Выдающиеся математики
Омар Хайям

Хайям Омар Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим (около 1048, Нишапур, – после 1122, там же), персидский и таджикский поэт, математик и философ. Большую часть жизни провел в Балхе, Самарканде, Исфахане и др. городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины.

Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося ученого. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно. Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных. В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.

Всемирную известность принес Омару Хайяму как поэту цикл четверостиший («Рубаийат»). Наукой еще не решен вопрос, какие из приписываемых Омару Хайяму четверостиший доподлинно принадлежат ему. Более или менее твердо можно признать атрибуцию 66 рубай, содержащихся в наиболее древних списках. Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия Омара Хайяма лишена вычурности образов, красивости; она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен: трава, произрастающая из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар, гончарная мастерская и кувшины – взаимоотношения между творцом, миром и индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни позволяют поэту резко полемизировать с официальными религиозными догмами. Стиль Омара Хайяма предельно емкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий. Основные идеи – страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв к свободе личности. В средне-вековой персидской и таджикской поэзии Омар Хайям – единственный поэт, в стихах которого лирический герой в значительной мере выступает как автономная личность. Поэт поднялся до отчуждения лирического героя от царя и Бога; герой этот, бунтарь и богоборец, противник насилия, подвергает сомнению религиозную догму о божественно-разумном устройстве мира. Однако в творчестве Омара Хайяма немало сложных и противоречивых проблем. С этим связана и противоречивая трактовка его рубай у различных исследователей.


Назад
Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий