Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.2. Примерное поурочное планирование (5-й класс)

Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5-м классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Темы:

№ нед. Примерн. сроки Тема, количество часов Уроки Демонстрации, экскурсии Лабораторные работы Интерактивные модели, иллюстрации1
1. 01–7.09 Введение (2 ч) 0.1. Природа. Живая и неживая природа. Экскурсия: природа неживая и живая.
0.2. Человек и природа. Для чего изучают природу.
2. 08–14.09 Вселенная (5 ч) 1.1. Вселенная. Звёзды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
1.2. Солнце — раскалённое небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Суточное и годовое движение Земли. 1. Наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
3. 15–21.09 1.3. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). 2. Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий. § 12.3.1, Рис. 12.3.1.2. Геосферы Земли.
1.4. Луна – спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение.
4. 22–28.09 1.5. Освоение космоса.
Строение и свойства вещества (10 ч) 2.1. Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел.
5. 29.09–05.10 2.2. Свойства жидких и газообразных тел. 3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
2.3. Свойства жидких и газообразных тел. 4. Определение объёма и массы твердых и жидких тел.
6. 05–12.10 2.4. Молекулы. Взаимодействие молекул в твёрдых, жидких, газообразных телах.
2.5. Диффузия.
7. 13–19.10 2.6. Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
2.7. Явления природы.
8. 20–26.10 2.8. Физические и химические явления, химические реакции.
2.9. Температура тела. 5. Работа с термометром по определению температуры тел.
9. 27.10–02.11 2.10. Итоговый урок по теме.
27.10–02.11 Воздух (9 ч) 3.1. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
10. 10–16.11 3.2. Физические свойства воздуха (бесцветность, прозрачность, объем, упругость, теплопроводность, давление). Барометры. Демонстрация: теплопроводность воздуха, расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
3.3. Химические свойства воздуха. Горение. Дыхание.
11. 17–23.11 3.4. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой.
3.5. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. 6. Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами.
12. 24–30.11 3.6. Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера.
3.7. Погода. Типичные признаки погоды своей местности по временам года. Наблюдения: систематические фенологические и ежедневные за погодой. 7. Описание погоды за месяц и сезон.
13. 01–07.12 3.8. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе.
3.9. Охрана воздуха.
14. 08–14.12 Вода (6 ч) 4.1. Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды.
4.2. Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объема воды при нагревании. Демонстрация температуры кипения воды и плавления льда.
15. 15–21.12 4.3. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. 8. Вода как растворитель.
4.4. Растворы в природе.
16. 22–28.12 4.5. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Модель 12.1. Круговорот веществ в природе (вода)
4.6. Использование воды человеком. Охрана воды.
17. 12–18.01 Электрические явления (4 ч) 5.1. Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Демонстрация опытов по электризации тел путем трения, с электрофорной машиной, с электроскопом.
5.2. Электрические разряды в природе.
18. 19–25.01 5.3. Электрический ток. Управление электрическим током.
5.4. Электростанции. Электрификация.
19. 26.01–01.02 6. Горные породы (4 ч) 6.1. Горные породы. Разнообразие горных пород. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. 9. Определение свойств минералов и горных пород. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
6.2. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Экскурсия: изучение работы текущих вод и ветра.
20. 02–08.02 6.3. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.
6.4. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
21. 08–15.02 Почва (4 ч) 7.1. Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы. § 12.3.1
7.2. Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности, почв с разной структурой.
22. 16–22.02 7.3. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
7.4. Разнообразие почв. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. § 12.3.1, рис. 12.1.3.4.
23. 23.02–01.03 Организмы (6 ч) 8.1. Организм. Свойства живых организмов. Демонстрация муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными.
8.2. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.
24. 02–08.03 8.3. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года.
8.4. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, коллекций. § 9.1.1; Модель 2.2. Питание инфузории
25. 08–15.03 8.5. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Экскурсия: разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.
8.6. Итоговый урок по теме.
26. 16–22.03 Растения (6 ч) 9.1. Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
9.2. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. 10. Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. § 4.4.1, § 10.4.6
27. 23.03–03.04 9.3. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
9.4. Охрана растений, растения Красной книги. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
28. 04–10.04 9.5. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
9.6. Значение культурных растений в жизни человека.
29. 11–17.04 Грибы (2 ч) 10.1. Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. § 3.1.5, § 3.2.3
10.2. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. § 3.1.4
30. 18–24.04 Животные (4 ч) 11.1. Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
11.2. Дикие животные и условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Демонстрация коллекций, муляжей, влажных препаратов животных.
31. 25.04–01.05 11.3. Животные Красной книги. Охрана диких животных.
11.4. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Наблюдения за животными в природе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке.
32. 02–08.05 Растения и животные уголка живой природы (З ч) 12.1. Растения уголка живой природы. Уход за ними.
12.2. Животные уголка живой природы. Создание благоприятных условий для жизни его обитателей. Уход за ними.
33. 08–15.05 12.3. Растения и животные уголка живой природы. Создание благоприятных условий для жизни его обитателей. Уход за ними.
Природа едина (3 ч) 13.1. Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. § 12.1.2, рис. 12.1.2.2.
34. 16–22.05 13.2. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
13.3. Летние задания. Наблюдения за растениями и животными в уголке живой природы и в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опыта и наблюдений.

1. В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5-го класса.

Знать:

Уметь:


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий