Номер и название раздела, его содержание |
Количество часов |
Примечания |
Интерактивные модели ОХ 2.6 |
Параграфы учебника ОХ 2.6 и/или отдельные иллюстрации |
1. Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов |
(2 часа) |
Демонстрации
Анализ и синтез химических веществ. |
|
|
2. Теоретические основы химии 2.1. Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s- и p-элементы.). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, их мировоззренческое
и научное значение. 2.2. Химическая связь.
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов.
Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров.
Единая природа химических связей. 2.3. Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели). 2.4. Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. |
(18 час) |
Демонстрации
Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток
Модели молекул изомеров и гомологов.
Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.
Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди(II), перманганата калия, хлорида железа (III)).
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца(IV) и фермента (каталазы)).
Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Эффект Тиндаля. Лабораторные опыты
Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. |
Модель 1.3. Калькулятор молекулярных масс. Модель 2.3. Электронная конфигурация атома. Модель 2.4. Квантовые числа*.Модель 3.1. Виды химической связи. Модель 3.2. Связи в молекуле бензола. Модель 3.3. Сигма- и пи-связи. Модель 3.4. Гибридизация орбиталей. Модель 4.7. Агрегатные состояния. Модель 4.12. Химическое равновесие*. Модель 5.1. Скорости химических реакций*. Модель 5.3. Катализ. Модель 6.1. Растворение хлорида натрия. |
1.1. Понятие об атомах. 1.2. Молекулы, радикалы и ионы*. Рисунок 1.1. Молекула воды. Рисунок 1.4. Важнейшие классы неорганических соединений. 1.3. Номенклатура неорганических соединений. 2.2. Квантовые числа формулы элементов. Рисунок 2.2. Электронное строение атома углерода. 2.5.1. Электронные конфигурации атомов. 3.1. Химическая связь. 3.2. Типы химических связей. Рисунок 3.2. Обменный (а) и донорно-акцепторный (б) механизмы образования ковалентной связи. 3.3. Современные представления о химической связи. 3.3.5. Метод валентных связей. Рисунок 3.16. s-орбиталь + p-орбиталь и две sp-ГО. Таблица 3.3. Гибридные орбитали и геометрия молекул*. Рисунок 3.17. Несвязывающие электронные пары и углы связи в молекулах NH3 и H2O в сравнении с молекулой CH4. 4.2. Энтальпия*. 4.3. Введение в термохимию*. 4.8. Принцип Ле Шателье. 4.8.1. Константы диссоциации кислот и оснований*. 5.1. Скорость химических реакций. 5.2. Закон действующих масс*. 5.5. Катализ. 6.1. Классификация растворов. 6.6. Кислотно-основные свойства химических соединений*. |
3. Неорганическая химия
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода). Благородные газы. |
(13 час) |
Демонстрации
Образцы металлов и неметаллов.
Возгонка йода.
Изготовление йодной спиртовой настойки.
Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.
Образцы металлов и их соединений.
Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
Взаимодействие меди с кислородом и серой.
Опыты по коррозии металлов и защите от нее. Лабораторные опыты
Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями).
Распознавание хлоридов и сульфатов. Практические занятия
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».
Идентификация неорганических соединений. |
Модель 7.3. Металлы в кислой и щелочной среде. |
7.5. Электрохимическая коррозия. Рисунок 7.4. Коррозия железа кислородом воздуха, растворенным в воде. Рисунок 7.5. Коррозия «белой жести». Рисунок 7.6. Катодная защита в оцинкованном железе. Рисунок 7.7. Катодная защита подземного трубопровода. 8.1.3. Оксиды, пероксиды и гидроксиды. |
4. Органическая химия 4.1. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. 4.2. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. 4.3. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. |
(25 час) |
Демонстрации
Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).
Получение этилена и ацетилена.
Качественные реакции на кратные связи. Лабораторные опыты
Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.
Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки. Практические занятия
Идентификация органических соединений.
Распознавание пластмасс и волокон |
Модель 12.1. Алканы. Модель 12.2. Изомеры. Модель 3.2. Связи в молекуле бензола. Модель 12.4. Карбоновые кислоты. |
12.1. Введение в органическую химию. 12.2. Углеводороды. 12.2.1. Алканы. 12.2.2. Алкены и алкины. 12.2.3. Арены. 12.3. Tипы органических реакций. 12.4.1. Спирты и фенолы. 12.4.2. Альдегиды и кетоны. 12.4.3. Карбоновые кислоты. 12.4.4. Эфиры. 13.1. Углеводы. 13.2. Липиды. 13.3. Аминокислоты. 13.5. Белки. |
5. Химия и жизнь
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
(5 час) |
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов и витаминов.
Образцы средств гигиены и косметики. Лабораторные опыты
Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.
Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по применению. |
Модель 10.1. Круговорот воды и загрязнение окружающей среды. Модель 13.2. Моющие средства. |
Рисунок 6.5. pH различных веществ и систем. 10.1. Загрязнение окружающей среды. 10.2. Химия атмосферы. 10.2.1. Химические процессы в тропосфере. 10.2.2. Химические процессы в стратосфере и ионосфере. 10.4.1. Техногенное воздействие на литосферу. 10.5. Биосферные процессы и экология. |