Глава M. Методика

M.3.

Назад Вперед
Назад Вперед

M.3.6.


Тип урока: урок введения нового материала

Тема. Алгебраические уравнения.

Основные понятия. Определение алгебраического уравнения, алгоритм решения алгебраического уравнения.

Самостоятельная деятельность учащихся. Решение задач по теме «Алгебраические уравнения».

Использование новых информационных технологий. В качестве дополнительного иллюстративного материала показ на компьютере модели курса «Алгебраические уравнения» (используется компьютерная модель 2.3. Сложение и вычитание алгебраических дробей).

План урока

Этапы урока Время, мин Приемы и методы
I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы 2 Беседа учителя
II. Основное содержание урока. Отработка с учащимися решения алгебраических уравнений. 5 Объяснение учителя. Эвристическая беседа
III. Формирование умений и навыков. Отработка изученного материала 30 Решение задач. Ответы на вопросы учащихся
IV. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия 5 Сообщение учителя. Сообщения учащихся
V. Домашнее задание 3 Запись на доске

Основное содержание урока

Решение рациональных уравнений базируется на умении и отработке навыков работы с алгебраическими дробями. Мы считаем целесообразным поработать с моделью 2.3.

В модели 2.3 вы найдёте:

  1. алгоритм приведения дробей к общему знаменателю;
  2. правило сложения и вычитания алгебраических дробей;
  3. применение алгоритма сложения и вычитания алгебраических дробей на конкретных примерах.

Мы рекомендуем рассмотреть решение примеров, данных в модели 2.3, и разобрать их с учащимися.

Выполните действие:

 

Если r (x) – рациональное выражение, то уравнение r (x) = 0 называют рациональным уравнением.

Алгоритм решения рационального уравнения

  1. Перенести все члены уравнения в одну часть.
  2. Преобразовать эту часть уравнения к виду алгебраической дроби
  3. Решить уравнение p (x) = 0.
  4. Для каждого корня уравнения p (x) = 0 сделать проверку: удовлетворяет ли он условию или нет. Если да, то это – корень заданного уравнения; если нет, то это – посторонний корень, и в ответ его включать не следует.

Решить уравнение

Решение.

Будем действовать в соответствии с алгоритмом.

  1. Преобразуем уравнение к виду
  2. Выполним преобразование левой части этого уравнения (приведение алгебраической дроби к общему знаменателю известно учащимся). После тождественных преобразований данное уравнение принимает вид
  3. Решим уравнение x2 – 6x + 8 = 0. Находим: x1 = 4; x2 = 2.
  4. Для найденных значений проверим выполнения условия 2x(x – 2) ≠ 0.

    Число 4 этому условию удовлетворяет, а число 2 – нет. Значит, 4 – корень заданного уравнения, а 2 – посторонний корень.

Ответ: 4.

Далее приведём подборку примеров для отработки алгоритма решения рационального уравнения.

Решите уравнение

  1. При каких значениях a значения дробей и равны?
  2. Существуют ли такие значения переменной, при которых сумма дробей и равна 1?
  3. При каких значениях переменной разность дробей и равна их произведению?

    Решите уравнение, используя метод введения новой переменной:

  4. x4 – 17x2 + 16 = 0;
  5. 9x4 – 40x2 + 16 = 0;
  6. 10x6 – 7x3 – 8 = 0;
  7. (3x – 4)2 – 5(3x – 4) + 6 = 0;
  8. 2(7x – 6)2 + 3(7x – 6) + 1 = 0;
  9. (x2 + 2x)2 – 2(x2 + 2x) – 3 = 0;
  10. 2(x2 + 2x + 1)2 – (x + 1)2  = 1;
  11. * (x2 – 3x + 1)(x2 – 3x + 3) = 3;
  12. *
  13. * (x2 – 5x + 7)2 – (x – 2)(x – 3) = 1;
  14. *
  15. * x(x – 1)(x – 2)(x – 3) = 15;
  16. * (x + 1)(x + 2)(x + 3)(x + 4) = 3;
  17. *
  18. *

Ответы на вопросы

  1. Какое уравнение называется рациональным?
  2. Сформулируйте алгоритм решения рационального уравнения.

Домашнее задание

  1. № 1031–1061 из задачника А. Г. Мордковича, Т. Н. Мишустиной, Е. Е. Тульчинской, алгебра, 8 класс.

Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий