Прежде всего, заметим, что если вы приобрели компакт-диск с первой или второй частью компьютерного курса «Открытая Физика 2.6» – это означает, что вы приобрели индивидуальную версию курса. Такая версия позволит вам работать с компьютерным курсом только на одном компьютере. Для того чтобы использовать ваш компакт-диск в компьютерном классе, то есть запустить курс на всех компьютерах класса одновременно (как говорят, «в сети»), необходимо приобрести сетевую версию программы, которая распространяется компанией «Физикон» дополнительно. Для приобретения сетевой версии курса вы можете обратиться на сайт компании по адресу – www.physicon.ru. То же самое можно сказать и о других компьютерных курсах ООО «Физикон».
Следует особо отметить, что на первых уроках в компьютерном классе, желательно присутствие, особенно в течение первых 10-15 минут, учителя информатики или коллеги, знакомого со спецификой компьютерного класса. Практика показывает, что в классе будут возникать неполадки даже, если накануне вы всё проверили и убедились в полной исправности оборудования и программного обеспечения (испытано не один раз, особенно на открытых уроках).
В компьютерном классе с большой группой ребят лучше начинать с фрагмента урока длительностью не более 10–15 минут. При этом следует учесть, что все правила работы с курсом, а также задания, которые учащиеся будут должны выполнить, необходимо разъяснить им до того, как они сели за компьютеры. Это даже лучше сделать не в компьютерном классе, а в кабинете физики. После того, как ваши ученики окажутся перед экранами компьютеров, общаться с ними будет возможно только индивидуально. Многолетний опыт показывает, что ребята так сильно увлекаются работой (не обязательно продуктивной), что учителя они просто не слышат, как бы громко он к ним ни обращался.
Только после того, как вы проведёте несколько фрагментов уроков и на своём опыте ощутите основные преимущества и трудности преподавания с использованием компьютерного курса «Открытая Физика», имеет смысл попытаться провести полностью урок в компьютерном классе. Для этого вам лучше разработать подробный план урока, а также сформулировать вопросы и задания к компьютерным моделям, которые будут предложены учащимся для изучения, причём вряд ли целесообразно предлагать для изучения на одном уроке более двух моделей. Для того чтобы урок дал максимальный эффект, необходимо вопросы и задания к моделям заранее распечатать и раздать учащимся в начале урока. На первых порах вы можете распечатать задания или бланки лабораторных работ, которые мы приводим в данных методических материалах.
При разработке плана урока постарайтесь учесть, что длительность работы учащихся за компьютерами не должна превышать 30 минут, так как они обязательно должны в конце урока оформить небольшой отчёт (можно в виде ответов на заготовленные вами вопросы) с осмыслением выполненной работы. Возможно, стоит обсудить всей группой основные трудности и обменяться мнениями о полученных результатах. Компьютерные уроки без указанной концовки, как показывает опыт, менее эффективны.
Заметим, что на первых уроках, возможно, следует выделять учащимся время на не запланированные вами эксперименты. Пусть они познакомятся даже с не относящимися к теме урока моделями (ведь на первых порах им всё интересно), иначе они обязательно будут пытаться делать это украдкой. После этого стоит обсудить с учащимися следующие вопросы:
Цель обсуждения – показать, что поставить осмысленный опыт и получить результат совсем не просто и здесь есть чему поучиться. Возможно, даже имеет смысл объявить конкурс на самый интересный опыт. Пусть ребята вволю поэкспериментируют и освоят интерфейс курса. Это вам сэкономит время на последующих уроках.
Иногда можно наблюдать, как в компьютерном классе учитель пытается синхронизовать работу детей, постоянно прерывая их и сообщая, какие действия им следует предпринимать далее. Вряд ли можно назвать такую форму проведения урока эффективной, так как одним из основных преимуществ использования компьютера в обучении является дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Пусть каждый ученик выполняет своё персональное задание и в своём ритме. При этом не так уж страшно, что одни ученики сделают больше, а другие меньше, важно лишь, чтобы каждый учащийся работал в полную силу и получал от этого удовлетворение.
Конечно, если вы смелый и решительный учитель, то можете сразу попытаться провести целый урок в компьютерном классе. Но, в таком случае, постарайтесь психологически подготовиться к тому, что урок будет скомкан или вообще сорван как по техническим причинам, так и по причинам того, что ни вы, ни ваши ученики к такому резкому старту, возможно, окажетесь не готовы.