Авилов М.И. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Монголо-татарское иго
– название ордынской военно-политической диктатуры, системы политической и даннической зависимости русского общества от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после – ханов Золотой Орды) в XIII–XV веках. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237–1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в неразоренных землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года.
Термин «иго», означающий власть Золотой Орды над Русью, в русских летописях не встречается. В русских источниках словосочетание «татарское иго» впервые появляется в 1660-х годах во вставке одного из экземпляров Сказания о Мамаевом побоище. Формулу «монголо-татарское иго» употребил первым в 1817 году Х. Крузе, книга которого в середине XIX века была переведена на русский и издана в Петербурге.
Большинство исследователей ига считают, что его итогами для русских земель были разрушения и упадок. В настоящее время большинство историков также подчеркивает, что иго отбросило русские княжества назад в развитии и стало главной причиной отставания России от стран Запада. Советские историки отмечали, что иго явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства.
Другие исследователи, в частности, Н.М. Карамзин, считают, что татаро-монгольское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности. Помимо этого он также указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним В.О. Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси. «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование». Сторонники идеологии евразийства (Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий и др.), не отрицая крайней жестокости монгольского господства, также переосмыслили его последствия в позитивном ключе. Они высоко ценили религиозную терпимость монголов, противопоставляя ее католической агрессии Запада. Монгольскую империю они рассматривали как геополитическую предшественницу Российской империи. Позднее схожие взгляды, только в более радикальном варианте, развивал Л.Н. Гумилев.