Глава M. Методика

M.3. Естествознание (5 класс)

Назад Вперед
Назад Вперед

M.3.2. Сравнительная характеристика программ

Сравнительная характеристика программ показывает, что разные авторы программ предлагают различные подходы к изучению вопросов астрономической тематики в 5 классе, отводят на их изучение различное время.

Название программы Основные вопросы астрономической тематики Количество часов по программе на определенные темы
1 Естествознание 5 класс. Под редакцией Суровегиной Т. И. 6 класс Земля – планета Солнечной системы.
Планета как космическое тело.
9 часов

8 часов
2 Природоведение 5 класс. Плешаков А. А., Сонин Н. И. Вселенная
Земля
18 часов
4 часа
3 Природа и человек 5 класс Мир астрономии
Мир физики (вопросы астрономии)
Мир географии
12 часов
2 часа

2 часа
4 Естествознание 5 класс. Под редакцией Хрипковой А. Г. Земля – планета Солнечной системы
Литосфера
Атмосфера
8 часов
5 Природа 5 класс. Пакулова В. М., Иванова Н. В. Вселенная 8 часов
6 Естествознание 5 класс. Алексашина И. Ю., Орещенко Н. И. 6 класс Земля – планета Солнечной системы.
Солнце
6 часов

6 часов
7 Основы естественнонаучных исследований. Африна Е. И., Уваров А. Ю, Медведев О. Б. Вселенная 8 часов
8 Физика, химия. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Земля – планета Солнечной системы 8 часов

Из данной таблицы видно, что на вопросы астрономической тематики в программе «Природоведение» отводится наибольшее количество часов – 22 часа. При этом в этой программе наибольшее внимание уделяется вопросам строения Вселенной. А вот программа «Естествознание» 5 класс под редакцией Хрипковой А. Г. больше внимания уделяет вопросам практической астрономии.

Именно поэтому в данных методических рекомендациях будут рассматриваться именно эти две программы, содержащие два основных подхода изучения астрономии в 5 классе. При работе с другими программами рекомендуется найти в таблице «Основные модели компьютерного курса и краткая характеристика иллюстраций, рекомендуемые для учащихся 5 класса».

Одна из основных задач учителя, преподающего астрономические вопросы в курсе естествознания, заключается в том, чтобы показать картину мира в разных, в том числе и наиболее крупных масштабах, что совершенно необходимо для формирования мировоззрения учащихся. Преподаваемые вопросы должны быть научными с точки зрения современной науки астрономии и обязательно наглядными. У школьников 5–6 классов уровень абстрактного мышления еще довольно низок, у них преобладает наглядно-образное мышление, именно поэтому так важно использовать разнообразные средства наглядности.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий по естествознанию – внедрение в процесс обучения первого компьютерного мультимедийного курса по астрономии.

Использование на уроках естествознания новых информационных технологий в виде мультимедийного компьютерного курса заметно повысит качество усвоения информации. Поскольку данный курс имеет интерактивный интерфейс, снабженный графическим, видео- и звуковым сопровождением, он вполне может заменить традиционные технические средства обучения – эпипроекторы, диапроекторы, киноаппаратуру, магнитофоны. Использование в процессе преподавания естествознания в 5 классе мультимедийного курса "Открытая Астрономия" поможет учителю заворожить красотой этой прекрасной науки – астрономии и показать научную картину мира, сформировать повышенный интерес к астрономическим явлениям.

В данном мультимедийном курсе учитель может выбрать широкий набор различных демонстраций:

Современный мультимедийный интерактивный курс «Открытая Астрономия» содержит электронный учебник, 57 интерактивных учебных моделей, более 1000 фотографий, схем, рисунков и карт, интерактивный планетарий. Возможности интерактивного планетария велики: он сможет изобразить на вашем компьютере карту звездного неба из любой точки земного шара в любое время. Известно, что невооруженным глазом видно только 6000 звезд. В каталоге программы Планетария более 9000 звезд северного и южного неба, Солнце и Луна, 8 больших и 100 малых планет Солнечной системы, а также более 100 комет и почти столько же туманностей и галактик.

Это позволяет решить проблемы наглядности в преподавании астрономии в основной школе. Для проверки усвоения учебного материала имеется тестирующий блок, который содержит тесты дифференцированной степени сложности, контрольные задачи и задачи с решениями. В компьютерном курсе имеется также дневник достижений учащегося, в который записываются статистика работы с курсом, решения задач и тестов, проставляется оценка работы. С точки зрения пользователя курс состоит из трех основных блоков: теоретического, справочного и тестирующего.

Данный мультимедийный компьютерный курс сразу задуман как система интеграции учебного диска и системы индивидуального обучения через Интернет, поэтому предусмотрено также использование современных телекоммуникационных средств – учебно-методических страниц по астрономии «Открытого Колледжа», выход на систему дистанционного обучения и тестирования, выход на форум.

Полностью использовать данный компьютерный курс в 5–6 классе нецелесообразно из-за сложности материала, рассчитанного на знание учащимися физики на уровне 10–11 классов. Тем не менее, данные методические рекомендации помогут учителю, преподающему естествознание по одному из выше перечисленных программ, пользоваться компьютерным курсом «Открытая Астрономия». Для учителя естествознания будет важно и то, что «Открытая Астрономия» – гипертекстовый учебник, позволяющей, в принципе, получить ответ на интересующий вопрос с любой степенью сложности и проработанности, а это очень важно при личностно-ориентированном обучении. В 5–6 классах рекомендуется пользоваться только тестами с самыми простыми качественными задачами.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий