(4 часа во внеурочное время)
Для успешного решения стоящих перед курсом астрономии задач необходимо использовать разнообразные методические приемы, увеличить долю самостоятельной работы учащихся, усилить наглядность обучения, в первую очередь за счет астрономических наблюдений. Примерные сроки их проведения непосредственно указаны в планировании с учетом того, что каждое из них должно решать свои конкретные задачи. Например, первое опирается на уже сформированные умения учащихся пользоваться ПКЗН, знания созвездий, небесных координат и т.д.
Могут быть и другие подходы, наиболее эффективным явилось бы проведение астрономических наблюдений еще в Х классе весной или летом, накануне изучения астрономии, – методический подход в этом случае был бы иным, но конечный результат тот же.
1. Общее знакомство со звездным небом
Целью этого вечернего занятия является: ознакомление учащихся с некоторыми созвездиями и наиболее яркими звездами; наблюдение суточного движения звездного неба; определение сторон света по Полярной звезде; понятие об угловых измерениях и координатах звезд; оценка светимостей нескольких звезд.
Учащихся целесообразно заранее разбить на группы по пять-семь человек, выбрать или назначить бригадиров групп из тех, кто особенно интересуется астрономией, которые могут оказать непосредственно помощь учителю в организации и проведении наблюдений. С примерным планом наблюдений класс знакомится заранее, внутри группы каждый ученик знает свою очередность или имеет индивидуальное поручение.
Примерный план наблюдений
2. Наблюдение Луны и планет в телескоп 1 (бинокль)
Целью этого занятия является: умение практически использовать подвижную карту звездного неба; изучение поверхности Луны и ее движения относительно звезд, наблюдение планет, спутников Юпитера.
Указание: наблюдение проводить, когда Луна будет в первой четверти.
Примерный план наблюдений
3. Наблюдение Солнца в телескоп
При организации этого занятия учитель должен помнить о предосторожностях. Поток света от Солнца настолько велик, что часть объектива нужно обязательно закрыть, для этого на него надевается диафрагма с отверстием 1/3 диаметра объектива. Ни в коем случае нельзя смотреть в телескоп на Солнце без специального солнечного светофильтра (самодельные светофильтры недопустимы!). Если нет специального солнечного светофильтра, то наблюдать Солнце следует только на экране (солнечный экран обычно прилагается к школьному телескопу, но его можно изготовить и своими силами, см. Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии. М.: Наука, 1971).
Цель занятия: наблюдение полного диска Солнца, потемнения его к краю, фотосферных пятен и их групп, желательно выполнение зарисовок Солнца, составление краткого плана рассказа увиденного с использованием теоретических сведений о температуре, магнитном поле, размерах (угловых и линейных) видимых образований.
Примерный план наблюдений
4. Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик
Цель занятия: использовав школьный астрономический календарь и подвижную карту звездного неба, провести визуальное и с помощью телескопа (бинокля) наблюдение конкретных астрономических объектов (лучше заранее распределить их по бригадам учащихся); подготовка учащихся к последующим самостоятельным наблюдениям.
Указание: наблюдение проводить в безлунную ночь.
Примерный план наблюдений