\n');
Глава 2. Механические колебания и волны

Модель 2.9.
Эффект Доплера
Компьютерная модель демонстрирует эффект Доплера, возникающий при движении источника звука и (или) наблюдателя относительно среды. Частота fН звука, воспринимаемого наблюдателем, и частота fИ звуковых волн, испускаемых источником, связаны соотношением
|
 |
(*)
|
В этом соотношении υ – скорость звука в среде (υ > 0), υИ и υН – скорости источника и наблюдателя относительно среды. За положительное направление для υИ и υН выбрано направление от наблюдателя к источнику.
Модель позволяет изменять модули скоростей и направления движения источника и наблюдателя и частоту fИ звука испускаемого источником. Скорость звука в среде предполагается постоянной и равной υ = 340 м/с, что соответствует скорости звука в воздухе при нормальном атмосферном давлении и температуре 20 °С. Компьютер вычисляет частоту fН звука, воспринимаемого наблюдателем, и изменение частоты.
Обратите внимание на белые стрелки в модели. Они указывают положительные направления скоростей источника и наблюдателя. При подстановке значений скоростей в формулу (*) нужно приписать υИ и υН знаки в соответствии с указанным выше правилом.


