\n');
Глава M. Методика
M.3. Методика работы с компьютерным курсом
M.3.3. Урок в 6 классе. 6.13. Половое размножение растений разных отделов
Биология: 13-й урок в теме 6 «Жизнь растений».
Тип урока: интегрированный урок закрепления знаний с решением проблемных вопросов и познавательных задач; сочетание индивидуальной и групповой работы.
Цели занятия:
- Обобщить и закрепить знания о способах размножения растений, жизненных циклах представителей разных отделов высших растений.
- Продолжить формирование навыков эффективной работы с интерактивными моделями компьютерного курса «Открытая Биология», закрепить навыки их использования в решении поставленных учебных задач.
- Формировать навыки использования разных способов отображения данных (схемы, таблицы) в учебном процессе.
- Продолжить формирование отношения к компьютеру как к средству обучения, развитие эффективного, рационального использования ВТ и СИТ в обучении и самообучении.
Оборудование:
Кабинет информатики, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы; компьютерный курс «Открытая Биология».
Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии:
- Актуализировать знания о формах размножения растений, примерах полового и бесполого размножения в разных таксонах.
- Обобщить знания о жизненных циклах разных отделов высших растений, чередовании фаз и способов размножения.
- Продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблиц, схем.
- Развивать навыки работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений.
- Формировать эволюционный подход к биологическим объектам и явлениям как основу для объяснения современного многообразия организмов, их строения и размножения.
Краткий план занятия
До занятия учителю необходимо проверить корректность работы всех компонентов компьютерного курса «Открытая Биология». Непосредственно перед уроком запустить на всех машинах компьютерный курс «Открытая Биология» и открыть страницу модели 4.1. Жизненный цикл растений (желательно максимально развернуть окно браузера нажатием кнопки или через пункт меню ).
Занятие рассчитано на один академический час в кабинете информатики, имеющем рабочие места перед компьютерами и обычные столы для фронтальной работы (непосредственная работа с компьютером – 15–18 минут).
- Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 4–6 минут.
- Ознакомление с бланком урока (необходимые элементы оформления, заготовки таблиц) – 3–5 минут.
- Актуализация полученных ранее знаний (беседа по домашнему заданию) – 8–10 минут.
- Переход к рабочим местам, работа с интерактивной моделью (ознакомление/повторение приёмов работы с интерактивной моделью; беседа учителя о предстоящем задании, указание варианта задания) – 3–5 минут.
- Выполнение учащимися задания к интерактивной модели – работа с интерактивной моделью 4.1. «Жизненный цикл растений», оформление ответа на задание в бланке урока или рабочей тетради – 12–14 минут.
- Выполнение учащимися теоретических заданий – работа с вопросами учителя за рабочими местами для фронтальной (лекционной) работы, оформление ответов на вопросы в тетрадях или на листочках – 8–10 минут;
- Итог урока, домашнее задание – 3–4 минуты.
Подробный конспект занятия:
- Организационный момент. Пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения. Важно сделать акцент на необходимость проявить дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к технике и соблюдение правил безопасной работы с ней.
- Ознакомление с бланком урока. При наличии такого бланка учитель знакомит с его структурой и способом заполнения (виды работы, индивидуальное или групповое заполнение). При отсутствии подготовленного бланка это время используется для подготовки в тетрадях (или на листочках) таблицы, схем (схема предварительно нарисована учителем на доске, необходимо перерисовать её два раза). Если учитель использует «Рабочую тетрадь по биологии» или иные варианты тетрадей с печатной основой, он указывает соответствующие страницы и предполагаемые задания.
- Актуализация полученных ранее знаний. Развёрнутая беседа по домашнему заданию. Актуализируются как вопросы предыдущих уроков (формы полового и бесполого размножения у растений), так и сведения о жизненных циклах высших растений (задание на повторение). Возможно заполнение схем или таблиц (см. «Комментарий к бланку урока»).
- Переход к рабочим местам, работа с интерактивной моделью. Организационный этап работы с компьютером: переход на рабочие места, ознакомление или повторение приёмов работы с интерактивной моделью (управляющие кнопки , ); беседа учителя о предстоящем задании, указание варианта задания.
- Выполнение учащимися задания к интерактивной модели. Работа учащихся с интерактивной моделью 4.1. «Жизненный цикл растений», подчинена четким заданиям учителя по сравнению жизненных циклов разных отделов высших растений и выполняется на заготовленном бланке или схемах в тетради (см. «Комментарий к бланку урока»). Оптимальным вариантом является также подготовка небольших карточек с названиями отделов, жизненные циклы которых будут изучаться, для каждой группы. При этом учитель может дифференцировать задания по степени сложности в зависимости от уровня знаний учеников, их учебных успехов при изучении соответствующих тем ранее и т. п.
Работа состоит из нескольких этапов:
- закрепление знаний о жизненных циклах указанных групп (оформление в бланке урока или рабочей тетради конкретизированных схем – подписать названия описываемого отдела и указать прямо на схеме, что представляют собой спорофит и гаметофит у данных растений),
- представить в виде круговых или квадратных диаграмм соотношение спорофита и гаметофита в жизненном цикле данного таксона,
- указать, как связано современное распространение и многообразие двух предложенных отделов растений с особенностями жизненного цикла и размножения растений.
Более сильным группам целесообразно предлагать задания, включающие описание покрытосеменных растений, у которых наряду с половым размножением, имеющим ряд важнейших адаптаций, хорошо развито вегетативное размножение.
Бланки работы по завершению работы с моделью сдаются учителю, ученики возвращаются на свои места и переходят (в индивидуальном ритме) к следующему этапу урока.
- Выполнение теоретических заданий. Учащиеся возвращаются на рабочие места для фронтальной (лекционной) работы, и выполняют самостоятельную работу по вопросам учителя (по вариантам, написанным на доске).
Ряд учащихся (более сильных или лучше владеющих навигацией по компьютерному курсу «Открытая Биология») можно оставить на рабочих местах возле компьютеров с индивидуальными заданиями по сравнению жизненных циклов высших растений (модель 4.1. «Жизненный цикл растений») и водорослей (2.3. «Жизненный цикл водорослей»), им целесообразно подготовить индивидуальные задания на карточках.
- Итог урока, домашнее задание: § 46, 79–88 повт.
Комментарий к бланку урокаДля выполнения заданий к интерактивным моделям (и других видов работы) желательно приготовить и распечатать бланк урока (для каждого учащегося или группы, работающей за одним компьютером).
Бланк включает такие элементы:
- Поля для внесения даты, класса, фамилий учащихся;
- Схемы или таблицы о формах полового и бесполого размножения у разных представителей растений, например, такой:
|
Размножение спорами |
Размножение семенами |
Вегетативное размножение |
Моховидные |
|
|
|
Папоротниковидные |
|
|
|
Хвощевидные |
|
|
|
Плауновидные |
|
|
|
Голосеменные |
|
|
|
Покрытосеменные |
|
|
|
Можно предусмотреть место для комментариев (например, наличие вегетативного размножения у папоротниковидных или плауновидных специально не подчёркивается в учебнике, но оно происходит, на что ученики могут указать).
- Заготовка воспроизведённой дважды схемы – рис. 4.1.1.4. «Чередование поколений у высших растений».
- Размещённые рядом со схемами заготовка круговых или квадратных диаграмм для демонстрации соотношения стадий спорофита и гаметофита в жизненных циклах указанных отделов растений, например, круга с нарисованными внутри него радиальными тонкими линиями или квадрата 10х10 клеточек для закрашивания долей, условно соответствующим стадиям жизненного цикла.
- Подготовленное разлинованное место для ответов учащихся на вопрос (задание) к схемам, например, такой:
«Как связано современное распространение и многообразие двух предложенных отделов – ______________ и ______________ – с особенностями их жизненного цикла и размножения?»
|
|
|