Тема. Свойства логарифмов.
Основные понятия. Логарифм произведения, логарифм частного, логарифм степени.
Самостоятельная деятельность учащихся. Решение задач по теме «Свойства логарифмов».
Использование новых информационных технологий. В качестве дополнительного иллюстративного материала показ на компьютере модели курса «Свойства логарифмов» (используется компьютерная модель 3.1. Решение логарифмических уравнений).
План урока
Этапы урока | Время, мин | Приёмы и методы |
I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы | 2 | Беседа учителя |
II. Основное содержание урока. Формирование у учащихся представления о формулах сокращённого умножения |
5 | Объяснение учителя. Эвристическая беседа |
III. Формирование умений и навыков. Отработка изученного материала | 30 | Решение задач. Ответы на вопросы учащихся |
IV. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия | 5 | Сообщение учителя. Сообщения учащихся |
V. Домашнее задание | 3 | Запись на доске |
Основное содержание урока
Чтобы успешно использовать на практике операцию логарифмирования, нужно познакомиться со свойствами этой операции.
Все свойства формулируются и доказываются только для положительных значений переменных, содержащихся под знаками логарифмов.
Теорема 1.
Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел:
|
Теорема 2.
Если |
Краткая формулировка, которую удобно использовать на практике: логарифм частного равен разности логарифмов делимого и делителя, или логарифм дроби равен разности логарифмов числителя и знаменателя.
Теорема 3.
Если
|
Краткая формулировка, которую удобно использовать на практике: логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания степени.
Приведём систему упражнений, с помощью которой можно отработать свойства логарифмов на практике. Эти задания напрямую связаны с применением теорем 1, 2, 3.
Вычислите
После разбора данных примеров полезно поработать с моделью 3.1, в которой показано применение свойств логарифмов при решении логарифмических уравнений. В этой модели показано два метода решения логарифмических уравнений:
После разбора данных примеров можно сделать «мостик» на следующие уроки, то есть обсудить с учащимися, какие методы мы подробно будем изучать, какие уравнения будем решать и каким методом, используя свойства логарифмов.
Ответы на вопросыДомашнее задание.
№ 1495–1546 из задачника: А. Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа, 10–11 класс.