Глава M. Методика

M.3. Методика работы с компьютерным курсом

Назад Вперед
Назад Вперед

M.3.4. Урок в 7 классе. 1.2. Значение простейших в природе и жизни человека. Колониальные организмы

Биология: 2-й урок в теме 1 «Многообразие животных».

Тип урока: урок – компьютерная лабораторная работа с актуализацией и закреплением знаний, решением проблемных вопросов и познавательных задач.

Цели занятия:

  1. Закрепить знания о многообразии простейших и их значении в жизни человека, детально познакомиться с наиболее важными представителями Протозой.
  2. Продолжить формирование навыков эффективной работы с компьютерным курсом «Открытая Биология», закрепить навыки его использования в решении поставленных задач.
  3. Развивать познавательный интерес учащихся при демонстрации разных способов познания мира (научный, художественный), разных приёмов подачи учебной информации.

Оборудование: кабинет информатики, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы; компьютерный курс «Открытая Биология», желательно – сетевая версия.

Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии:

Краткий план занятия:

До занятия учителю необходимо проверить корректность работы всех компонентов компьютерного курса «Открытая Биология» (обратить внимание на интерактивные модели и тесты, после проверки последних обнулить результаты последнего тестирования). Непосредственно перед уроком запустить на всех машинах компьютерный курс «Открытая Биология 2.6» и открыть раздел 2.2.1. Саркодовые.

Занятие рассчитано на один академический час в кабинете информатики, имеющем рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы.

  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 3–4 минуты;
  2. Оформление бланка лабораторной работы (необходимых элементов оформления, заготовки таблиц) – 5–7 минут; этот этап можно сократить за счет предварительной подготовки и распечатки бланка лабораторной работы по количеству учащихся или рабочих групп;
  3. Переход к рабочим местам, актуализация знаний, полученных ранее (повторение сведений об интерфейсе компьютерного курса «Открытая Биология», навигации по ресурсу; повторение теоретического материала о саркодовых по разделу 2.2.1 компьютерного курса) – 6–8 минут;
  4. Работа с новым материалом – краткие сведения о жгутиконосцах и споровиках (беседа учителя с обращением к компьютерному курсу, выполнение задания 1) – 7–9 минут;
  5. Выполнение I этапа лабораторной работы (знакомство с жизненным циклом малярийного плазмодия) – работа с интерактивной моделью 2.1. Малярия и текстом, предложенным учителем, оформление ответа на вопрос задания 2 в бланке лабораторной работы – 8–10 минут;
  6. Работа с новым материалом – краткие сведения об инфузориях (беседа учителя с обращением к компьютерному курсу) – 3–5 минут;
  7. Выполнение II этапа лабораторной работы (знакомство с жизненным циклом малярийного плазмодия) – работа с интерактивной моделью 2.2. Питание инфузории, оформление ответа на вопрос в бланке лабораторной работы – 8–10 минут;
  8. Заполнение таблицы «Сравнение протозой», завершение отчёта – 5–7 минут;
  9. Итог урока, домашнее задание – 2–3 минуты.

Подробный конспект занятия

  1. Организационный момент. Ученики занимают места для лекционной работы. Учитель знакомит учащихся со структурой занятия, предлагаемыми видами работы, поясняет особенности групповой работы и уточняет важные для него аспекты деления на группы. Уже на этом этапе возможно деление учеников на группы (с оформлением одного группового отчета), то есть ученики сразу занимают места по группам.
  2. Оформление бланка лабораторной работы. Ученики оформляют бланк работы в лабораторных тетрадях (по записанному на доске) или знакомятся с выданным. При подготовке учителем распечатанного бланка можно не вносить в него вопросы к заданиям 2 и 3, а сформулировать их непосредственно в ходе работы – по усмотрению учителя.
  3. Переход к рабочим местам, актуализация знаний, полученных ранее. При повторении сведений об интерфейсе компьютерного курса «Открытая Биология» (подразумевается, что учащиеся с ним уже знакомы), навигации по ресурсу необходимо обратить внимание на кнопку «Назад» браузера, к которой придется обращаться. Если компьютерный класс позволяет проецировать изображение с монитора учительской машины на ученические, можно осуществить демонстрацию основных приемов работы с компьютерным курсом «Открытая Биология» в ходе урока (то есть повторение осуществляется последовательно: сначала демонстрирует учитель, потом повторяют ученики). Если есть возможность, можно также использовать мультимедийный проектор (в таком случае актуализация навыков работы с навигацией компьютерного курса осуществляется параллельно учениками и учителем). Повторение теоретического материала о саркодовых по разделу 2.2.1 компьютерного курса осуществляется либо фронтально (вопросы учителя к изображениям раздела курса), либо индивидуально (самостоятельная работа учащихся с разделом курса).
  4. Работа с новым материалом – краткие сведения о жгутиконосцах и споровиках. Беседа учителя с обращением к компьютерному курсу. Возможны несколько вариантов работы: а) последовательная работа с учебным материалом (рассказ учителя, обращение к разделами 2.2.2 и 2.2.3 компьютерного курса «Открытая Биология»); б) параллельная работа с использованием удалённого управления или мультимедийного проектора (элементы фронтальной работы) сочетаются с индивидуальным обращением к учебному материалу на мониторах. Для повышения эффективности работы с материалом предлагается выполнение задания 1 лабораторной работы (заполнение таблицы «Заболевания, вызываемые протозоями»).
  5. Выполнение I этапа лабораторной работы (знакомство с жизненным циклом малярийного плазмодия). Непосредственное выполнение компьютерной лабораторной работы начинается с изучения интерактивной модели 2.1. Малярия. При работе с нею учитель обращает внимание на сложный жизненный цикл паразита (к этой особенности паразитов подробнее вернется при изучении типа плоские черви). Работа учащихся с моделью (её рассматривание, желательно несколько раз) сопровождается текстом, предлагаемым учителем:

    А. И. Куприн. Олеся (цит. по: Олеся, Куприн А. И. – М.: Худ. литература, 1984, с. 19.):
    «Ровно шесть дней била меня неотступная ужасная полесская лихорадка. Днём недуг как будто затихал, и ко мне возвращалось сознание. Тогда, совершенно изнурённый болезнью, я еле-еле бродил по комнате с болью и слабостью в коленях; при каждом более сильном движении кровь приливала горячей волной к голове и застилала мраком все предметы перед моими глазами. Вечером же, обыкновенно около семи часов, как буря, налетал на меня приступ болезни, и я проводил в постели ужасную, длинную, как столетие, ночь, то трясясь под одеялом от холода, то пылая невыносимым жаром. Едва только дремота касалась меня, нелепые, мучительно-пёстрые сновидения начинали играть моим разгорячённым мозгом. Все мои грёзы были полны мелочных, микроскопических деталей, громоздившихся… и цеплявшихся одна за другую в безобразной сутолоке».

    К. Хаусман Протозоология (М.: Мир, 1988, с. 94):
    «Во время различных войн, происходивших в последние 2000 лет в районе Средиземноморья, малярия унесла, по некоторым оценкам, больше жизней, чем военные действия. Не одна цветущая цивилизация погибла по причине «болотной лихорадки». Это заболевание, якобы вызываемое «дурным воздухом» (Mala aria –> Malaria) с болот… многократно приводило к большим эпидемиям».

    Ученики оформляют ответы на вопрос задания 2 в бланке лабораторной работы.
  6. Работа с новым материалом – краткие сведения об инфузориях Беседа учителя с обращением к компьютерному курсу, аналогично этапу 4 (обращение к таблице 1 не предполагается, но по желанию учителя и соответствующем изменении в бланке лабораторной работы возможно).
  7. Выполнение II этапа лабораторной работы (знакомство с жизненным циклом малярийного плазмодия). Работа с интерактивной моделью 2.2. Питание инфузории начинается с перехода со страницы компьютерного курса 2.2.4 на страницу с моделью и внимательным ознакомлением учащихся с последовательность операций в виртуальной лаборатории. После этого учащиеся выполняют саму работу и оформляют ответ на вопрос в бланке лабораторной работы.
  8. Заполнение таблицы 2 «Сравнение протозой», выполняется по вариантам, которые указывает учитель (записывает на доске номера компьютеров и столбцы, которые надо заполнить, то есть какие группы протозой сравнить между собой). Это задание может быть вынесено в домашнюю работу и заменено работой учеников с тестами к разделу 2.2 (в таком случае учителю в начале урока необходимо показать, каким образом можно перейти к тестовым заданиям). При использовании сетевой версии компьютерного курса «Открытая Биология» учитель имеет возможность непосредственно с рабочего места контролировать успешность выполнения заданий всеми группами учащихся.
  9. Итог урока, домашнее задание. § 10, 11 (заполнение таблицы 2 или её завершение; ответ на вопрос: «Как вы думаете, почему инфузории и споровики так сильно отличаются по строению и жизненному циклу?»).

Бланк лабораторной работы

Учащиеся 7___ класса: __________________________________________________________

Лабораторная работа №1. Наблюдение многообразия одноклеточных животных

Цель: ____________________________________________________________________________

Оборудование: компьютер, компьютерный курс «Открытая Биология».

Ход работы:

  1. Значение простейших в жизни человека.
    Таблица 1. Заболевания, вызываемые протозоями:
    Болезнь Возбудитель
    Саркодовые
    Жгутиконосцы
    Споровики
  2. Жизненный цикл малярийного плазмодия. Рассмотрите интерактивную модель 2.1. Малярия компьютерного курса «Открытая Биология», прослушайте цитаты, предлагаемые учителем, и ответьте на вопрос:
    почему приступы малярии (в отличие от большинства других инфекционных болезней) повторяются через постоянные промежутки времени?
    ______________________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________
  3. Питание инфузории. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией к интерактивной лабораторной работе 2.2. Питание инфузории компьютерного курса «Открытая Биология», выполните работу, строго придерживаясь указанной последовательности действий. Ответьте на вопрос: Чем питание инфузории отличается от питания амёбы? Чем похоже?
    ______________________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________
  4. Сравнение протозой. Заполните таблицу 2 (какие столбцы заполнить, укажет учитель).
    Таблица 2. Сравнение протозой.
    Саркодовые Жгутиконосцы Споровики Инфузории
    Органоиды движения
    Как питаются
    Органоиды выделения
    Размножение (формы, цикл развития)
  5. Вывод:

Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий