Вопрос о степени готовности СССР к войне остается дискуссионным. И.В. Сталин игнорировал многочисленные предупреждения о близком нападении Германии на СССР, исходившие от перебежчиков, советских разведчиков, от премьер-министра Великобритании У. Черчилля и даже от германского посла графа Шуленбурга, считая их частью английской дипломатической игры, призванной столкнуть Германию и СССР и облегчить положение Великобритании.
Командованию западных округов было запрещено приводить войска в боевую готовность. 14 июня заявление ТАСС опровергло появившиеся в англо-американской прессе слухи о подготовке Германии к войне против СССР. Это заявление негативно повлияло на боеготовность войск.
Советские авторы объясняли эти просчеты либо излишним доверием И.В. Сталина А. Гитлеру, либо его стремлением оттянуть войну и нежеланием дать Германии повод для нападения.
После выхода в 90-х годах скандальной книги В. Суворова «Ледокол» (автор утверждал, что нападение Германии на СССР было превентивным, так как СССР готовился сам напасть на Германию не позднее июля 1941 г.) вопрос о подготовке СССР к наступательной войне вызвал широкую дискуссию. Попытка изобразить гитлеровскую агрессию превентивной не получила поддержки ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Но ряд историков (М.И. Мельтюхов, В.А. Невежин, Б.В. Соколов и др.) отметили, что неподготовленность к оборонительной войне могла быть вызвана интенсивной подготовкой к войне наступательной (свидетельства такой подготовки: ряд высказываний И.В. Сталина весной 1941 г., советская военная доктрина, ярко выраженный наступательный характер группировки войск на западной границе).
Встречающиеся утверждения о том, что СССР намечал нападение на июль 1941 г., сомнительны: перевооружение Красной армии должно было завершиться в 1942 г.
После победы над Францией Германия продолжала войну с Англией. Но А. Гитлер решил, не завершив войну на Западе, начать вторжение в СССР. После триумфального разгрома Германией Франции, с одной стороны, и советско-финской войны – с другой, он значительно переоценил возможности вермахта и, напротив, крайне недооценил силу Красной армии. Считая СССР слабым и непрочным, он надеялся достичь быстрой и легкой победы и взять под свой контроль необходимые Германии для продолжения борьбы с Великобританией материальные ресурсы.
По плану войны против СССР («Барбаросса») вермахт должен был разгромить Красную армию в молниеносной войне (блицкриг), не дав ей возможности провести мобилизацию, и за три месяца выйти на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Группа армий «Север» наступала на Ленинград, группа «Центр» – на Москву, группа «Юг» – на Киев. На флангах действовали румынские и финские войска. Огромная роль в войне отводилась мощным танковым группировкам, призванным совершать вместе с моторизованной пехотой глубокие прорывы в тыл Красной армии, уничтожать штабы, коммуникации и окружать противника.
После разгрома СССР предполагалось по плану «Ост» расчленить и оккупировать страну, уничтожить около 30 млн чел., в том числе поголовно ликвидировать евреев и цыган. Уцелевшие должны были стать рабами немцев. Никакой государственности (или хотя бы ограниченного самоуправления) на оккупированных территориях не предполагалось.
Вермахт | Красная армия | ||
Всего | Техника новых типов | ||
Личный состав | 5,5 млн | 2,9 млн | |
Танки | 4,3 тыс. | 13,6 тыс. | 1,5 тыс. |
Самолеты | 5,0 тыс. | 7,2 тыс. | 2,7 тыс. |
Орудия | 47,0 тыс. | 53,0 тыс. |
Старые советские самолеты заметно уступали немецким, новые – приближались к ним. Старые советские танки были приблизительно равны большинству немецких, новые же – значительно превосходили их. В целом техническое превосходство было на стороне Красной армии. К 1 июля немецкое превосходство в численности личного состава было сведено на нет проведением мобилизации (призвано 5,8 млн чел.). Успехи Германии в начале войны объяснялись внезапностью нападения по неотмобилизованной армии, значительно лучшей организацией связи и взаимодействия частей и соединений, существенно большей мобильностью немецких войск, постоянно опережавших на начальном этапе войны действия Красной армии и более слабой подготовкой личного состава Красной армии.
Германия начала войну в 4 часа утра 22 июня 1941 г. бомбардировкой городов, транспортных узлов и военных объектов западных районов СССР, а затем – вторжением наземных войск. Первый удар приняли на себя пограничники, вооруженные лишь стрелковым оружием и пулеметами.
Армия была застигнута врасплох. Директива наркома обороны о приведении войск в боевую готовность, отданная ночью с 21 на 22 июня, не успела дойти до войск. В первый же день Красная армия потеряла 1200 самолетов, в том числе 800 – на земле (немцы потеряли 1200 самолетов за месяц боев). К концу первого дня войны немцы продвинулись на
Период | Название |
22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. | Этап стратегической обороны |
19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. | Этап коренного перелома |
Начало 1944 г. – 9 мая 1945 г. | Освобождение СССР и Восточной Европы, разгром гитлеровской Германии |
23 июня была создана Ставка Главного командования во главе с наркомом обороны С. К. Тимошенко. 30 июня вся полнота власти в стране была передана в руки Государственного комитета обороны (ГКО) во главе со Сталиным. 10 июля Ставка была преобразована в Ставку Верховного командования, 8 августа – в Ставку Верховного главнокомандования. Верховным главнокомандующим стал И.В. Сталин. Созданы три Главных командования: Северо-Западное (К.Е. Ворошилов), Западное (С.К. Тимошенко), Юго-Западное (С.М. Буденный).
22 июня введено военное положение в Прибалтике, Белоруссии, на Украине, в Молдавии и в западных областях РСФСР. 23 июня началась мобилизация. 24 июня создан Комитет по эвакуации. 27 июня принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК об эвакуации населения, промышленных объектов и материальных ценностей из прифронтовой полосы. 26 июня Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О режиме рабочих и служащих в военное время». Рабочий день был увеличен, введены обязательные сверхурочные работы
Самое тяжелое положение сложилось на Западном фронте (в Белоруссии). Немцы сосредоточили главные силы на московском направлении, а советское командование – на Украине (полагая, что главные бои развернутся на юге). Войска, находившиеся западнее Минска, попали в окружение и были уничтожены. В начале июля немцы вышли к Днепру и Западной Двине. Обвиненный в развале фронта командующий Западным фронтом генерал Д.Г. Павлов был арестован и расстрелян.
10 июля началось Смоленское сражение. Части Красной армии дважды (в июле под Рогачевом и в августе – сентябре под Ельней) переходили в контрнаступление. В бою под Оршей были впервые применены реактивные минометы («катюши»). 30 июля немцы в первый раз за Вторую мировую войну перешли к обороне (отчасти из-за решения А. Гитлера перебросить часть сил под Киев и под Ленинград). За два месяца боев немецкие войска продвинулись на 200 км. Таким образом, темпы их продвижения резко упали. Это позволило создать оборонительные рубежи западнее Москвы. Таким образом, Смоленское сражение сыграло важную роль в срыве нацистского блицкрига.
На Украине немцы в середине июля вышли на ближние подступы к Киеву. В немецком тылу осталась Одесса. 5 августа началась ее оборона (73 дня, до 16 октября).
В августе немецкие войска вышли к Днепру южнее Киева. Возникла угроза окружения советских частей, обороняющих Киев. Г.К. Жуков предлагал отвести войска за Днепр, сдав Киев. И. В. Сталин из политических соображений не согласился. Г.К. Жуков был смещен с поста начальника Генштаба. Опасения Генштаба оправдались. 16 сентября войска, защищавшие Киев, попали в окружение. 20 сентября Киев пал. Свыше 600 тыс. чел. попали в плен.
К концу сентября 1941 г. фашисты захватили Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины, Псковскую и Ленинградскую области, часть Новгородской, Калининской, Смоленской, Брянской областей РСФСР. Красная армия понесла колоссальные потери. Но надежды на быстрый разгром Советского Союза не оправдались, напротив, война принимала затяжной характер, что было крайне невыгодно Германии.
В августе немцы вышли на подступы к Ленинграду. 8 сентября они взяли Шлиссельбург и блокировали Ленинград с суши. Штурм Ленинграда Гитлер запретил, считая, что блокада заставит защитников города сдаться.
В Ленинграде оставалось более 2,5 млн чел. Катастрофически не хватало продовольствия. Зимой
Снабжение Ленинграда велось по Ладожскому озеру, зимой – на автомобилях по ледовой Дороге жизни. Блокада была прорвана в январе 1943 г., а полностью снята в феврале 1944 г.
30 сентября 1941 г. немцы возобновили наступление на московском направлении (операция «Тайфун»). Группе армий «Центр» противостояли три фронта: Западный (И.С. Конев), Резервный (С.М. Буденный) и Брянский (А.И. Еременко). Координировал их действия Генеральный штаб РККА во главе с Б.М. Шапошниковым. По официальным данным, немцы имели превосходство в личном составе в 1,4 раза, в авиации – в 2 раза, в танках – в 1,7 раза, в артиллерии – в 1,8 раза (ряд современных исследователей считают, что немецкое превосходство было не столь велико).
Немцы прорвали позиции Красной армии под Вязьмой и Брянском. Под Вязьмой в окружении оказались пять армий Западного и Резервного фронтов. Однако и в окружении они продолжали сражаться, приковав к себе 28 немецких дивизий и тем самым задержав вражеское продвижение к Москве. Вырваться из окружения под Вязьмой смогли немногие.
Части Брянского фронта ценой тяжелых потерь прорвали кольцо и не позволили фашистам с ходу войти в Тулу.
Из уцелевших частей Западного и Резервного фронтов, а также сил резерва Ставки были сформированы новый Западный фронт (Г.К. Жуков) и Калининский фронт (И.С. Конев).
К середине октября фронт проходила по линии Калинин – Волоколамск – Наро-Фоминск – Серпухов. В конце октября немцы перешли на московском направлении к обороне.
Москва превратилась в прифронтовой город. Было сооружено несколько линий обороны, введено затемнение, над важнейшими объектами (в том числе Кремлем) растянуты маскировочные сети. Силы ПВО вынудили немецкую авиацию отказаться от массированных налетов на Москву. От бомбежек в Москве погибло около 1,2 тыс. чел., разрушения оказались сравнительно невелики.
16 октября правительственные и дипломатические учреждения были эвакуированы в Куйбышев (Самару). Из-за слухов о скорой сдаче Москвы возникла паника. С 20 октября Москва находилась на осадном положении. Провокаторов, паникеров и вражеских агентов предписывалось расстреливать на месте.
7 ноября на Красной площади состоялся парад. Участвовавшие в нем части с Красной площади отправлялись на передовую.
К началу декабря Красная армия получила подкрепление – кадровые дивизии из восточных районов страны. В то же время немецкие войска были сильно обескровлены в предшествующих боях и страдали от непривычных для них русских морозов. Все это склонило чашу весов на сторону Красной армии.
5 декабря перешел в наступление Калининский фронт, 6 декабря – Западный и Юго-Западный фронты. Несмотря на решительный приказ А. Гитлера, части вермахта не смогли закрепиться на захваченных рубежах. К концу декабря Красная армия продвинулась на 100 – 250 км. Группа армий «Центр» была практически разгромлена, однако смогла наладить эффективную оборону на новых рубежах.
В начале 1942 г. в наступление от Ленинграда до Крыма включились десять советских фронтов. В ходе контрнаступления, продолжавшегося до конца апреля, части Красной армии продвинулись на 150 – 400 км, освободили свыше 60 городов и 11 тыс. других населенных пунктов. Но из-за недостатка наступательного опыта не удалось полностью разгромить ни одной из главных немецко-фашистских группировок.
Победа под Москвой была первым крупным поражением германской армии во Второй мировой войне. Советские люди убедились, что Красная армия в состоянии громить гитлеровцев, и окончательно поверили в победный исход войны. Победа Красной армии под Москвой имела и международное значение: она заставила Турцию окончательно отказаться от вступления в войну на стороне Германии, а Великобританию и США убедила в жизнеспособности СССР и необходимости усиления его поддержки в дальнейшем.
Эта победа еще не стала коренным переломом в войне, так как летом 1942 г. немецкая армия вновь захватила инициативу и перешла в наступление, однако показала, что идея разгрома Советского Союза в результате «молниеносной войны» окончательно похоронена.