№ | Название программы | Авторский коллектив. Учебники | Сетка часов |
1. | Химия, 8–11 классы основной и средней (полной) общеобразовательной школы | Авторский коллектив: Иванова Р.Г., Цветков Л.А. Иванова Р.Г., «Химия. 8–9», М.: «Просвещение», 1999. Иванова Р.Г., Каверина А.А., «Химия.10», М.: «Просвещение», 1999. Цветков Л.А., "Органическая химия. 10–11", М.: 1999. |
2 часа в неделю, курс рассчитан на 272 часа |
2. | Программа двухуровневого курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений. Курс химии 8–9 классов является завершенным и самодостаточным. Курс 10 и 11 классов углубляет и расширяет знания учащихся. |
Авторский коллектив: Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Гузей Л.С., Сорокина В.В., Суровцева Р.П. «Химия. 8», М.: Дрофа, 1995–1999. Гузей Л.С., Сорокина В.В., Суровцева Р.П. «Химия. 9», М.: Дрофа, 1997–1999. Гузей Л.С., Сорокина В.В., Суровцева Р.П. «Химия. 10», М.: Дрофа, 1998–1999. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. «Химия. 11», М.: Дрофа 1999. |
2–3 часа в неделю |
3. | Химия, 8–11 классы общеобразовательная школа |
Габриелян О.С. Габриелян О.С. «Химия. 8», М.: Дрофа, 1997–1999. Габриелян О.С. «Химия. 9», М.: Дрофа, 1998–1999. Габриелян О.С., Маскаева Ф.Н., Пономарева С.Ю., В.Н. Теренина. «Химия. 10», М.: Дрофа, 2000. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия. 11», М.: Дрофа 2001. |
3 часа в неделю 8 и 9 классы, 4 часа в неделю 10 и 11 классы |
4. | Химия, 8–11 классы общеобразовательная школа |
Автор программы: Ахметов Н.С. Ахметов Н.С., «Химия 8», М.: «Просвещение», 1996–1999. Ахметов Н.С. «Химия 9», М.: «Просвещение», 1997–1999. Ахметов Н.С. «Химия 10–11», «Просвещение», 1998–1999. |
3 часа в неделю |
5. | Химия, 8–11 классы общеобразовательная школа 8–9 классы – законченный курс. |
Автор программы: Шелинский Г.И. Шелинский Г.И, «Химия 8», СПб.: «Спецлитература», 1997. Шелинский Г.И., «Химия 9», СПб.: «Спецлитература», 1998–1999 Шелинский Г.И., Шелинская В.В. «Химия 10», СПб.: «Спецлитература», 1996–1999 Шелинский Г.И., Юрова Н.М. «Химия 11» СПб.: «Спецлитература», 1999 |
2–3 часа в неделю в 8–9 классах, 2 часа в неделю в 10–11 классах |
6. | Химия, 8–11 классы общеобразовательная школа 8–9 классы – законченный курс. |
Авторский коллектив: Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин (8–9 классы) Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю.Жегин (10–11 классы) Кузнецова Н.Е. и др., «Химия 8 класс», М.: «Вентана-Граф», 1997–2000. Кузнецова Н.Е. и др., «Химия 9 класс», М.: «Вентана-Граф», 2000. |
2 часа в неделю в обычных классах 3/4часа в неделю в профилированных классах |
7. | Физика, химия 5 и 6 классы Пропедевтическое изучение химии |
Авторский коллектив: Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. | 2 часа в неделю |
8. | Естествознание 5, 6 класс Пропедевтическое изучение химии |
Под. редакцией Суровегиной Т.И. Авторский коллектив: Душенкова А.И., Иванова Т.В., Кириллова И.Г. и др. |
2–3 часа в неделю |
Безусловно, в таком море учебников и учебных программ в условиях вариативности сложно ориентироваться. Учителю химии рекомендуется ознакомиться с нормативными документами в сборнике «Программно-методические материалы. Химия. Средняя школа. 8–11 классы» (Составитель: С. В. Суматохин. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2001).
Как указывается в Письме Министерства образования Российской Федерации № 478/13–13 от 14.05.2001 г. «О преподавании химии в средних общеобразовательных учреждениях в 2000/2002 году» имеются два подхода в пропедевтике химических знаний. Первый подход осуществляется в интегрированном курсе «Естествознание. 5–6». Изучение этого курса дает возможность сформировать у учащихся представления о составе и свойствах некоторых простых и сложных веществ и разнообразных химических явлениях на эмпирическом и атомно-молекулярном уровнях. При этом накопление знаний происходит на основе наблюдений и рассуждений, преимущественно индуктивным способом. Основное внимание уделяется ознакомлению учащихся с интересными фактами о веществах и химических явлениях, а также с результатами экспериментов.
При втором подходе пропедевтическая подготовка осуществляется в рамках одного из курсов «Физика. Химия. 5–6», который иногда рассматривается как модуль. Эти курсы изучают за счет времени, отведенного в базисном учебном плане на региональный или школьный компонент. Изучение данного курса предполагает раннее изучение учащихся с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, расположения элементов в Периодической системе.
Содержание курса химии профильных классов в старшей школе должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией. В таких случаях объем и глубина содержания учебного материала определяются числом часов, отводимых учебным планом школы из числа школьного компонента базисного учебного плана. Для достижения более высокой химической подготовки учащимся химико-биологических классов могут быть предложены спецкурсы по выбору, например: «Основы химического анализа», «Химия высоко молекулярных соединений», «Дисперсные системы и поверхностные явления», «Основы биохимии», «Химия и медицина» и др.
Нормативные материалы для оценки качества подготовки по химии выпускников 9-х и 11-х классов опубликованы в сборниках «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии» (Составитель: А. А. Каверина. М.: Дрофа, 2000) и «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии» (Составитель: С. В. Суматохин, А. А. Каверина. М.: Дрофа, 2001).
В процессе преподавания химии перед учителем возникает проблема обеспечения наглядности при формировании систем понятий. Эта проблема может решаться многими путями. Безусловно, дидактически важно эффективно использовать все средства наглядности, разнообразное учебное оборудование:
Важную роль в формировании химических понятий играет использование в процессе преподавания химии метода моделей. Объектами моделирования могут являться атомы, молекулы, процессы и явления.
Компьютерный мультимедийный курс позволяет обеспечить высокий уровень наглядности для учащихся разных возрастов и классов, представляя динамические, структурные и масштабные модели, в том числе интерактивные.
Курс «Открытая Химия 2.6» является программно-педагогическим средством нового поколения, в котором сочетаются все характеристики использования компьютерных программ в учебной деятельности. Данный курс может использоваться:
Таким образом, использование компьютерного мультимедийного курса «Открытая Химия 2.6» позволит решить проблемы наглядности при обучении химии, а также позволит всю систему преподавания встать на новый, более высокий уровень, с использованием новых педагогических технологий обучения.
Данные краткие методические рекомендации касаются вопроса использования мультимедийного курса «Открытая Химия 2.6» на уроках химии и составлена только для двух программ, при этом в программе курса химии для 8–11 классов Г. И. Шелинского рассматривается только 11 класс, как наиболее близкий по своему содержанию к электронному гипертекстовому учебнику. Кроме того, именно в этой программе реализуется в 11 классе обобщение и систематизация знаний по химии.