Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5-м классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Темы:
№ нед. | Примерн. сроки | Тема, количество часов | Уроки | Демонстрации, экскурсии | Лабораторные работы | Интерактивные модели, иллюстрации1 |
1. | 01–7.09 | Введение (2 ч) | 0.1. Природа. Живая и неживая природа. | Экскурсия: природа неживая и живая. | ||
0.2. Человек и природа. Для чего изучают природу. | ||||||
2. | 08–14.09 | Вселенная (5 ч) | 1.1. Вселенная. Звёзды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение. | |||
1.2. Солнце — раскалённое небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Суточное и годовое движение Земли. | 1. Наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. | |||||
3. | 15–21.09 | 1.3. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). | 2. Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий. | § 12.3.1, Рис. 12.3.1.2. Геосферы Земли. | ||
1.4. Луна – спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. | ||||||
4. | 22–28.09 | 1.5. Освоение космоса. | ||||
Строение и свойства вещества (10 ч) | 2.1. Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. | |||||
5. | 29.09–05.10 | 2.2. Свойства жидких и газообразных тел. | 3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. | |||
2.3. Свойства жидких и газообразных тел. | 4. Определение объёма и массы твердых и жидких тел. | |||||
6. | 05–12.10 | 2.4. Молекулы. Взаимодействие молекул в твёрдых, жидких, газообразных телах. | ||||
2.5. Диффузия. | ||||||
7. | 13–19.10 | 2.6. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. | ||||
2.7. Явления природы. | ||||||
8. | 20–26.10 | 2.8. Физические и химические явления, химические реакции. | ||||
2.9. Температура тела. | 5. Работа с термометром по определению температуры тел. | |||||
9. | 27.10–02.11 | 2.10. Итоговый урок по теме. | ||||
27.10–02.11 | Воздух (9 ч) | 3.1. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. | ||||
10. | 10–16.11 | 3.2. Физические свойства воздуха (бесцветность, прозрачность, объем, упругость, теплопроводность, давление). Барометры. | Демонстрация: теплопроводность воздуха, расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | |||
3.3. Химические свойства воздуха. Горение. Дыхание. | ||||||
11. | 17–23.11 | 3.4. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. | ||||
3.5. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. | 6. Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами. | |||||
12. | 24–30.11 | 3.6. Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе. | Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера. | |||
3.7. Погода. Типичные признаки погоды своей местности по временам года. | Наблюдения: систематические фенологические и ежедневные за погодой. | 7. Описание погоды за месяц и сезон. | ||||
13. | 01–07.12 | 3.8. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. | ||||
3.9. Охрана воздуха. | ||||||
14. | 08–14.12 | Вода (6 ч) | 4.1. Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды. | |||
4.2. Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объема воды при нагревании. | Демонстрация температуры кипения воды и плавления льда. | |||||
15. | 15–21.12 | 4.3. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. | 8. Вода как растворитель. | |||
4.4. Растворы в природе. | ||||||
16. | 22–28.12 | 4.5. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. | Модель 12.1. Круговорот веществ в природе (вода) | |||
4.6. Использование воды человеком. Охрана воды. | ||||||
17. | 12–18.01 | Электрические явления (4 ч) | 5.1. Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. | Демонстрация опытов по электризации тел путем трения, с электрофорной машиной, с электроскопом. | ||
5.2. Электрические разряды в природе. | ||||||
18. | 19–25.01 | 5.3. Электрический ток. Управление электрическим током. | ||||
5.4. Электростанции. Электрификация. | ||||||
19. | 26.01–01.02 | 6. Горные породы (4 ч) | 6.1. Горные породы. Разнообразие горных пород. | Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. | 9. Определение свойств минералов и горных пород. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. | |
6.2. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. | Экскурсия: изучение работы текущих вод и ветра. | |||||
20. | 02–08.02 | 6.3. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. | ||||
6.4. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. | ||||||
21. | 08–15.02 | Почва (4 ч) | 7.1. Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы. | § 12.3.1 | ||
7.2. Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. | Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности, почв с разной структурой. | |||||
22. | 16–22.02 | 7.3. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. | ||||
7.4. Разнообразие почв. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. | § 12.3.1, рис. 12.1.3.4. | |||||
23. | 23.02–01.03 | Организмы (6 ч) | 8.1. Организм. Свойства живых организмов. | Демонстрация муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными. | ||
8.2. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. | ||||||
24. | 02–08.03 | 8.3. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. | Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. | |||
8.4. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. | Демонстрация микропрепарата растительной клетки, коллекций. | § 9.1.1; Модель 2.2. Питание инфузории | ||||
25. | 08–15.03 | 8.5. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | Экскурсия: разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды. | |||
8.6. Итоговый урок по теме. | ||||||
26. | 16–22.03 | Растения (6 ч) | 9.1. Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. | Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. | ||
9.2. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. | Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. | 10. Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. | § 4.4.1, § 10.4.6 | |||
27. | 23.03–03.04 | 9.3. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. | Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. | |||
9.4. Охрана растений, растения Красной книги. | Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. | |||||
28. | 04–10.04 | 9.5. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. | Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. | |||
9.6. Значение культурных растений в жизни человека. | ||||||
29. | 11–17.04 | Грибы (2 ч) | 10.1. Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. | Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. | § 3.1.5, § 3.2.3 | |
10.2. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. | § 3.1.4 | ||||
30. | 18–24.04 | Животные (4 ч) | 11.1. Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. | Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. | ||
11.2. Дикие животные и условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. | Демонстрация коллекций, муляжей, влажных препаратов животных. | |||||
31. | 25.04–01.05 | 11.3. Животные Красной книги. Охрана диких животных. | ||||
11.4. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. | Наблюдения за животными в природе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке. | |||||
32. | 02–08.05 | Растения и животные уголка живой природы (З ч) | 12.1. Растения уголка живой природы. Уход за ними. | |||
12.2. Животные уголка живой природы. Создание благоприятных условий для жизни его обитателей. Уход за ними. | ||||||
33. | 08–15.05 | 12.3. Растения и животные уголка живой природы. Создание благоприятных условий для жизни его обитателей. Уход за ними. | ||||
Природа едина (3 ч) | 13.1. Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. | § 12.1.2, рис. 12.1.2.2. | ||||
34. | 16–22.05 | 13.2. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. | ||||
13.3. Летние задания. Наблюдения за растениями и животными в уголке живой природы и в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опыта и наблюдений. |
1. В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5-го класса.
Знать:
Уметь: