\n');
Глава M. Методика
M.3. Методика работы с компьютерным курсом
M.3.6. Урок в 10 классе. 1.27. Образование и-РНК по матрице ДНК. Матричный принцип биосинтеза белков
Общая биология, 27-й урок в теме «Основы цитологии».
Тип урока: комбинированный урок с закреплением знаний, новым материалом, решением проблемных вопросов и познавательных задач; групповая работа.
Цели занятия:
- Познакомить с молекулярными и цитологическими основами реализации наследственной информации на уровне синтеза полипептидной цепи и роли нуклеиновых кислот и белков в этом процессе.
- Продолжить формирование естественнонаучной картины мира при рассмотрении успехов современной науки в решении вопросов, связанных с реализацией наследственной информации.
- Продолжить формирование навыков эффективной работы с компьютерным курсом «Открытая Биология», закрепить навыки его использования в решении поставленных задач.
Оборудование: модели РНК и ДНК; модель-аппликация «Синтез белка». Кабинет информатики, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы.
Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимся:
Текстовый документ, предпочтительно MS Word, с ответами на вопросы (возможно выполнение заданий и решение задач на распечатанном бланке); по итогам мнений учащихся о личном вкладе в групповую работу преподаватель рассчитывает коэффициент индивидуального участия (КИУ) и – с его помощью – индивидуальный рейтинговый балл каждого участника занятий.
Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.
- Актуализировать знания об этапах синтеза белка и принципах кодирования наследственной информации.
- Продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблиц, схем; навыков работы с текстом (устным, экранным) и изображениями как основой для самостоятельного решения задач.
- Развивать навыки работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений.
- Продолжить формирование навыков работы с тестами (в электронном варианте представления).
- Отработать навыки внутригруппового взаимодействия и адекватной оценки вклада отдельного участника в общий результат.
- Закрепление навыков работы в многооконном режиме, в том числе с текстовым редактором.
Краткий план занятия:
До занятия учителю необходимо проверить корректность работы всех компонентов компьютерного курса «Открытая Биология» (обратить внимание на интерактивные модели и тесты, после проверки последних обнулить результаты последнего тестирования). Перед уроком необходимо открыть на всех машинах стартовую страницу компьютерного курса «Открытая Биология» и текстовый документ «Задания для групповой работы учащихся» (или в ходе урока раздать распечатанные бланки для работы).
Занятие рассчитано на один академический час в кабинете информатики, имеющем рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы. Указанное время каждого этапа ориентировочное, так как все группы работают в своём темпе, учитель лишь рекомендует переходить от этапа к этапу и напоминает о возможности вернуться к заданиям.
- Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения, требований к отчету и – оговаривается без пояснения – необходимости оставить 4–5 минут в конце урока для завершения групповой работы) – 3–5 минут;
- Разделение учащихся на группы – 3–5 минут (если есть возможность, желательно заблаговременно разделить на группы);
- Актуализация изученного материала (повторение сведений об интерфейсе компьютерного курса «Открытая Биология», навигации по ресурсу; повторение теоретического материала по разделу 8.2.2. Репликация и транскрипция ДНК компьютерного курса) – 3–5 минут;
- Решение задач по изученному материалу (работа с текстовым файлом с задачами или бланком и таблицей генетического кода, Блок 1) – 10–12 минут;
- Изучение нового материала (по разделу 8.2.3. Синтез белка компьютерного курса, работа с моделями 8.9. Синтез белка, 8.8. Полирибосома) – 10–12 минут;
- Решение задач по изученному материалу (работа с текстовым файлом с задачами или бланком и разделом 8.2.3. Синтез белка компьютерного курса, Блок 2) – 8–10 минут;
- Выполнение тестовых заданий (тесты к разделу 8.2. Молекулярная генетика компьютерного курса «Открытая Биология» и моделями 8.6. Репликация ДНК, 8.7. Транскрипция РНК, 8.9. Синтез белка, 8.8. Полирибосома, внесение результатов в текстовый файл или бланк, Блок 3) – 5 минут;
- Возвращение на места, заполнение анкеты о вкладе в общий результат – 2–3 минуты.
- Итог урока, домашнее задание.
Подробный конспект занятия
- Организационный момент. При пояснении цели и структуры занятия, формы его проведения, важно обратить внимание на групповой характер работы (так, объем и сложность заданий превышают возможности отдельного ученика; необходимо коллективное выполнение заданий). Важный момент – подготовка к делению класса на группы (см. подробнее «Организация групповой работы учащихся»). Оптимальный вариант деление (именно это и нужно объяснить) – по набору лидеров: 6–8 учеников – будущих лидеров групп (количество определяется количеством работающих машин), занимающих первые места в рейтинге (по предыдущей теме, контрольной работе по биологии и т. п.), приглашают выйти к доске. Они по очереди приглашают к себе в группы других учеников класса, которые выходят и становятся за спиной у лидеров. (Желательно сформировать группы заранее, до урока).
- Разделение учащихся на группы проводится описанным выше методом.
- Актуализация изученного материала. Специальное повторение сведений об интерфейсе компьютерного курса «Открытая Биология», навигации по ресурсу не требуется, так как на предыдущем уроке работали с компьютерным курсом фронтально; только индивидуальная помощь. Повторение теоретического материала осуществляется полностью по разделу 8.2.2. Репликация и транскрипция компьютерного курса.
- Решение задач по изученному материалу. Работа с текстовым файлом (бланком) с задачами, Блок 1, и таблицей генетического кода. Все задачи решать не обязательно, предлагается выбрать 2–4, желательно разных типов. По прошествию некоторого времени (приблизительно 7–9 минут) учитель рекомендует всем перейти к следующему этапу работы, указывая при этом, что при желании и резерве времени к этому заданию можно будет вернуться.
- Изучение нового материала. Материал предлагается на самостоятельное изучение по разделу 8.2.3. Синтез белка компьютерного курса и моделями 8.9. Синтез белка, 8.8. Полирибосома. Учитель разъясняет по индивидуальным обращениям сложные места, однако рекомендует более сильным ученикам в группах объяснить остальным материал (при описанном способе деления на группы практически в каждой группе есть сильные ученики).
- Решение задач по изученному материалу. Групповая работа – заполнение таблицы и ответы на вопросы, Блок 2 в текстовом файле с заданиями (бланке) и разделом 8.2.3. Синтез белка, моделями компьютерного курса 8.6. Репликация ДНК, 8.7. Транскрипция РНК, 8.9. Синтез белка, 8.8. Полирибосома.
- Выполнение тестовых заданий. Тесты к разделу 8.2. Молекулярная генетика компьютерного курса «Открытая Биология». После завершения тестирования результаты вносятся в текстовый файл (бланк), Блок 3. При использовании сетевой версии компьютерного курса «Открытая Биология» учитель имеет возможность непосредственно с рабочего места контролировать успешность выполнения заданий всеми группами учащихся.
- Возвращение на места, заполнение анкеты о вкладе в общий результат. За несколько минут до окончания занятия после завершения отчета ученики рассаживаются по местам для фронтальной (лекционной) работы. На небольших листочках они записывают состав своей группы, подчеркнув фамилию лидера и отметив восклицательным знаком (галочкой) свою фамилию, а потом записывают против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат, и сдают учителю. Например, это может выглядеть так (как оценивает ученица Михайловская вклад каждого из членов группы под руководством Мартыненко):
Мартыненко – 30%
Решетникова – 35%
! Михайловская – 20%
Кладченко – 15%
По этим данным будет рассчитываться коэффициент индивидуального участия ученика в общем результате.
- Итог урока, домашнее задание:
По учебнику: Общая биология: Учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Г. М. Дымшиц и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – § 14.
По учебнику: А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая и др. Общая биология. Учебник для школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2000. – § 15.
Посещение сайта «Протеиновая машина» (http://www2.ebi.ac.uk/translate/). Это онлайновая программа, осуществляющая перевод с нуклеотидных последовательностей на аминокислотные. Представлена возможность выбора разных вариантов генетического кода (основной, бактериальный, митохондрий разных организмов и т. п.). Можно также ознакомиться с практической работой по теме «Генетический код и его свойства» (http://www.kozlenkoa.narod.ru/lessons/gencode.htm), разработанной для работы с программой.
Рекомендации для учителя по оцениванию заданий
Оценивание рекомендуется осуществлять в форме накопительного рейтинга (каждый из видов работы оценивается в некоторое произвольное количество баллов и набранные за разные виды работ баллы суммируются).
Предлагаемые максимальные баллы «Задания для групповой работы учащихся»:
- Блок 1. Четыре обязательные задачи (в любом наборе); если решено больше, то баллы за «дополнительные» задачи делятся на 2. В каждой из задач 1 балл обязательно даётся за ответ на вопрос о свойстве генетического кода, которому посвящена задача, и 4 балла – за правильное решение самой задачи. Максимальная оценка задач: 1, 4, 5, 6 – 5 баллов, 2, 3 – 9 баллов.
- Блок 2. Заполнение таблицы – 8 баллов максимум, ответ на вопрос 1 – 3 балла, 2 – 6 баллов.
- Блок 3. Количество процентов, набранных в тестах, делится на 10; это и есть баллы.
Для получения индивидуального рейтингового балла ученика необходимо набранное группой количество баллов умножить на рейтинговый коэффициент индивидуального участия в групповой работе.
Приведенные цифры являются ориентировочными, учитель может сам менять коэффициенты в зависимости от условий конкретного урока.
Задания для групповой работы учащихся
Класс _____ Участники группы: ______________________________________________
Блок 1
Внимание!
- Все приведённые в задачах последовательности нуклеотидов – фрагменты и-РНК.
- Для всех задач необходимо указать, какое свойство (свойства) генетического кода лежит в основе задачи.
1. Переведите приведённую ниже последовательность на язык аминокислот.
Сколько аминокислот в пептиде?
2. Ниже приведены две последовательности нуклеотидов, различающиеся между собой по 11 позициям из 18. Переведите обе последовательности в белки. Сколько аминокислотных различий между ними?
1) АУГУЦУАГАУУАГГЦУЦА 2) АУГАГЦЦГГЦУЦГГААГУ |
3. Переведите приведённую ниже последовательность в белок. Запишите полученный белок. А теперь попробуйте удалить первые два нуклеотида и получить другой пептид. Запишите полученный пептид и сравните с первым.
4. Необходимо по молекуле белка восстановить последовательность нуклеотидов (точнее, один из возможных вариантов состава) иРНК:
Аминокислоты: Метионин – Аргинин – Лизин – Валин – Триптофан – (стоп-кодон)
5. Переведите приведенную ниже последовательность на язык аминокислот. Обратите внимание, что фрагмент состоит из 24 мономеров. Сколько аминокислот в пептиде?
6. Переведите приведенную ниже последовательность в белок. Запишите полученный белок. Сколько аминокислот в пептиде?
Блок 2
Чтобы сравнить два ключевых понятия биосинтеза белка, воспользуемся четырьмя вопросами из «алгоритма Цицерона». Отвечая на руководящие вопросы, составьте определения понятий:
Термин |
Что? |
Где? |
Как? |
Зачем? |
Транскрипция |
|
|
|
|
Трансляция |
|
|
|
|
Вопросы:
- Можно ли утверждать, что в основе процесса трансляции лежит, как и в случае с транскрипцией, принцип комплементарности? Почему?
- Какой из ферментов (органоидов), участвующих в биосинтезе белка, «умеет переводить», то есть знаком с обеими знаковыми системами (и аминокислотами, и белками), а также их соответствием друг другу?
Блок 3
Количество баллов, набранных при ответе на тестовые задания: ______.