таблицу также следует занести аналогичную информацию о параметрах модели, которые рассчитываются компьютером при выполнении экспериментов, и выводятся на экран монитора. Для создания таблицы нужно открыть соответствующую модель, определить диапазоны изменения регулируемых параметров, а затем провести несколько опытов с крайними значениями этих параметров. Такие эксперименты позволят вам определить предельные значения и шаг расчёта параметров, которые выводятся на экран компьютера в ходе экспериментов.

Рассмотрим в качестве примера компьютерную модель «Тонкая линза».

Рисунок M.3.8.1.
Вид окна модели «Тонкая линза»

Поработав несколько минут с указанной моделью, вы сможете составить таблицу её параметров. Примерный вид такой таблицы показан ниже.

Регулируемые параметры модели
Название Обозначение Пределы изменения Шаг
Оптическая сила F–1 от –20 до 20 дптр 1,0
Расстояние до предмета D от 200 до 300 мм 1,0
Рассчитываемые параметры модели
Фокусное расстояние F от –50 до 50 мм 3–500
Расстояние до изображения f от –14 до ∞ мм 0,2–500
Линейное увеличение Г от 0,2 до ∞ 0,1–25
Таблица M.3.8.1.
Параметры модели «Тонкая линза»

При работе с любой моделью аналогичная таблица совершенно необходима для планирования экспериментов и составления заданий, так как, в отличие от персонального компьютера, может быть всегда под рукой. На основе информации, содержащейся в таблице, в принципе, уже можно планировать демонстрационные эксперименты и/или составлять задания для учащихся. Однако, для облегчения последующей работы, особенно по составлению многовариантных заданий и лабораторных работ, очень полезно составить ещё одну таблицу, которую мы будем называть в дальнейшем, во избежание путаницы, матрицей. В матрицу следует занести конкретные значения начальных условий экспериментов, которые будут использоваться при составлении заданий, и результаты этих экспериментов. Примерный вид такой матрицы показан ниже.

Матрица. Значения параметров модели «Тонкая линза».

Оптическая сила
F–1 (дптр)
Расстояние до предмета
d (мм)
Фокусное расстояние
F (мм)
Расстояние до изображения
f (мм)
Линейное увеличение
Г
Собирающая линза
1. 20 100 50 100 –1
2. 20 30 50 –75 2,50
3. 16 168 63 100 –0,59
4. 16 42 63 –128 –3,05
5. 16 32 63 –66 –2,05
6. 10 300 100 150 –0,50
Рассеивающая линза
7. –5,0 200 –200 –100 0,50
8. –10 300 –100 –75 0,25
9. –14 165 –71 –50 0,30
10. –20 25 –50 –17 0,67

Для заполнения, как таблиц, так и матриц можно привлечь слабых учеников, которым более сложные задания, например, по решению задач с компьютерной проверкой, явно не по силам. Как показывает опыт, слабые ученики с большим энтузиазмом выполняют эксперименты, хотя бы и однотипные, хорошо осваивают модели и впоследствии даже могут придумать и сформулировать собственные задачи. Такая работа оказывается чрезвычайно полезной как для самих учеников, так и для учителя, так как существенно экономит его время.

На основании любой строки матрицы можно сформулировать несколько задач. Отметим, что в качестве расчётных задач с последующей компьютерной проверкой предпочтительнее, так называемые, обратные задачи. Дело в том, что ответы к прямым задачам некоторые учащиеся предпочитают получать, установив значения числовых параметров модели в соответствии с условием задачи и поставив эксперимент. После получения ответа решать задачу им, как правило, уже неинтересно. Разумеется, и обратную задачу учащиеся могут пытаться «решать» экспериментальным путём, подбирая числовые значения параметров и ставя эксперименты. Однако, это занятие более длительное и не столь привлекательное, так как требует значительного количества однотипных экспериментов и не всегда приводит к нужному результату. В то же время, если задача на бумаге решена правильно и первый же эксперимент согласуется с ответом, учащиеся получают моральное удовлетворение гораздо большее, чем от ответа, полученного обманным путём. По указанной выше причине прямые задачи лучше давать в виде экспериментальных задач или заданий.

Приведём примеры прямых и обратных задач к модели «Тонкая линза», составленных с использованием выше приведенной матрицы.

Экспериментальные задачи (прямые)

Экспериментальные задания

Расчетные задачи (обратные)

Возможно, у вас, уважаемый терпеливый читатель, возникли законные вопросы: «Зачем такие сложности? К чему эти таблицы и матрицы? Почему бы ни сесть просто за компьютер, открыть нужную модель, и немного с ней поэкспериментировав, подготовить несколько задач или демонстрационных опытов?». Конечно, если вы только начинаете работать с «Открытой Физикой» и предполагаете при объяснении материала показать несколько опытов или провести пробный фрагмент урока в компьютерном классе, то так и следует сделать. Автор ещё помнит, что и сам начинал подобным образом. Однако, если вы нацелены на серьёзную и длительную работу с курсом, а ведь только так можно добиться существенного учебного эффекта, то без описанных выше «сложностей» вам не обойтись.

На самом деле (вскоре вы в этом убедитесь) описанные приёмы только облегчат вашу работу и сэкономят уйму времени. Представьте себе, что неожиданно интересная идея по использованию модели на уроке возникла у вас на очередном педсовете, на котором обсуждаются проблемы информатизации учебного процесса, или в другой ситуации, когда компьютер или диск с курсом недоступны. Если же вы вникли в содержание модели, то одного беглого взгляда на таблицу с параметрами вам будет достаточно, чтобы понять, можно ли использовать модель в интересующих вас целях. Матрица же поможет вам составить любое, осуществимое в рамках модели, задание или лабораторную работу. Кроме того, раз уж авторы компьютерного курса создали такие замечательные модели, то почему бы ни использовать предоставленные возможности полностью, а в этом случае без описанных выше приёмов вряд ли можно обойтись.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий