Глава M. Методика

M.3.

Назад Вперед
Назад Вперед

M.3.8.


Тип урока: обобщающий урок

Тема. Показательные и логарифмические неравенства.

Основные понятия. Определение показательного неравенства, определение логарифмического неравенства, теорема о решении показательного неравенства, теорема о решении логарифмического неравенства.

Самостоятельная деятельность учащихся. Решение задач по теме «Показательные и логарифмические неравенства».

Использование новых информационных технологий. В качестве дополнительного иллюстративного материала показ на компьютере модели курса «Показательные и логарифмические неравенства» (используются компьютерные модели 3.2. Решение логарифмических неравенств и 3.3. Решение показательных уравнений).

План урока

Этапы урока Время, мин Приёмы и методы
I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы 2 Беседа учителя
II. Основное содержание урока. Отработка с учащимися решения показательных и логарифмических неравенств 5 Объяснение учителя. Эвристическая беседа
III. Формирование умений и навыков. Отработка изученного материала 30 Решение задач. Ответы на вопросы учащихся
IV. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия 5 Сообщение учителя. Сообщения учащихся
V. Домашнее задание 3 Запись на доске

Основное содержание урока

Мы считаем целесообразным поработать с моделями 3.2 и 3.3.

В модели 3.2. Решение логарифмических неравенств вы найдёте:

  1. примеры графического решения логарифмических неравенств;
  2. теоремы для решения логарифмических неравенств; применение этих теорем для решения логарифмических неравенств.

В модели 3.3. Решение показательных уравнений вы найдете:

  1. примеры графического решения показательных неравенств;
  2. теоремы для решения показательных неравенств; применение этих теорем для решения показательных неравенств.

Мы рекомендуем рассмотреть решение примеров, данных в моделях 3.2 и 3.3, и разобрать их с учащимися.

На обобщающем уроке полезно вспомнить с учащимися:

 

Показательными неравенствами называют неравенства вида af (x) > ag (x).

Показательное неравенство af (x) > ag (x) равносильно неравенству того же смысла f (x) > g (x), если a > 1;

показательное неравенство af (x) > ag (x) равносильно неравенству противоположного смысла f (x) < g (x), если 0 < a < 1.

 

Логарифмическими неравенствами называют неравенства вида loga f (x) > loga g (x), где a – положительное число, отличное от 1, и неравенства, сводящиеся к этому виду.

Если f (x) > 0 и g (x) > 0, то:

  • при a > 1 логарифмическое неравенство loga f (x) > loga g (x) равносильно неравенству того же смысла f (x) > g (x);
  • при 0 < a < 1 логарифмическое неравенство loga f (x) > loga g (x) равносильно неравенству противоположного смысла f (x) < g (x).

Далее мы приводим систему упражнений, с помощью которой можно повторить весь изученный материал по теме «Показательные и логарифмические неравенства» и подготовить учащихся к контрольной работе.

Решите неравенство:

  1. 72x – 9 > 73x – 6;
  2. 45x – 1 > 163x + 2;
  3. 23x + 6 ≤
  4. 0,36x – 1 – 0,36x ≥ 0,7;
  5. 52x + 4 · 5x – 5 ≥ 0;
  6. 32x + 1 – 10 · 3x + 3 < 0;
  7. 3x < 5x;
  8. 22 – x > 2x – 3;
  9. (x – 6)(5x – 6 – 25) < 0;
  10. log5 (3x + 1) < 2;
  11. log2 (5x – 9) ≤ log2 (3x + 1);
  12. log8 (x2 – 7x) > 1;
  13. log22 x > 4log2 x – 3;
  14. log3 x > log3 72 – log3 8;
  15. log5x – 1 2 ≤ 0.
  16. Сколько целочисленных решений имеет неравенство
    log12 (x2  – x) ≤ 1?
  17. Решите систему неравенств:
  18. Решите систему неравенств:

Ответы на вопросы

  1. Дайте определение показательного неравенства.
  2. Дайте определение логарифмического неравенства.
  3. Сформулируйте теорему о решении показательного неравенства.
  4. Сформулируйте теорему о решении логарифмического неравенства.

Домашнее задание

№ 1400–1406; № 1582–1586 из задачника А. Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа, 10–11 классы».


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий