В результате изучения темы учащиеся должны
7/1. Солнечная система
Геоцентрическая система мира. Гелиоцентризм Н. Коперника – революционный переворот в науке и мировоззрении. Вклад ученых (Дж. Бруно, Г. Галилей, М. Ломоносов). Сведения о телах, входящих в состав Солнечной системы, их основные закономерности.
Демонстрации с компьютерного диска «Открытая Астрономия 2.6» | Межпредметные связи, повторение | Домашнее задание | Дополнительная литература | |
Учебник 1 | Учебник 2 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4.1.1. Планеты и их спутники Модель 4.1. Солнечная система 4.1.2. Вращение солнечной системы 1.3.3. Видимое движение планет Модель 1.8. Видимое движение планет |
Представления о Земле в древнем мире (Эратосфен, карта Птолемея), в средние века (глобус Бехайма, кругосветное путешествие Магеллана) (история, VI кл.). Солнечная система, ее состав. Планеты, метеоры, метеориты (Окружающий мир, V кл.). | § 8, 9 Задание 4 |
7 (7.1–7.2) 7.3 (2, 3) |
С. 55–56, 241–245, 257–260 Ав. 507–512 |
8/1. Законы Кеплера
Конфигурации и условия видимости планет. Узловые вопросы урока: Внутренние и внешние планеты. Соединения и противостояния. Синодический период обращения планеты, его вычисление для внутренней и внешней планеты. Законы движения планет и искусственных тел. Разбор задач с. 38, упр. 7 (2), упр. 8 (2).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1.3. Законы Кеплера Модель 3.3. Законы Кеплера |
Планеты (Окружающий мир, V кл.). Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота. Движение ИСЗ. Расчет первой космической скорости (физика, IX кл.). Эллипс как проекция окружности, построение овала. Радианная и градусная меры угла (алгебра, Х кл.). Длина окружности, площадь круга (математика, VI кл.). | § 10, 11 упр. 7 (1, 3) упр. 8 (1, 3) |
8 (8.1, 8.2, 8.4, 8.5) 8.6 (2, 3) 8.7 (2, 3) |
С. 127, 137–138, 111–115, 120–122 Ав. 100, 102–103, 245 |
9/3. Закон всемирного тяготения и его следствия
Космические скорости: круговая, параболическая, гиперболическая. Формы орбит. Возмущения в движении планет. Открытие Нептуна. Теория приливов. Масса и плотность Земли. Определение масс небесных тел, третий уточненный закон Кеплера.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1.1. Закон всемирного тяготения Модель 3.1. Гравитация внутри Земли 3.1.2. Механическая энергия в гравитационном поле 3.1.2.1. Конические сечения |
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, масса, сложение сил (физика, IX кл.). Гидросфера (география, VI кл.). | § 13 упр. 12 (2) упр. 13 |
9 (9.1–9.2) 9.3 (2), 9.4 (2, 3) |
С. 74–75, 205–206, 217–218, 304–305 |
10/4. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
Среднее расстояние от Земли до Солнца. Метод радиолокации. Геометрический способ определения расстояний, параллактическое смещение. Размер и форма Земли, градусные измерения в геодезии. Параллакс, определение размеров светил.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4.1.3. Современная космогония Модель 4.2. Эволюция Солнечной системы |
Градусная и радианная мера угла, смежные и вертикальные углы, шар и сфера, подобие треугольников, синус малых углов (математика, V, VII, X, XI кл.). Расстояние от Земли до Солнца и Луны. Сравнительные величины Солнца, Земли и Луны (Окружающий мир, V кл.) Скорость распространения электромагнитных волн. Метод радиолокации (физика, ХI кл.) | § 12 упр. 10 (2) упр. 11 (5) Задание 5 |
10 (10.1–10.2) 10.3 (1, 2) 10.4 (2, 3) |
С. 207–208 |
11/5. Космические исследования
Орбиты космических аппаратов. Решение задач из упражнений разделов II, III.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1.3. Законы Кеплера Модель 3.3. Законы Кеплера 3.1.2. Механическая энергия в гравитационном поле |
11 (11.1–11.2), 11.3 (2, 3) 11.4 (1) |