\n');
Глава 16. Введение в математическую логику
16.5. Демонстрационные задачи
Задача.Найти объединение и пересечение множеств, если
По определению, объединение множеств A и B состоит из элементов как множества A, так и B. Таким образом, AB состоит из всех действительных чисел, входящих либо в промежуток (0; 10), либо в промежуток [-7; 2), то есть является объединением этих промежутков. На числовой прямой отметим концы данных промежутков (см. рисунок).
1
|
Рисунок 16.5.1
|
Объединением, очевидно, будет промежуток [-7; 10). Пересечением данных числовых промежутков будет промежуток с двойной штриховкой (см. рисунок). Таким образом, Задача.
Изобразите с помощью диаграмм Эйлера-Венна следующую форму логического рассуждения: "Если некоторые a являются b, а некоторые b являются c, то некоторые a являются c".
На языке теории множеств это означает, что если AB ≠ и BC ≠ , то AC ≠ . Но это не всегда верно, что и демонстрирует приведенная ниже диаграмма.
2
|
Рисунок 16.5.2
|
Задача.Какие из следующих теорем верны? Какие из них являются по отношению друг к другу обратными, противоположными?
- Если каждое из слагаемых делится на 11, то и сумма делится на 11.
- Если ни одно из слагаемых не делится на 11, то и сумма не делится на 11.
- Если если хотя бы одно из слагаемых делится на 11, то и сумма делится на 11.
- Если сумма делится на 11, то и каждое из слагаемых делится на 11.
- Если сумма не делится на 11, то хотя бы одно из слагаемых не делится на 11.
- Если сумма не делится на 11, то ни одно из слагаемых не делится на 11.
Сформулируем эти теоремы с использованием кванторов и предикатов. Рассмотрим предикаты и Очевидно, что множество, на котором определены предикаты, по смыслу теоремы есть множество всех действительных чисел. Поэтому, приведенные теоремы запишутся следующим образом:
- – верно;
- – неверно;
- – неверно;
- – неверно;
- – верно;
- – неверно.
Пары (1.; 4.) и (2.; 6.) – взаимно обратные теоремы; теоремы 2. и 3. – противоположные, теоремы 4. и 5. также противоположны, так как по формуле де Моргана