Глава M. Методика

M.1.

Назад Вперед
Назад Вперед

M.1.4.

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по математике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.

Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования настоящие требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по математике ориентированы, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.

Государственный стандарт по математике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения внедрения стандарта.

Принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе банки учебных задач, контрольно-измерительные материалы, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для достижения требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование для оснащения кабинета математики части указанных технических средств рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25–30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета математики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования информационно-коммуникационных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации данных).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Основная школа Старшая школа
Базовая Профильная
1 2 3 4 5 6
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования по математике Д Стандарт по математике, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета математики.
1.2 Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) Д
1.3 Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень) Д
1.4 Примерная программа основного общего образования по математике Д
1.5 Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике Д
1.6 Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике Д
1.7 Авторские программы по курсам математики Д Д Д
1.8 Учебник по математике для 5–6 классов К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации.
1.9 Учебник по алгебре для 7–9 классов К
1.10 Учебник по геометрии для 7–9 классов К
1.11 Учебник по алгебре и началам анализа для 10–11 классов К К
1.12 Учебник по геометрии для 10–11 классов К К
1.13 Учебник по математике для 10–11 классов К
1.14 Рабочая тетрадь по математике для 5–6 классов К В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников.
Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение математических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.
1.15 Рабочая тетрадь по алгебре для 7–9 классов К
1.16 Рабочая тетрадь по геометрии для 7–9 классов К
1.17 Дидактические материалы по математике для 5–6 классов Ф
1.18 Дидактические материалы по алгебре для 7–9 классов Ф
1.19 Дидактические материалы по геометрии для 7–9 классов Ф
1.20 Практикум по решению задач по алгебре и началам анализа для 10–11 классов Ф Ф
1.21 Практикум по решению задач по геометрии для 10–11 классов Ф Ф
1.22 Практикум по решению задач по математике для 10–11 классов Ф
1.23 Учебные пособия по элективным курсам Ф Ф
1.24 Сборник контрольных работ по математике для 5–6 классов Ф Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.
1.25 Сборник контрольных работ по алгебре для 7–9 классов Ф
1.26 Сборник контрольных работ по геометрии для 7–9 классов Ф
1.27 Сборник контрольных работ по алгебре и началам анализа для 10–11 классов Ф Ф
1.28 Сборник контрольных работ по геометрии для 10–11 классов Ф Ф
1.29 Сборник контрольных работ по математике для 10–11 классов Ф
1.30 Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике К К
1.31 Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену К
1.32 Научная, научно-популярная, историческая литература П П П Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения.
1.33 Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.) П П П
1.34 Методические пособия для учителя Д Д Д
2. Печатные пособия
2.1 Таблицы по математике для 5–6 классов Д Таблицы по математике должны содержать правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций.
2.2 Таблицы по геометрии Д Д Д
2.3 Таблицы по алгебре для 7–9 классов Д
2.4 Таблицы по алгебре и началам анализа для 10–11 классов Д Д
2.5 Портреты выдающихся деятелей математики Д Д Д В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты математиков, вклад которых в развитие математики представлен в стандарте.
3. Информационно-коммуникативные средства
3.1 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики Д/П Д/П Д/П Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе, в форме тестового контроля).
3.2 Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы
3.3. Инструментальная среда по математике Инструментальная среда должна представлять собой практикум (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях), предназначена для построения и исследования геометрических чертежей, графиков функций и проведения численных экспериментов.
4. Экранно-звуковые пособия
4.1 Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов Д Д Д Могут быть в цифровом (компьютерном) виде.
5. Технические средства обучения
5.1 Мультимедийный компьютер Д Д П Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
5.2 Сканер Д Д Д
5.3 Принтер лазерный Д Д Д
5.4 Копировальный аппарат Д Д Д Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
5.5 Мультимедиапроектор Д Д Д
5.6 Средства телекоммуникации Д Д Д Включают: электронная почта, локальная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий.
5.7 Диапроектор или графопроектор (оверхэд) Д Д Д
5.8 Экран (на штативе или навесной) Д Д Д Минимальные размеры 1,25х1,25 м
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
6.1 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц Д Д Д
6.2 Доска магнитная с координатной сеткой Д Д Д
6.3 Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль Д Д Д Комплект предназначен для работы у доски.
6.4 Комплект стереометрических тел (демонстрационный) Д Д Д
6.5 Комплект стереометрических тел (раздаточный) Ф Ф Ф
6.6 Набор планиметрических фигур Ф
6.7 Геоплан Ф
7. Специализированная учебная мебель
7.1 Компьютерный стол Д Д Д
7.2 Шкаф секционный для хранения оборудования Д Д Д
7.3 Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью) Д Д Д
7.4 Стенд экспозиционный Д Д Д
7.5 Ящики для хранения таблиц Д Д Д
7.6 Штатив для таблиц Д Д Д

Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий