Название программы: Природоведение 5 класс (Плешаков А. А., Сонин Н. И.).
№ | Основные вопросы астрономической тематики | Примерное планирование |
1 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Урок 1/1. Роль естествознания в жизни людей Урок 1/2. Как древние люди представляли себе Вселенную Иллюстрации из Введения: «Мегалиты древности», «Стоунхендж с высоты птичьего полета», «Солнечный камень древних ацтеков». Параграф I.3 с информацией об астрономии древности. Биографии астрономов древности. Иллюстрация из параграфа 1.1.1 «Величественный Стоунхендж – одна из древнейших астрономических обсерваторий, построенная пять тысяч лет назад в Южной Англии». |
2 | От Коперника до наших дней | Урок 2/3. От Коперника до наших дней В I.4 "На пути к истине" рассказано об астрономии времен Коперника, Тихо Браге, Иоганна Кеплера до астрономии ХIХ века. В I.5 "Современная астрономия" рассказывается об открытиях астрономов XX века. При этом можно пользоваться системой гиперссылок, например, на особенно красочно оформленную главу об открытии пульсаров в главе 6.5.4, можно попасть по гиперссылке с биографии Хьюиша Э., при этом учащимся можно показать модель 6.8 «Пульсары». |
3 | Солнечная система, ее состав | Урок 3/4. Солнечная система Модель 4.1. «Солнечная система». Данная трехмерная динамическая модель показывает вращение Солнечной системы. В центре компьютерной модели изображено Солнце, вокруг него движутся большие планеты Солнечной системы. В модели можно показать отдельно движение планет земной группы и движение планет-гигантов. |
4 | Планеты земной группы | Рекомендуется показать иллюстрации: «Меркурий – ближайшая к Солнцу планета», «Меркурий очень похож на Луну», «Гора Шапаш шириной 400 км и высотой 1,5 км», «Изображение Марса, составленное компьютером из сотни фотографий с «Викинга». Овальные пятна слева – гигантские вулканы», «Бывшие реки: когда-то по ним бежала вода», «Олимп – крупнейшая гора в Солнечной системе. Провал на вершине вулкана равен по площади Лос-Анджелесу», «Марсианская пустыня», «Древние русла рек», «Каналы на Марсе. Рисунок Персиваля Ловелла», «Загадочный сфинкс». |
5 | Планеты-гиганты Плутон Спутники планет |
Урок 4/5 Планеты-гиганты Плутон. «Юпитер – самая большая планета Солнечной системы», «Большое Красное Пятно – гигантский вихрь в атмосфере Юпитера. Рядом для сравнения показана Земля», «Коричневый овал в северном полушарии превосходит по размерам Землю», «Сатурн. Снимок телескопа им. Хаббла», «На берегу метанового океана», «Кольца Сатурна. Снимок с "Вояджера», «Внутри колец. Все частицы двигаются с небольшими скоростями друг относительно друга и иногда сталкиваются», «Уран с "Вояджера-2». Урок 5/6. Урок закрепления знаний по теме "Планеты". Урок 6/7. Спутники планет. Иллюстрации: "Система спутников Юпитера", "Небо Амальтеи. Юпитер закрывает область около 46° в поперечнике", "Ио", "Юпитер в небе Ио имеет диаметр около 20°. На переднем плане – потоки серы, позади извергающийся вулкан", "Султаны вулканического происхождения взметаются ввысь на сотни километров", "Спутник Юпитера Европа". |
6 | Астероиды | Урок 7/8. Малые тела Солнечной системы В параграфе 4.11.1 «Пояс астероидов» можно воспользоваться прекрасными иллюстрациями «Местоположение 8777 астероидов в полночь 1 января 2000 года», «Гаспра имеет неправильную форму» и другими. Таблица «Малые тела Солнечной системы». В параграфе 4.11.2 «Орбиты астероидов» – иллюстрациями «Пояс астероидов», «Греки и Троянцы», «Земля, Марс и пять астероидов группы Амура», «Земля, Марс и пять астероидов группы Аполлона», «Астероид Ида и ее маленький спутник – Дактиль». |
7 | Кометы Метеориты |
Урок 8/9. Кометы. Метеориты Из параграфа 4.11.4 «Небесные странницы» фотографии «Комета, названная в честь астронома Ричарда Уэста», «Комета Галлея движется по эллиптической орбите в направлении, противоположном направлению вращения планет», «Комета Хейла-Боппа, 1997 год». Модель 4.8 «Кометы» иллюстрирует строение кометы, причины образования кометного хвоста. При этом в модели можно изменять расстояние от Солнца и наблюдать, как при этом изменяется вид кометы. В параграфе 4.11.6 «Метеорные потоки» рекомендуется показать модель 4.9 «Метеорные потоки», которая демонстрирует причины появления звездного дождя, и модель 4.7 «Образование кратеров». Очень важно для формирования понятий о метеорах, метеорных телах и метеоритах показать иллюстрации «Метеор проносится по небу и сгорает за несколько секунд», «Метеориты». |
8 | Мир звезд Солнце – ближайшая к нам звезда |
Урок 9/10. Звезды. Солнце – центр Солнечной системы Иллюстрации «Сравнительные размеры Солнца и гигантов», «Сравнительные размеры Солнца и карликов» из параграфа 6.1.5. Хороший иллюстративный материал – схемы «Радиус Солнца в 109 раз больше радиуса Земли», «Внутреннее строение Солнца», «Солнечная вспышка», «Протуберанец», «Размеры солнечных пятен часто превышают размеры Земли». |
9 | Многообразие звезд | Урок 10/11. Многообразие звезд Модель 6.3 «Цефеиды», при этом обратить внимание учащихся на особый характер этих звезд, на то, что они могут изменять свой цвет и размер, как бы «дышать». Вполне доступна для восприятия этого возраста модель 6.5 «Кратные звезды». Эта модель показывает, как изменяется внешний вид кратной системы, если смотреть на нее при различном увеличении. |
10 | Созвездия | Урок 11/12. Созвездия В параграфе 1.2.1 «Границы на небе» таблица с полным перечнем всех созвездий. Затем можно попасть на определенное нужное созвездие. Описание каждого созвездия содержит справочные данные о латинском названии созвездия, координатах, сведениях о ярких звездах, числе ярких звезд, описаны, какие интересные объекты могут наблюдаться в созвездии, приводятся данные о происхождении названия. Кроме этого, для каждого созвездия приводится карта соответствующего участка звездного неба. Интерактивный планетарий. |
11 | Галактика Многообразие галактик |
Урок 12/13. Галактики Данную сложную тему для восприятия учащихся 5 класса прекрасно проиллюстрируют рисунки «Южная часть Млечного Пути», «Спиральная галактика NGC1365: примерно так выглядит наша Галактика сверху», «Спиральная галактика NGC891: примерно так выглядит наша Галактика сбоку», «Вид на Млечный Путь с воображаемой планеты, обращающейся вокруг звезды галактического гало над звездным диском». Кроме этого, эти рисунки помогут развить пространственное воображение учащихся. Модель 7.1 «Вращение Галактики» является трехмерной моделью и демонстрирует вращение нашей Галактики под разными углами зрения. Желтой точкой отмечено положение Солнца. В модели схематически отмечены расстояние от центра нашей Галактики до Солнца и размеры Галактики. Учащимся рекомендуется продемонстрировать вращение нашей Галактики с разных точек зрения. Размеры нашей Галактики в модели даны в световых годах, это поможет сформировать правильное представление о месте Солнечной системы в Галактике и ввести это достаточно сложное астрономическое понятие для учащихся 5 классов. В компьютерном курсе «Открытая Астрономия» много фотографий различных скоплений и диффузных туманностей, которые помогут проиллюстрировать учителю структуру нашей Галактики: «Рассеянное скопление «Плеяды» содержит много ярких, горячих звезд, которые были сформированы в одно и то же время из газопылевого облака», «Шаровое скопление в созвездии Центавра», «Шаровое скопление M13 в созвездии Геркулеса», «Подводные кораллы? Очарованные замки? Космические змеи? В действительности эти таинственные темные колонны – очень плотные газопылевые облака туманности M16 в созвездии Орла», «Большая туманность Ориона. Это диффузная туманность», «Темная туманность Конская голова». Из всего множества фотографий галактик рекомендуется показать иллюстрации «Эллиптическая галактика M87 в созвездии Девы», «Спиральная галактика M31 (Туманность Андромеды) входит вместе с Млечным Путем в Местную группу. По-видимому, наша Галактика выглядит также», «Галактика M100 – большая спиральная галактика в скоплении Девы, похожая на Млечный Путь. Свет, который мы видим сейчас, был «испущен», еще когда динозавры населяли Землю», «Пересеченная спиральная галактика NGC1365», «Спиральная галактика M104 (Сомбреро) в созвездии Девы. Хорошо заметная на снимке темная линия пыли и гало из звезд и шаровых скоплений и дали название этой галактике», «Взаимодействующая галактика Колесо», «Квинтет Стефана – пять близко расположенных взаимодействующих галактик. Согласно последним исследованиям можно предположить, что сближение играет большую роль в жизненном цикле». |
12 | Что мы узнали о Вселенной | Урок 13/14. Что мы узнали о Вселенной. |
13 | Урок 14/15. Итоговый урок по теме «Вселенная». Кратковременная контрольная работа или тест по теме «Вселенная». |
|
14 | Уроки 15/16, 16/17. Посещения планетария. | |
15 | Земля | Урок 1/18. Как возникла Земля. Историю научных взглядов на возникновение Солнечной системы помогут проиллюстрировать рисунок «Гипотеза Джинса образования планет Солнечной системы», модель 4.2 «Эволюция Солнечной системы». |
16 | Внутреннее строение Земли: ядро, мантия | Урок 2/19. Внутреннее строение Земли. Рекомендуются также иллюстрации «Дрейф материков», «Планета Земля», «Строение Земли». Вполне доступна для восприятия этого возраста таблица 4.4.2.1 «Строение Земли», в которой даются характеристики земной коры, мантии и ядра. |
17 | Атмосфера | Урок 7/24. Воздушный океан Земли. В компьютерном курсе имеется специальный параграф «Строение атмосферы Земли». Особенно наглядным в этом параграфе является рисунок «Озоновая дыра над Антарктидой». |
18 | Особенности Земли | Урок 12/29. Неповторимая планета. Трехмерная динамическая модель 4.1 «Солнечная система». Данная модель может работает в трех вариантах: она может показывать только взаимное расположение и вращение планет земной группы, взаимное расположение и вращение планет-гигантов, может также демонстрировать одновременно все планеты. Ценность данной модели заключается также в том, что можно изменить угол зрения и продемонстрировать, что все планеты движутся в одной плоскости. |
19 | Урок 13/20. Что мы узнали о Земле. |
|
20 | Урок 14/31. Итоговый урок по теме «Земля». |
Как видно из данной таблицы, в компьютерном мультимедийном курсе «Открытая Астрономия» достаточно наглядного материала по астрономии для учащихся 5 класса, изучающих естествознание. Необходимо предупредить, что нельзя пользоваться только компьютерным курсом, не показывая на уроках видеофильмов, не показывая таблиц. Рекомендуется при составлении поурочного планирования воспользоваться статьей С. Б. Авдеевой, М. Ю. Демидовой, Н. И. Павленко, Г. А. Сухотиной «Примерное поурочное планирование к курсам «Природоведение» и «Естествознание», опубликованное в газете «Физика», 2001, № 20.