Безусловно, никакая компьютерная анимация не сможет заменить настоящих астрономических наблюдений, которые рекомендуется провести в 5 классах, занимающихся по программе Плешакова А. А., Сонина Н. И. «Природоведение-5». А вот соединить эти наблюдения не только возможно, но и полезно для организации развития познавательной самостоятельности учащихся.
Одним из вариантов организации практических астрономических наблюдений является метод проектов, в основе которого лежит исследовательский подход. В классе организуется несколько творческих групп, которым предлагается разработать и осуществить, а затем защитить проект, например «Определение времени по наблюдению созвездия Большая Медведица. Таким образом, меняется подход к организации практических занятий – наблюдать не ради наблюдения, а для решения практически значимой проблемы. Одной из поисковых групп поручают провести компьютерное наблюдение за созвездием Большая Медведица». В списке моделей надо воспользоваться компьютерной моделью 1.4 «Суточное движение светил», в которой схематически изображено звездное небо в районе северного полюса мира, При нажатии на кнопку околополярные созвездия начинают вращаться вокруг Полярной звезды.
1. Определение цели проекта и конкретизация необходимых действий для её достижения.
2. Определение источников и способов сбора информации. Распределение ролей.
3. Поиск и изучение информации по проблеме.
1. Периодические наблюдения. 2. Выполнение чертежей, зарисовок. 3. Сопоставление ожидаемых результатов с реальными наблюдениями. 4. Корректировка направления дальнейших наблюдений. 5. Повторные наблюдения. 6. Анализ результатов наблюдений. 7. Обобщение полученного материала. |
1. Выбор программы. 2. Выбор модели. Настройка параметров. 3. Проведение компьютерных наблюдений. 4. Проведение необходимых измерений. Фиксация результатов в виде схемы. 5. Анализ результатов. Сопоставление с ожидаемыми результатами. 6. Изменение параметров модели. Проведение повторных наблюдений. 7. Обобщение результатов |
8. Обмен информацией. Обобщение результатов компьютерного моделирования и практических наблюдений.
9. Выбор способов представления результатов. Обсуждение сценария презентации. Распределение ролей.
10. Подготовка реферата, транспарантов, иллюстраций компьютерных моделей, фотографий, плакатов и т. д.
11. Защита проекта.
12. Обсуждение проекта. Оценка.
Все группы должны доложить результаты своих наблюдений на уроке-конференции.
Учителю в его работе с классом большую помощь окажет сетевая лицензия, при этом каждый учащийся сможет смотреть иллюстрации и изучать модели в нужном его темпе. А это очень важно для личностно ориентированного обучения.
В рамках данной работы невозможно описать все возможные применения мультимедийного курса «Открытая Астрономия» при преподавании курса естествознания в 5 классе. Основное, что надо помнить, применение при преподавании «Открытой астрономии» является исключительно полезным для развития образного воображения, абстрактного и аналитического мышления, пространственных представлений.
Материал по организации проектной работы по астрономии с учащимися 5 классов предоставлен Галкиной Т. А.