Глава M. Методика

M.3. Методика работы с компьютерным курсом

Назад Вперед
Назад Вперед

M.3.1. Перечень основных учебных программ по химии

Название программы Авторский коллектив. Учебники Сетка часов
1. Химия, 8–11 классы основной и средней (полной) общеобразовательной школы Авторский коллектив: Иванова Р.Г., Цветков Л.А.
Иванова Р.Г., «Химия. 8–9», М.: «Просвещение», 1999.
Иванова Р.Г., Каверина А.А., «Химия.10», М.: «Просвещение», 1999.
Цветков Л.А., "Органическая химия. 10–11", М.: 1999.
2 часа в неделю, курс рассчитан на 272 часа
2. Программа двухуровневого курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений.
Курс химии 8–9 классов является завершенным и самодостаточным.
Курс 10 и 11 классов углубляет и расширяет знания учащихся.
Авторский коллектив: Гузей Л.С., Суровцева Р.П.
Гузей Л.С., Сорокина В.В., Суровцева Р.П. «Химия. 8», М.: Дрофа, 1995–1999.
Гузей Л.С., Сорокина В.В., Суровцева Р.П. «Химия. 9», М.: Дрофа, 1997–1999.
Гузей Л.С., Сорокина В.В., Суровцева Р.П. «Химия. 10», М.: Дрофа, 1998–1999.
Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. «Химия. 11», М.: Дрофа 1999.
2–3 часа в неделю
3. Химия, 8–11 классы
общеобразовательная школа
Габриелян О.С. Габриелян О.С. «Химия. 8», М.: Дрофа, 1997–1999.
Габриелян О.С. «Химия. 9», М.: Дрофа, 1998–1999.
Габриелян О.С., Маскаева Ф.Н., Пономарева С.Ю., В.Н. Теренина. «Химия. 10», М.: Дрофа, 2000.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия. 11», М.: Дрофа 2001.
3 часа в неделю 8 и 9 классы,
4 часа в неделю 10 и 11 классы
4. Химия, 8–11 классы
общеобразовательная школа
Автор программы: Ахметов Н.С.
Ахметов Н.С., «Химия 8», М.: «Просвещение», 1996–1999.
Ахметов Н.С. «Химия 9», М.: «Просвещение», 1997–1999.
Ахметов Н.С. «Химия 10–11», «Просвещение», 1998–1999.
3 часа в неделю
5. Химия, 8–11 классы
общеобразовательная школа
8–9 классы – законченный курс.
Автор программы: Шелинский Г.И. Шелинский Г.И, «Химия 8», СПб.: «Спецлитература», 1997.
Шелинский Г.И., «Химия 9», СПб.: «Спецлитература», 1998–1999
Шелинский Г.И., Шелинская В.В. «Химия 10», СПб.: «Спецлитература», 1996–1999
Шелинский Г.И., Юрова Н.М. «Химия 11» СПб.: «Спецлитература», 1999
2–3 часа в неделю в 8–9 классах,
2 часа в неделю в 10–11 классах
6. Химия, 8–11 классы
общеобразовательная школа
8–9 классы – законченный курс.
Авторский коллектив: Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин (8–9 классы)
Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю.Жегин (10–11 классы)
Кузнецова Н.Е. и др., «Химия 8 класс», М.: «Вентана-Граф», 1997–2000.
Кузнецова Н.Е. и др., «Химия 9 класс», М.: «Вентана-Граф», 2000.
2 часа в неделю в обычных классах
3/4часа в неделю в профилированных классах
7. Физика, химия 5 и 6 классы
Пропедевтическое изучение химии
Авторский коллектив: Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. 2 часа в неделю
8. Естествознание 5, 6 класс
Пропедевтическое изучение химии
Под. редакцией Суровегиной Т.И.
Авторский коллектив: Душенкова А.И., Иванова Т.В., Кириллова И.Г. и др.
2–3 часа в неделю

Безусловно, в таком море учебников и учебных программ в условиях вариативности сложно ориентироваться. Учителю химии рекомендуется ознакомиться с нормативными документами в сборнике «Программно-методические материалы. Химия. Средняя школа. 8–11 классы» (Составитель: С. В. Суматохин. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2001).

Как указывается в Письме Министерства образования Российской Федерации № 478/13–13 от 14.05.2001 г. «О преподавании химии в средних общеобразовательных учреждениях в 2000/2002 году» имеются два подхода в пропедевтике химических знаний. Первый подход осуществляется в интегрированном курсе «Естествознание. 5–6». Изучение этого курса дает возможность сформировать у учащихся представления о составе и свойствах некоторых простых и сложных веществ и разнообразных химических явлениях на эмпирическом и атомно-молекулярном уровнях. При этом накопление знаний происходит на основе наблюдений и рассуждений, преимущественно индуктивным способом. Основное внимание уделяется ознакомлению учащихся с интересными фактами о веществах и химических явлениях, а также с результатами экспериментов.

При втором подходе пропедевтическая подготовка осуществляется в рамках одного из курсов «Физика. Химия. 5–6», который иногда рассматривается как модуль. Эти курсы изучают за счет времени, отведенного в базисном учебном плане на региональный или школьный компонент. Изучение данного курса предполагает раннее изучение учащихся с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, расположения элементов в Периодической системе.

Содержание курса химии профильных классов в старшей школе должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией. В таких случаях объем и глубина содержания учебного материала определяются числом часов, отводимых учебным планом школы из числа школьного компонента базисного учебного плана. Для достижения более высокой химической подготовки учащимся химико-биологических классов могут быть предложены спецкурсы по выбору, например: «Основы химического анализа», «Химия высоко молекулярных соединений», «Дисперсные системы и поверхностные явления», «Основы биохимии», «Химия и медицина» и др.

Нормативные материалы для оценки качества подготовки по химии выпускников 9-х и 11-х классов опубликованы в сборниках «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии» (Составитель: А. А. Каверина. М.: Дрофа, 2000) и «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии» (Составитель: С. В. Суматохин, А. А. Каверина. М.: Дрофа, 2001).

В процессе преподавания химии перед учителем возникает проблема обеспечения наглядности при формировании систем понятий. Эта проблема может решаться многими путями. Безусловно, дидактически важно эффективно использовать все средства наглядности, разнообразное учебное оборудование:

Важную роль в формировании химических понятий играет использование в процессе преподавания химии метода моделей. Объектами моделирования могут являться атомы, молекулы, процессы и явления.

Компьютерный мультимедийный курс позволяет обеспечить высокий уровень наглядности для учащихся разных возрастов и классов, представляя динамические, структурные и масштабные модели, в том числе интерактивные.

Курс «Открытая Химия 2.6» является программно-педагогическим средством нового поколения, в котором сочетаются все характеристики использования компьютерных программ в учебной деятельности. Данный курс может использоваться:

Таким образом, использование компьютерного мультимедийного курса «Открытая Химия 2.6» позволит решить проблемы наглядности при обучении химии, а также позволит всю систему преподавания встать на новый, более высокий уровень, с использованием новых педагогических технологий обучения.

Данные краткие методические рекомендации касаются вопроса использования мультимедийного курса «Открытая Химия 2.6» на уроках химии и составлена только для двух программ, при этом в программе курса химии для 8–11 классов Г. И. Шелинского рассматривается только 11 класс, как наиболее близкий по своему содержанию к электронному гипертекстовому учебнику. Кроме того, именно в этой программе реализуется в 11 классе обобщение и систематизация знаний по химии.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий