Одной из форм внутриклассной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя не только в личностно-ориентированной педагогике, но и еще в «старой», «советской» школе, является групповая работа. Обычно объединение учеников в группы используется при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии, химии, физики, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер.
Групповая форма проведения занятий имеет ряд крупных преимуществ перед фронтальной и индивидуальной формами:
В некоторых случаях, например, при организации работы в компьютерном классе, где количество ПК меньше количества учеников, организация групповой работы является одним из наиболее эффективных подходов.
Вместе с тем, у групповой работы есть ряд существенных недостатков, понимание которых необходимо для их преодоления:
Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков. Уже первый этап любой групповой работы – разделение учеников и формирование групп – позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы. Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице.
№ | Способ формирования группы | Достоинства | Недостатки и пути их преодоления |
1 | По решению учителя | Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп) | Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся (необходимую информацию может дать социометрия) |
2 | По желанию учеников | Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше | Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую) |
3 | По знакам Зодиака | Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; неожиданные сочетания учеников | Сложно просчитать состав групп (затраты времени учителя), не все трины представлены в классе одинаково, нет гарантии совместимости; открытым остаётся вопрос о силе групп |
4 | По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы)1 | Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда | Психологический пресс на тех, кого выбирали последними2 или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ (учитывается путем расчета коэффициента индивидуального участия) |
5 | По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей) | Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп | Не всегда соответствует симпатиям-антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована |
6 | По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам | Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава | Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие – нет |
7 | Комплексный подход (по 2, 5, 6, возможно, 3, учитывая 4) | Учитывается большой круг психологических аспектов личности (от совместимости до типа ВНД), максимальная эффективность | Громоздкие и сложные расчёты, отсутствие соответствующих компьютерных программ, которые могли бы упростить процедуру расчёта, разная сила учеников в группе (нужен расчёт коэффициента индивидуального участия) |
1 – Обычно это делается так: эти 5–7 первых по рейтингу выходят к доске и по очереди вызывают к себе в группу одного из сидящих в классе учеников.
2 – Кстати, интересный способ ранжирования учеников – силами самих учеников, по их мнению.