Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.5. Примерное поурочное планирование (9 класс)


Литература (9–11 классы)
  1. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – М.: Просвещение, 1994 (1990, 1992, 1998).
  2. Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика-9. – М.: Просвещение, 1990–1994–1998.
  3. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика-10. – М.: Просвещение, 1990–1994–1998.
  4. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика-11. – М.: Просвещение, 1991–1994–1998.
  5. Мякишев Г. Я. Механика. – М.: Дрофа, 1998.
  6. Рымкевич А. Л. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Ванеев А. А., Дубицкая З. Г., Ярунина Е. Ф. Преподавание физики в 10 классе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
  8. Гладышева Н. К., Нурминский И. И. Методика преподавания физики в 8–9 классах общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.
  9. Демкович В. П, Демкович Л. П. Сборник вопросов и задач по физике для 8–10-х классов средней школы. – М.:
  10. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1 / Под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1978.
  11. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 2 / Под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1979.
  12. Дидактический материал по физике и астрономии 7–9. Книга для учителя. / Под ред. И. Г. Кирилловой. – М.: Просвещение, 1999.
  13. Енохович А. С. Справочник по физике и технике: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.
  14. Кабардин О. Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Задания для контроля знаний учащихся по физике. – М.: Просвещение, 1994.
  15. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.; Просвещение, 1987.
  16. Контроль знаний учащихся по физике /Под ред. В. Г. Разумовского, Р. Ф. Кривошиповой. – М.: Просвещение, 1982.
  17. Малобродский Д. Л., Хижнякова Л. С. Преподавание механики в 9 классе. – М.: Просвещение, 1973.
  18. Мартынов И. М., Хозяинова Э. Н. Дидактический материал по физике: 9-й класс / Под ред. В. А. Бурова. – М.: Просвещение, 1978.
  19. Мартынов И.М., Хозяинова Э.Н., Буров В.А, Дидактический материал по физике: 10-й класс. – М.: Просвещение, 1980.
  20. Методика преподавания физики в 8–10-х классах средней школы / Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – Ч. 1,2.
  21. Методика преподавания физики в средней школе: Механика / Под ред. Э. Е. Эвенчик. – М.: Просвещение, 1986.
  22. Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Основы электродинамики /Под ред. С. Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1987.
  23. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика. Квантовая физика /Под ред. А. А. Пинского. – М.: Просвещение, 1989.
  24. Методика факультативных занятий по физике /Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. – М.: Просвещение, 1988.
  25. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1972.
  26. Фадеева А. А. Засов А. В. Физика 7·8·9. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
  27. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Сост. А. С. Енохович и др. Под ред. Б. И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982.
  28. Шилов В. Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия». – М.: Просвещение, 2000.

В тексте встречаются ссылки на следующие журналы:
[*] – Физика в школе. 1989. №4
[**] – Физика в школе. 1986. №5.


Изучение тем программы по четвертям (3 ч в неделю, всего 102 ч)
Четверть Примерные сроки Тема программы Количество часов по программе Номер лабораторной работы Количество контрольных работ
I 01.09–07.09
16.10–30.10
1. Основы кинематики
2. Основы динамики
19 (20)
8
№ 1 1
II 09.11–29.12 2. Основы динамики (продолжение) 20 (24) № 2, 3, (4), (5), (6) 2
III 11.01–22.02
23.02–23.03
3. Законы сохранения
4. Механические колебания и волны
19 (20)
4
№ (7) 8 1
IV 01.04–23.05 4. Механические колебания и волны
(продолжение). Резервное время. Повторение материала. Лабораторный практикум
16 (10)

10
  1
Итого 01.09–25.05 4 темы 102 4 (8) 5

Уроки с повтором нумерации, снабженной штрихами ' и ", должны восприниматься как желательные, но не обязательные для базового курса физики.

Для удобства проставлены номера основных иллюстраций, имеющих возможность увеличения, а также интерактивных моделей. Интерактивные модели рассчитаны на учебный материал старшей (полной) школы, но могут частично использоваться и для основной школы.

Примерное планирование дано по учебнику Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика-9. – М.: Просвещение, 1990–1994–1998. При использовании других учебников рекомендуется обращать внимание на «Основное содержание учебного материала», «Демонстрации», «Таблицы», «Интерактивные модели, основные иллюстрации» из курса «Открытая Физика 2.6», «Задание на дом» и «Методические указания», изменяя только номера параграфов, соответствующих выбранному новому учебнику из федерального комплекта.


I четверть

ТЕМА 1. ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ (19 ч)

УРОК 1/1. Общие сведения о движении. Поступательное движение тел. Материальная точка.
Основное содержание учебного материала. Определение материи. Виды материи, изучаемые в физике: вещество и поле. Понятия о физической величине, законе. Практическое значение механики. Механическое движение. Траектория. Основная задача механики. Материальная точка. Обоснование возможности применения понятия материальной точки при изучении движения тел (на примерах). Разбор вопросов 1, 2 к § 1 и задач № 3, 4 – Рымкевич.
Демонстрации. Скатывание шарика по желобу; колебания маятника; кинофрагмент «Система отсчета» (фрагмент № 1).
На дом. Введение (с. 3, 4), §1; вопросы 3, 4 к §1.

УРОК 2/2. Положение тел в пространстве. Система координат. Перемещение.
Основное содержание учебного материала. Тело отсчета. Координаты тела (точки). Система отсчета. Перемещение. Различие понятий перемещение, траектория и путь. Разбор вопросов 1, 2 к § 3 и задач № 9–11, 17 – Рымкевич. Демонстрации. Кинофильм «Система отсчета» (1-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 2, 3, 4; задание 1 к § 4.

УРОК 3/3. Проекция вектора на координатные оси и действия над проекциями.
Основное содержание учебного материала. Понятие проекции вектора на координатную ось. Проекция суммы и разности векторов. Координаты тела (материальной точки) и проекции вектора его перемещения. Разбор вопросов 1–3, 6 к § 5 и задач № 1, 3 из упр. 1.
Методическое указание. Вопрос о действиях над векторами рассматривается образно, в порядке повторения соответствующего материала по курсу геометрии. Изучение этого вопроса рекомендуется согласовать с учителем математики.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 5; задача № 2 из упр. 1; вопросы 4, 5, 7 и задание к § 5 (последнее по желанию).

УРОК 4/4. Прямолинейное равномерное движение. Скорость.
Основное содержание учебного материала. Вектор скорости. Формулы скорости, координаты. Основная задача механики для прямолинейного равномерного движения. Разбор вопросов 1–3 к § 6 и решения задачи № 2 из «Примеры решения задач» на с. 17, 18.
Демонстрации. Опыт 1 [4], с. 23.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 6; анализ решения задачи № 1 (на с. 17 учебника; решение в общем виде записать в тетрадь) и № 1 из упр.2.

УРОК 5/5. Графическое представление движения.
Основное содержание учебного материала. Графическое изображение зависимости координаты и скорости от времени. Разбор решения задачи на с. 21 и № 2 из упр. 2; вопросы 1–3 к § 7.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 7; упр. 3; задание к § 7; задача № 3 из упр. 2 (последняя – по желанию).

УРОК 6/6. Относительность движения.
Основное содержание учебного материала. Относительность координаты тела, перемещения, скорости, покоя, формы траектории. Сложение перемещений, скоростей. Разбор вопросов 3, 4 к § 8, с. 24.
Демонстрации. [4], опыты 3, 4, с. 26–31; кинофрагмент «Относительность механического движения и покоя».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 8; вопросы 1–4 к § 8.

УРОК 7/7. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Относительность перемещения и скорости. Анализ решения задачи № 1 на с. 24 учебника и решение задач № 2, 3 из упр. 4.
Демонстрации. Кинофрагмент «Сложение перемещений».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 9; «Самое важное в первой главе» (с. 26); анализ решения задачи № 2 на с. 25 учебника (решение в общем виде записать в тетрадь) и задачи № 1 из упр. 4 и № 35 – Рымкевич.

УРОК 8/8. Скорость при неравномерном движении.
Основное содержание учебного материала. Мгновенная скорость. Непрерывность механического движения. Разбор вопросов 1 – 4 к § 10; решение задач № 2 из упр. 5 и № 24, 32, 42 – Рымкевич.
Демонстрации. Опыт 5 из [4], с. 31–33.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Введение к главе 2 (с. 28); § 10; задачи № 1 из упр. 5, № 48* – Рымкевич. (последняя – по желанию).

УРОК 9/9. Ускорение. Равноускоренное движение.
Основное содержание учебного материала. Вектор ускорения. Формула скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси; применение ее для любого момента времени при равноускоренном движении, включая случай торможения. Разбор задачи № 1 на с. 33 учебника, вопросов 1–5 к § 11; решение задач № 3,4 из упр. 6, № 55 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 11; задача № 1 из упр. 6; анализ решения задачи № 2 на с. 33 учебника (решение записать в тетрадь); вопросы 6–8 к § 11.

УРОК 10/10. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Чтение и построение графиков скорости и ускорения равноускоренного движения. Решение задач типа № 2 из упр.6; № 51, 54–57 – Рымкевич.
Методическое указание. Графики скорости рекомендуется изобразить до урока на доске или бумаге с сеткой, облегчающей определение указанных в задаче величин.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 7 (повторить); задача № 3 из упр. 7; задание 2 к § 12.

УРОК 11/11. Перемещение при равноускоренном движении.
Основное содержание учебного материала. Вывод формулы зависимости перемещения от времени для равноускоренного движения (графическим методом); определение перемещения (начальная скорость, а также ускорение движения известны). Рассмотрение вопросов 1 – 4 к § 12; решение задач № 4, 5 из упр. 7.
На дом. § 12; задача № 2 из упр. 7.

УРОК 12/12. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение основной задачи механики для равно-ускоренного движения. Понятие о погрешности измерений изученное в курсе математики (повторение с использованием описания лабораторной работы № 1, с. 176 учебника). Экспериментальное определение ускорения. Решение задач № 1, 6, 7 из упр. 7 и № 62 – Рымкевич. Самостоятельная работа по стробоскопической фотографии движения тела (см. рис. 14 к задаче № 49 – Рымкевич): доказать, что при равноускоренном движении пути, проходимые в последовательные равные промежутки времени, относятся как последовательный ряд нечетных чисел.
Демонстрации. [4], опыт 7, с. 34, 35.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Анализ решения задачи № 3 на с. 51 учебник; (решение записать в тетрадь); задачи № 8, 9 из упр. 7; задания 1, 3 к § 12; задачи № 81, 82 – Рымкевич. (по желанию).

УРОК 13/13. Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».
Основное содержание учебного материала. Измерение времени, расстояния, скорости, ускорения. Планирование эксперимента. Способ определения погрешности измерения величины, если условия опыта не меняются.
На дом. Повторить § 12; задачи № 10, 11 из упр. 7.

УРОК 13'/13'. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Определение перемещения равноускоренно движущегося тела, если известны начальная и конечная скорости, а также ускорение его движения. Зависимости координаты тела от времени при равноускоренном движении. Решение задач № 69–71, 75 – Рымкевич. Анализ таблицы тормозного пути автомобилей ([21], с. 43); определение значения их ускорений при равноускоренном движении.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 12 (повторить); задачи № 10, 11 из упр. 7; задание 1 к § 12.

УРОК 14/14. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.
Основное содержание учебного материала. Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. Ускорение свободного падения. Решение задач типа «Свободно падающее с нулевой начальной скоростью тело в момент удара о землю достигает скорости 40 м/с. С какой высоты тело упало? Сколько времени оно двигалось?»
Методическое указание. Полезно обратить внимание учащихся на то, что опыт – источник знаний о природе и «судья» их истинности. Подтвердить это положение материалом учебника (§ 13) и хрестоматии [21], с. 11,12,17,18.
Демонстрации. [4], опыты 6, 8, с. 33, 35, 36.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 14; «Самое важное во второй главе» (с. 40, 41); задачи № 68, 82 – Рымкевич.

УРОК 15/15. Ускорение при равномерном движении тела по окружности.
Основное содержание учебного материала. Направление вектора скорости при криволинейном движении. Вывод формулы центростремительного ускорения. Направление вектора ускорения. Разбор вопросов 3, 4 к § 14; решение задач № 98, 99 – Рымкевич. Разбор вопроса: «Диск радиусом R сделал четверть оборота (полоборота, целый оборот). Определить путь и перемещение точки, находящейся на краю диска, для каждого случая».
Демонстрации. [4], опыт 9, с. 37, 38.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 15; вопросы 1, 2 к § 15; задача № 103 – Рымкевич.

УРОК 16/16. Период и частота обращения. Движение на вращающемся теле.
Основное содержание учебного материала. Зависимость скорости и траектории движения тела от системы отсчета. Формулы зависимости скорости и периода обращения тела, связь периода и частоты обращения тела. Решение задач № 3, 4 из упр. 8; № 108 – Рымкевич.

УРОК 17/17. Как меняются координаты тела со временем? Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Относительность механического движения. Определение ускорения по графику скорости равноускоренного движения. Определение центростремительного ускорения. Решение задач № 91, 93, 94, 95, 109 – Рымкевич.
На дом. § 17, вопросы к нему на с. 48; задачи № 35, 47*, 104, 110 – Рымкевич.

УРОК 18/18. Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы кинематики».
Основное содержание учебного материала. Решение основной задачи механики для равномерного и прямолинейного равноускоренного движения. Запись уравнения движения. Свободное падение тел. Центростремительное ускорение. Решение задач № 79, 80, 87, 106 – Рымкевич.
На дом. Задачи № 17, 30, 32, 56, 88, 100 – Рымкевич.

УРОК 19/19. Контрольная работа № 1 «Основы кинематики».
На дом.«Самое важное во второй главе», с. 40. «Самое важное в третьей главе», с. 49, 50. Прочитать фрагмент из работы Галилея [21], с. 12, 13 (по желанию).
Основные знания и умения.
Знать понятия (материальная точка и условия применимости этой модели, система отсчета и необходимость ее выбора при описании движения); физические величины и их единицы (перемещение и отличие перемещения от пройденного пути, скорость и ее векторный характер, ускорение и его векторный характер, период вращения, угловая скорость); фундаментальные экспериментальные факты (свободное падение тел происходит с одинаковым ускорением) и формулы (зависимость скорости тела от времени при равноускоренном движении, зависимость координаты тела от времени при равноускоренном движении; связь линейной и угловой скоростей вращательного движения; центростремительное ускорение).
Уметь решать задачи, читать и строить графики; экспериментально определять перемещение, скорость и ускорение материальной точки с учетом погрешностей измерений.

 


I четверть

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ДИНАМИКИ (28 ч)

УРОК 20/1. Тела и их окружение. Первый закон Ньютона.
Основное содержание учебного материала. Инерция, проявление ее в быту и технике. Изменение скоростей тел при взаимодействии. Масса тела, плотность вещества. Сила – причина изменения скорости движения (повторение материала 7-го класса). И. Ньютон – один из величайших физиков мира. Научный метод познания Галилея. Понятие о компенсирующем действии сил. Экспериментальный факт – движение и покой относительны. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Открытие Г. Галилеем и И. Ньютоном первого закона динамики. Разбор вопросов 4, 5 к § 19.
Методическое указание. Часть урока отводится на подведение итогов контрольной работы.
Демонстрации. Кинофильм «Законы Ньютона» (1-я часть); [4], опыт 11, с. 40, 41. Видеофильм «Закон инерции».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Выполнить работу над ошибками в контрольной работе; введение (с. 51); § 19; составить план ответа; вопросы 1–3 к § 19. «Определения», «Аксиомы или законы движения». [21], с. 23–25 (по желанию).

УРОК 21/2. Взаимодействие тел. Ускорение тел при их взаимодействии.
Основное содержание учебного материала. Взаимодействие тел. Постоянство отношения модулей ускорений двух тел при их взаимодействии. Решение задач № 1, 2 из упр. 9.
Демонстрации. Искривление траектории движения шарика в магнитном поле; взаимодействие двух связанных тел, движущихся равномерно по окружности (рис. 70, 71, 72 учебника); кинофрагмент или видеофрагмент «Постоянство отношения ускорений взаимодействующих тел».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 20; задача № 3 из упр. 9.

УРОК 22/3. Инертность тел. Масса тел.
Основное содержание учебного материала. Инертность – свойство тел. Примеры проявления инертности (на опытах). Определение понятия «масса». Метод измерения массы по отношению модулей ускорений взаимодействующих тел. Границы применимости законов и понятий классической механики на примере зависимости массы тела от скорости. Анализ решения задачи на с. 59 учебника; разбор вопросов 3–5 к § 21.
Демонстрации. [4], опыты 12,13, с. 41; [22], § 3, кинофрагмент «Масса тела».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 21 (составить план ответа); вопросы 1, 2 к § 21; задача № 1 из упр 10.

УРОК 23/4. Сила. Второй закон Ньютона.
Основное содержание учебного материала. Сила – причина ускорения. Зависимость силы упругости пружины от ее растяжения или сжатия. Равенство нулю силы упругости пружины, находящейся в свободном (нерастянутом) состоянии. Сила – физическая величина. Экспериментальная иллюстрация утверждения, содержащегося во втором законе Ньютона: если на разные тела действует одна и та же сила, то величина, равная произведению массы тела на ускорение, остается постоянной. Разбор примеров решения задач № 1, 2 на с. 68, 69 учебника. Решение задач № 2 из упр. 10 и № 122, 124, 125 – Рымкевич (по усмотрению учителя). Рассмотрение вопросов 4, 5 к § 22.
Демонстрации. Кинофрагмент «Понятие силы»; [4], опыт 14,с. 43, 44; опыты по рис. 78, 79 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 22 (составить план ответа); вопросы 1–3 к § 22.

УРОК 24/5. Третий закон Ньютона.
Основное содержание учебного материала. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Следствия, вытекающие из этого закона. Анализ решения задачи № 3, с. 69 учебника. Разбор вопросов 3, 4 к § 23.
Демонстрации. [4], опыт 17; кинофильм "Законы Ньютона" (3-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 23; вопросы 1, 2 к § 23, задача № 5 из упр. 11.

УРОК 25/6. Что мы узнаем из законов Ньютона? Как измеряют силу?
Основное содержание учебного материала. Законы для всех сил. Сила и движение. Следствия из законов динамики. Законы Ньютона и относительность движения. Обоснование метода измерения силы с помощью динамометра. Разбор вопросов 5–7 к § 24. Разбор задачи № 1, с. 68. Решение экспериментальных задач на измерение сил упругости и тяжести, силы, действующей со стороны земли (почвы) на платформу.
Демонстрации. Кинофильм «Законы Ньютона» (непоказанные части) или кинофрагменты.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 24, 25; § 19, 22, 23 (повторить главное); задачи № 2, 3 из упр. 11, 25.

УРОК 26/7. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Изображение направлений векторов силы, ускорения, скорости при решении задач № 122, 127, 128, 147, 150, 154 – Рымкевич.
На дом. § 24 (повторить); «Самое важное в четвертой главе. Значение законов Ньютона» (с. 71); задачи № 6 из упр. 11; № 131, 157 – Рымкевич.

УРОК 27/8. Силы упругости. Движение тела под действием силы упругости.
Основное содержание учебного материала. Три вида сил. Почему возникает сила упругости? Природа силы упругости. Закон Гука. Причина деформации; сила упругости как следствие деформации. Рассмотрение вопросов 1, 2 к § 26 и 3, 4 к § 27, разбор примера решения задачи на с. 77; решение задач № 152, 163, 165 – Рымкевич.
Демонстрации. Виды упругих деформаций и др. (по рис. 87, а, б; 90, а, б; 93 учебника); [2], опыт 18, с. 59.
На дом. Введение к главе 5 («Много ли сил в природе?»), с.73, 74; § 26, 27; вопросы 3–5 к § 26, вопросы 1, 2 к § 27.


II Четверть

УРОК 28/9. Лабораторная работа № 2 «Измерение жесткости пружины».
Основное содержание учебного материала. Определение жесткости пружины путем измерения ее удлинения при различных значениях силы тяжести, уравновешивающей силу упругости (на основе закона Гука).
На дом. Задание к § 27; вопросы 6, 7, с. 77; 3–5, с. 78.

УРОК 29/10. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач: закон Гука, деформация. Причины деформации, графическое представление сил. Задачи № 164–168 – Рымкевич.
На дом. Задачи № 163, 167*, 168 – Рымкевич.

УРОК 30/11. Сила всемирного тяготения.
Основное содержание учебного материала. Опытные факты, лежащие в основе закона всемирного тяготения (ускорение свободного падения в данном месте Земли одинаково для всех тел; центростремительное ускорение с которым Луна движется по орбите, приблизительно в 3600 раз меньше, чем ускорение свободного падения тел вблизи Земли). Формулировка закона, условия его применимости. Особенности гравитационного взаимодействия. Гравитационная постоянная. Разбор вопросов 3, 4 к § 28.
Демонстрации. Кинофильм «О всемирном тяготении» (1-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 28 (составить план ответа); вопросы 1, 2 к § 28; задачи № 1, 3 из упр. 12.

УРОК 31/12. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Опытное определение постоянной всемирного тяготения. Решение задач № 2, 4 из упр. 12 и № 176, 179 – Рымкевич.
Демонстрации. Кинофильм «О всемирном тяготении» (2-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Задачи № 172, 174, 179, 180 – Рымкевич.

УРОК 32/13. Сила тяжести. Измерение массы тела взвешиванием.
Основное содержание учебного материала. Независимость ускорения свободного падения тела от его массы. Различие ускорения свободного падения в разных пунктах Земли. Измерение массы тел взвешиванием. Рассмотрение вопросов 4, 5 к § 29.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 29; вопросы 1–3 к § 29; задачи № 3, 4 из упр. 13. Повторить «Самое важное во второй главе», с. 40, 41 учебника.

УРОК 33/14. Вес тела, невесомость. Движение с ускорением.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

УРОК 33'/14'. Контрольная работа № 2' «Oсновы динамики».
Основное содержание учебного материала. Понятие веса. Различие понятий «сила тяжести» и «вес тела». Понятие невесомости. Виды движения тела под действием силы тяжести. Разбор вопросов 5, 6 к § 30; решение задач № 224, 229 – Рымкевич. Решение основной задачи механики для движения тела, брошенного вверх. Разбор примеров 1 и 2 (изменение веса тела при ускоренном движении), а также вопросов 5,6 к § 31; анализ решения задач № 1,2, упр. 14.
Демонстрации. [4], опыты 26, 27, с. 58–61; кинофрагмент или видеофрагмент «Невесомость». Видеофильм о невесомости, снятый на космической станции «Мир».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 30, 31; вопросы 1–4 к § 30 и 31; задачи № 3, 4 из упр. 14 и № 178 – Рымкевич.

УРОК 33"/14". Решение задач на движение тел с ускорением.
Основное содержание учебного материала. Закрепление материала на примерах ускоренного движения тела в двух случаях:
1) вес движущегося тела меньше веса покоящегося тела;
2) вес движущегося тела больше веса покоящегося тела. Перегрузки. Решение задач № 188, 190, 193, 198 – Рымкевич.
Демонстрации. Измерение веса тела при ускоренном подъеме и спуске (по рис. 84, 99, 100 учебника; с мягкой пружиной или резиновым шнуром); кинофильм «Движение тел по окружности» (2-я часть).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 30, 31 (повторить); задачи № 185, 186, 194 – Рымкевич.

УРОК 34/15. Движение тела под действием силы тяжести. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Чтение и построение графиков зависимости кинематических величин от времени при свободном падении. Изображение направления векторов силы тяжести, ускорения и скорости при свободном падении в разборе вопросов 4–6 и решении задач № 1–4 из упр. 15 и № 58 – Рымкевич. Анализ примеров решения задач № 1, 2 на с. 90 учебника.
На дом. § 32; задачи № 5–8 из упр. 15.

УРОК 35/16. Движение тела под действием силы тяжести.
Основное содержание учебного материала. Траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту. Запись уравнения движения тела, брошенного с начальной скоростью, направленной горизонтально. Анализ решения задачи № 1 на с. 94 учебника и вопросов 4, 5 к § 33.
Демонстрации. [4], опыты 29, 30, с. 62–67.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 33; вопросы 1–3 к § 33; разобрать пример решения задачи № 2 на с. 94, 95 учебника.

УРОК 36/17. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Определение дальности полета и времени движения тела, брошенного горизонтально. Определение скорости и координаты тела, движущегося по вертикали. Решение задачи № 2 из упр. 16, № 220, 227 – Рымкевич.
Методическое указание. Вопрос о движении тела, брошенного под углом к горизонту, отрабатывается на физическом практикуме по механике в конце учебного года и при изучении движения заряженных частиц в электрическом и магнитном полях в 10-м классе. На данном этапе изучения этого движения не следует требовать от учащихся знания и применения формул; поэтому задачи на этот вид движения тела можно не включать в контрольную работу, которая проводится после изучения темы «Основы динамики».
На дом. Задача № 1 из упр. 16, № 224 – Рымкевич.

УРОК 36'/17'. Лабораторная работа № 3 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».
Методическое указание. Вопрос о проведении данной лабораторной работы на уроке или включении в программу работ физического практикума оставляется на усмотрение учителя.
Основное содержание учебного материала. Измерение начальной скорости, сообщенной телу в горизонтальном направлении при его движении под действием силы тяжести; построение траектории этого движения.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Задачи № 222, 226, 232 – Рымкевич. (последняя – по желанию).

УРОК 37/18. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.
Основное содержание учебного материала. Понятие первой космической скорости, расчет первой космической скорости. Первый искусственный спутник Земли. Решение задач № 3, 4 из упр. 17.
Демонстрации. Кинофрагмент «Запуск и орбитальный полет космического корабля»; таблица (по астрономии) «Космические полеты».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 34; вопросы к § 34; задача № 2 из упр. 17.

УРОК 38/19. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Движение снарядов, искусственных спутников Земли под действием силы тяжести. Самостоятельная работа на 25–30 мин; примерное содержание таково:

Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 34 (повторить); задачи № 3–5 из упр. 17.

УРОК 39/20. Сила трения. Трение покоя.
Основное содержание учебного материала. Переменный характер значения силы трения покоя и ее направления. Формула зависимости максимального значения силы трения покоя от значения силы реакции опоры. Примеры, когда сила трения покоя служит причиной начала движения. Рассмотрение вопросов 1, 2 к § 35.
Демонстрации. [4], опыт 19, с. 50, 51.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 35; вопросы 3, 4 к § 35.

УРОК 40/21. Сила трения скольжения. Лабораторная работа № 4 «Измерение коэффициента трения скольжения».
Основное содержание учебного материала. Направление силы трения скольжения. Формула зависимости величины силы трения скольжения от значения силы реакции опоры. Коэффициент трения, его экспериментальное определение. Зависимость силы трения от относительной скорости тел. Сила сопротивления при движении тел в жидкостях и газах. Роль смазки. Разбор вопросов 4, 5 к § 36.
Демонстрации. [4], опыты 21, 22, с. 52–55. Видеофильм «Трение в природе и технике».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 36; вопросы 1–3, 6 к § 36; задачи № 1 из упр. 18, № 293, 294 – Рымкевич.

УРОК 41/22. Решение задач на движение под действием силы трения.
Основное содержание учебного материала. Понятие о тормозном пути транспорта. Расчет тормозного пути и времени торможения при равноускоренном движении. Направление силы трения, действующей со стороны дороги на колеса движущегося транспорта. Разбор вопросов к § 37. Решение задач № 2 из упр. 18 и № 263, 269 – Рымкевич.
Демонстрации. Кинофильм «Применение законов Ньютона».
На дом. § 37; задачи № 3 из упр. 18 и № 1 из упр. 19.

УРОК 42/23. Решение задач на движение под действием нескольких сил.
Основное содержание учебного материала. Движение тел по наклонной плоскости. Анализ решения задачи № 1 на с. 105 учебника и разбор задач № 3, 4 из упр. 20.
Демонстрации. Движение тела по наклонной плоскости (по рис. 105 учебника).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 38; вопросы 1–3 к § 38; задачи № 1, 2 из упр. 20.

УРОК 43/24. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Движение на поворотах. Центробежные механизмы. Решение задач № 4, 5 из упр. 20, № 275, 281* – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыт 32, с. 68–70. Кинофильм «Принцип действия центробежных механизмов».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Задачи № 274, 287, 294 Рымкевич.

Урок 43'/24'. Лабораторная работа № 5 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».
Методическое указание. Данная работа может быть использована по усмотрению учителя на физическом практикуме или в качестве экспериментального задания.
Основное содержание учебного материала. Равенство равнодействующей внешних сил и произведения массы тела на ускорение при движении тела по окружности под действием нескольких сил (на примере конического маятника).
На дом. Задачи № 5 из упр. 20; № 238, 296, 302, 303* – Рымкевич (последняя – по желанию).

Урок 44/25. При каких условиях тело движется поступательно? Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Движение связанных тел. Анализ решения задач № 2 на с. 106 учебника, № 305, 310, 311* – Рымкевич.
Демонстрации. Движение грузов на нити, перекинутой через неподвижный блок (по рис. 123 учебника).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Задачи № 298, 307 – Рымкевич.

УРОК 45/26. Лабораторная работа № 6 «Изучение условий равновесия тела под действием нескольких сил». Решение задач.
Методическое указание. Перенесение данной лабораторной работы в физпрактикум нецелесообразно. По усмотрению учителя ее вполне можно заменить экспериментальным заданием. Основное содержание учебного материала. Момент силы. Условия равновесия тела на частном примере: геометрическая сумма сил, приложенных к телу, имеющему ось вращения, должна быть равна нулю.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

УРОК 46/27. Повторительно-обобщающий урок на тему «Всегда ли верны законы Ньютона?».
Основное содержание учебного материала. Принцип относительности Галилея. Движение с разных точек зрения. Виды сил в механике. Решение задач № 165, 183, 205, 214, 227, 253, 267, 273, 288, 300, 309 – Рымкевич. Подготовка к контрольной работе по теме «Основы динамики».
Методическое указание. Рекомендуется использовать фрагмент из работы Г. Галилея об относительности движения( [21], с. 16,17).
Демонстрации. Кинофрагмент «Принцип относительности Галилея».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Итоги глав 4, 5, с. 71–73, 108, 109. Подготовка к контрольной работе.

УРОК 47/28. Контрольная работа № 3 «Применение законов динамики».
На дом. Повторить «Самое важное в пятой главе» с.108, 109 учебника.
Основные знания и умения. Знать понятия, физические явления, физические величины и их единицы (инерциальная система отсчета; инертность и масса тела, сила, силы упругости, тяготения и трения; сила тяжести, вес тела и различие между ними; невесомость и перегрузки, первая космическая скорость; центр масс, плечо силы, момент силы; равновесие тел и виды равновесия);
– фундаментальные экспериментальные факты, законы и формулы.
Уметь решать задачи, экспериментально определять жесткость пружины и коэффициент трения скольжения;
– выводить формулу для расчета первой космической. скорости и веса тела, движущегося с ускорением;
– решать задачи на нахождение силы, ускорения, скорости, перемещения и координаты тела в следующих ситуациях:

  1. сила и скорость движения тела направлены по одной прямой (движение тела, брошенного вертикально вверх; вес тела, когда опора или подвес движутся с ускорением; равноускоренное движение транспорта и других тел по горизонтальном участку траектории);
  2. сила и скорость движения тела направлены под углом друг к другу (движение тела, брошенного горизонтально или под углом к горизонту; движение тела по окружности; движение тела по наклонной плоскости);
– находить центр масс плоских пластин; экспериментально проверять правило моментов сил;
– решать задачи на условия равновесия тел.

 


III четверть

ТЕМА 3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (19 ч)

УРОК 48/1. Сила и импульс.
Основное содержание учебного материала. Физические величины со свойством сохранения. Импульс тела. Импульс силы. Еще одна формулировка второго закона Ньютона. Разбор вопросов 5–7 к § 40; решение задач № 3, 5 из упр. 21.
Методическое указание. Часть урока отводится на подведение итогов контрольной работы.
На дом. Введение к главе 6, с. 110; § 40, вопросы 1–4 к § 40; задачи №1, 2 из упр. 21 и задание на с. 112.

УРОК 49/2. Закон сохранения импульса.
Основное содержание учебного материала. Понятие замкнутой системы. Запись уравнения закона сохранения импульса в векторной форме и в проекциях на оси координат. Разбор вопросов 3,4 к § 41; решение задач № 315, 316 – Рымкевич.
Методическое указание. При объяснении материала полезно привести фрагменты из работ Р. Декарта и Х. Гюйгенса о сохранении импульса. ([21], с. 200).
Демонстрации. [4], опыт 40; кинофрагмент «Импульс тела. Закон сохранения импульса».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 41, вопросы 1, 2 к § 41; анализ решения задачи на с. 114 учебника (решение в общем виде записать в тетрадь).

УРОК 50/3. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач на определение скорости с использованием закона сохранения импульса (например, вагон при автосцепке), № 318, 319, 322, 327* – Рымкевич и № 3 из упр. 22.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 41 (повторить); задачи № 1, 2 из упр. 22.

УРОК 51/4. Реактивное движение.
Основное содержание учебного материала. Система двух взаимодействующих тел. Реактивное движение – проявление закона сохранения импульса. Особенности реактивного движения. Устройство ракеты. Расчет ее скорости. Идея и практика использования ракет для космических полетов (К. Э. Циолковский, С. П. Королев, Ю. А. Гагарин). Разбор вопросов 2, 4 к § 42; решение задач № 324, 326* – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыты 41, 42; кинофильм «Физические основы космических полетов»; таблицы «Космические полеты», «Орбитальные станции» (астрономия); «Реактивный катер с водометным двигателем».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 42; вопросы 1, 3, 5 к § 42; «Самое важное в главе шестой», с. 118.

УРОК 52/5. Работа силы (механическая работа).
Основное содержание учебного материала. Определение работы. Использование материала из курса «Физика-7» («Механическая работа. Единицы работы», § 53). Работа положительная, отрицательная и равная нулю. Разбор вопросов 3–5 и выполнение задания к § 43; решение задачи № 2 из упр. 23.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Введение к гл. 7, с. 118, 119; § 43; задача № 1 из упр. 23.

Урок 53/6. Работа сил, приложенных к телу.
Основное содержание учебного материала. Связь между работой, произведенной силой, и изменением скорости тела. Формула кинетической энергии. Равенство работы равнодействующей внешних сил любой природы, приложенных к телу, и изменения кинетической энергии тела. Решение задач № 4, 5 из упр. 24; выполнение задания к § 44, с. 124.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 44, анализ примера решения задачи на с. 123, 124 учебника; задачи № 1, 2, 6 из упр. 24.

УРОК 54/7. Работа силы тяжести.
Основное содержание учебного материала. Применение теоремы о кинетической энергии для вычисления работы. Формула работы силы тяжести. Работа силы тяжести при движении тела по наклонной плоскости. Независимость работы силы тяжести от траектории движения тела. Разбор вопросов 2, 3 к § 45; решение задач № 336, 348 – Рымкевич.
Демонстрации. Опыты по рис. 138, 139 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 45; вопросы к § 45.

УРОК 55/8. Потенциальная энергия тела, поднятого над землей.
Основное содержание учебного материала. Связь работы силы тяжести с потенциальной энергией тела. формула потенциальной энергии поднятого тела. Нулевой уровень энергии. Потенциальная энергия и устойчивость равновесия. Потенциальная энергия – энергия взаимодействия. Анализ вопросов 3, 4 к § 46; решение задач № 3, 4 из упр. 25.
Демонстрации. [4], опыт 39, [22], §4.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 46; вопросы 1, 2 к § 46; задачи № 1, 2 из упр.25.

УРОК 56/9. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Косвенное измерение и расчет работы силы тяжести, потенциальной энергии тела, на которое действует сила тяжести. Решение задач № 343, 344*, 347 – Рымкевич.
На дом. § 45, 46 (повторить); задачи № 332, 338, 347 – Рымкевич.

УРОК 57/10. Работа силы упругости.
Основное содержание учебного материала. Формула работы силы упругости. Равенство работы силы упругости изменению потенциальной энергии, взятому с противоположным знаком. Потенциальная энергия деформированного тела. Разбор вопросов 3–5 к § 47. Решение задач № 3, 5 из упр. 26.
Демонстрации. Опыт по рис. 141 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 47; вопросы 1, 2, 4 к § 47.

УРОК 58/11. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Расчет работы силы упругости, потенциальной энергии упруго деформированного тела. Решение задач типа № 349, 354-Р и № 4, 6 из упр. 26.
На дом. § 41 (повторить); задачи № 1, 3 из упр. 26 и № 352, 353 – Рымкевич.

УРОК 59/12. Закон сохранения полной механической энергии.
Основное содержание учебного материала. Замкнутая система тел. Связь между энергией и работой. Сохранение и взаимное превращение кинетической и потенциальной энергии. Полная механическая энергия. Универсальный характер законов сохранения импульса и энергии. Анализ решения задачи № 2 на с. 133 учебника; разбор вопросов 4, 5 к § 48; решение задачи № 4 из упр. 27.
Методическое указание. Рекомендуется использовать фрагменты о сохранении энергии из хрестоматии [21], с. 216, 217.
Демонстрации. [4], опыт 43.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 48; вопросы 1–3 к § 48; анализ решения задачи № 1, с. 133 учебника; задание на с. 134; задачи № 1, 2, 3 из упр. 27.

УРОК 60/13. Работа силы трения и механическая энергия.
Основное содержание учебного материала. Неравенство нулю работы силы трения при движении тела по замкнутой траектории. Переход механической энергии во внутреннюю. Закон сохранения механической энергии – частный случай всеобщего закона сохранения и превращения энергии. Потери механической энергии в различных устройствах. Решение задач № 4, 6 из упр. 28. Разбор вопросов 2, 4, 6 в конце § 49.
Демонстрации. [4], опыт 44.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 49; вопросы 1, 3, 5 к § 49; задачи № 1,3, 5 из упр. 28 и № 374 – Рымкевич (последняя – по желанию).

УРОК 60'/13'. Лабораторная работа № 7 «Изучение закона сохранения механической энергии».
Основное содержание учебного материала. Наблюдение за уменьшением потенциальной энергии прикрепленного к пружине тела при его опускании и увеличением потенциальной энергии пружины при ее растяжении.
На дом. Задачи № 2, 5 из упр. 26 и № 5 из упр. 27.

УРОК 61/14. Мощность. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Понятие мощности как характеристики работы механизма (повторение материала «Физика-7», § 54). Соотношение между скоростью автомобиля (самолета и др.) и мощностью его двигателя при постоянной силе сопротивления. Зависимость силы тяги автомобиля от скорости (мощность его двигателя постоянна). Разбор вопросов 1–6 к § 50 и решение задач № 4, 5 из упр. 29.
На дом. § 50; задачи № 1, 2, 3 из упр. 29.

УРОК 62/15. Превращение энергии и использование машин.
Основное содержание учебного материала. Превращение энергии в следующих частях машин: двигателе, передаточных механизмах и рабочей части. Цепь превращений энергии (например, от топки тепловой электростанции до рабочих частей машин на заводах и фабриках). «Вечный двигатель». Невозможность создания «вечного двигателя». Коэффициент полезного действия (повторение материала «Физика-7», § 61). Разбор примера решения задачи на с. 141 учебника. Решение задач № 2,3 из упр. 30 и № 375 – Рымкевич.
На дом. § 51; вопросы к § 51; задачи № 1,4 из упр. 30.

УРОК 63/16. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Расчет кпд механизмов по известной затраченной энергии и полезной работе. Решение задач на определение изменения внутренней энергии тела в результате совершения механической работы – № 381, 393, 396, 398 – Рымкевич.
На дом. § 51 (повторить); задачи № 376, 386, 400 – Рымкевич.

УРОК 64/17. Движение жидкостей и газов по трубам. Закон Бернулли.
Основное содержание учебного материала. Объяснение на основе закона сохранения энергии ускоренного движения жидкости (газа) по трубам от участка с большей площадью сечения к участку с меньшей площадью (трение при движении не учитывать). Теория крыла. Н.Е.Жуковский. Разбор вопросов 5, 6 к § 52. Решение задач № 401, 404, 406 – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыты 46, 47, 49, 50.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 52; вопросы 1–4 к § 52. «Самое важное в седьмой главе», с. 145, 146.

УРОК 65/18. Обобщение материала по теме «Законы сохранения в механике». Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

УРОК 66/19. Контрольная работа № 4 «Законы сохранения».

Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (импульс тела и импульс силы, состояние тела, система тел, замкнутая система; механическая работа, мощность, подъемная сила); законы (закон сохранения импульса; механическая работа; теорема о кинетической энергии, закон сохранения энергии в механических процессах), и формулы для вычисления коэффициента полезного действия (КПД), мощности.
Уметь производить расчёт работы сил упругости, тяжести, трения; мощности двигателя; КПД механизмов; механической энергии тела, импульса тела; определять экспериментально кпд простых механизмов; решать задачи.

ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (10 ч)

УРОК 67/1. Колебания тела на пружине.
Основное содержание учебного материала. Колебания. Периодическое движение. Колебательная система. Колебательное движение под действием силы упругости. Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Скорость и ускорение при колебательном движении. Обсуждение вопросов 4, 5 к § 53.
Методическое указание. Часть урока отводится на обсуждение итогов контрольной работы.
Демонстрации. [5], опыты 1 и 2.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 53, вопросы 1–3, 6, 7 к § 53.

УРОК 68/2. Энергия колебательного движения.
Основное содержание учебного материала. Потенциальная и кинетическая энергия в колебательном движении. Полная механическая энергия системы, ее формула. Связь амплитуды и максимальной скорости колебания тела на пружине. Разбор вопроса 5 к § 54. Решение задач № 409, 410, 415 – Рымкевич.
Демонстрации. [5], опыт 2.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. §54; вопросы 1–4 к §54; задачи № 413, 414 – Рымкевич.

УРОК 69/3. Геометрическая модель колебательного движения.
Основное содержание учебного материала. Геометрическая модель колебательного движения. Формула периода колебаний пружинного маятника. Зависимость координаты колеблющегося тела от времени (в ознакомительном плане). Решение задач № 3 из упр. 31 и такого типа: «На рисунке представлен график зависимости координаты тела, совершающего гармонические колебания, от времени. Чему равна амплитуда колебаний?»
Демонстрации. [5], опыты 3 и 6.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 55; вопросы 1–4 к § 55: задачи № 1, 2 из упр. 31.

УРОК 70/4. Математический маятник.
Основное содержание учебного материала. Понятие математического маятника. Сила, вызывающая колебания математического маятника. Единый характер закономерностей колебательного движения математического и пружинного маятников. Графическое представление гармонических колебаний. Разбор вопросов 5–7 к § 56; решение задачи № 1 из упр. 32 и № 424 – Рымкевич.
Демонстрации. [5], опыты 4 и 5.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 56; вопросы 1–4 к § 56; задача № 2 из упр. 32.


IV четверть

УРОК 71/5. Лабораторная работа № 8 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».
Основное содержание учебного материала. Измерение периода колебаний маятника и расчет ускорения свободного падения (см. с. 185 учебника).
На дом. Задачи № 3, 4 из упр. 32 и № 425, 426, 427 – Рымкевич.

УРОК 72/6. Колебания и внешние силы.
Основное содержание учебного материала. Условия возникновения свободных колебаний. Затухающие колебания. Вынужденные колебания и их характерные особенности. Условия возникновения резонанса. Зависимость вида резонансных кривых от трения в колебательных системах, рассмотрение рис. 164 учебника. Применение резонанса и борьба с ним. Разбор вопросов и решение задач типа:


Демонстрации. [5], опыты 1, 8–10, 13 (затухающие колебания алюминиевой пластинки между полюсами магнита по описанию к прибору «Трансформатор универсальный»); фрагменты из кинофильмов «Колебания и волны» (ч.1), «Резонанс».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 57; вопросы 1–4 к § 57; задачи № 1, 2 из упр. 33; «Самое важное в восьмой главе», с. 161 учебника.

УРОК 73/7. Что такое волна?
Основное содержание учебного материала. Понятие волны. Характеристики волны: скорость ее распространения, длина, частота. Различие понятий «скорость волны» и «скорость движения частиц среды». Волна – переносчик энергии. Решение задач № 435, 436 – Рымкевич.
Демонстрации. [5], опыты 31, 32. Кинофильм «Колебания и волны» (ч. 2).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Введение к гл. 9; § 58, § 54 (повторить).

УРОК 74/8. Два вида волн.
Основное содержание учебного материала. Характерные особенности двух видов волн – продольных и поперечных, механизм их распространения. Разбор вопросов 3, 4 к § 59; решение задачи № 1 из упр. 34.
Демонстрации. [З], опыт 31.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 59; вопросы 1, 2, 5, 6 к § 59; задачи № 2, 3 из упр. 34.

УРОК 75/9. Звуковые волны. Свойства звука. Звуковые явления.
Основное содержание учебного материала. Источники звука. Процесс распространения звука: источник звука – передающая среда – приемник. Скорость звука. Громкость и высота тона – субъективные характеристики звука. Отражение звука. Звуколокация. Условия возникновения акустического резонанса. Эхо. Разбор вопросов 5, 6 к § 60; № 2, 3 к § 61; № 1, 3 к § 62. Решение задач № 2, 5 из упр. 35, № 2 из упр. 36.
Методическое указание. Рекомендуется использовать лекционный метод изложения материала в сочетании с демонстрацией опытов и разбором качественных вопросов.
Демонстрации. [5], опыты 39–41, 43, 45, 47, 53.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 60–62; вопросы 1–4 к § 60; 1, 2 к § 61; 2, 4 к § 62; задачи № 1, 3, 4 из упр. 35; № 1 из упр. 36.

УРОК 76/10. Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны».
Основное содержание учебного материала. Изменение скорости и ускорения при колебательном движении. Формулы периода колебаний пружинного и математического маятников. График зависимости координаты от времени при гармонических колебаниях. Резонанс. Механизм распространения волн. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. Решение задач № 412, 420, 427, 434, 442, 448 – Рымкевич.
На дом. «Самое важное в десятой главе», с. 172 учебника. Подготовиться к контрольной работе (задания даются по усмотрению учителя).

УРОК 76/10'. Контрольная работа № 5 «Механические колебания и волны».

Основные знания и умения.
Знать физические явления, физические величины и их единицы (колебательная система, свободные колебания и условия их существования, амплитуда, период, частота, затухающие колебания, волна (поперечная, продольная), длина и скорость волны, звуковые волны, громкость и высота звука); законы (период колебаний математического маятника, превращение энергии при колебательном движении) и формулы (связь между скоростью, длиной и частотой волны).
Уметь объяснять причины затухания свободных колебаний; читать и рисовать графики гармонических колебаний; вычислять координату и скорость, период и частоту колебаний колеблющегося тела; экспериментально определять ускорение свободного падения при помощи математического маятника; объяснять принцип распространения волн в различных средах; объяснять различие между графиком гармонических колебаний и рисунком волны, распространяющейся вдоль оси.

УРОК 77/11. Обобщающее занятие по курсу «Механика».
Основное содержание учебного материала. Выбирается по усмотрению учителя. Краткие итоги контрольной работы.
На дом. Заключение, с.172–175 учебника.

УРОК 78–88. Лабораторный физический практикум.
Методическое указание. См. примечания к выполнению физпрактикума для 11-го класса. Оптимальным является выполнение пяти двухчасовых работ из перечня, предусмотренного программой.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий