\n');
Глава M. Методика
M.3. Методика работы с компьютерным курсом
M.3.4. Урок в 7 классе. 1.2. Значение простейших в природе и жизни человека. Колониальные организмы
Биология: 2-й урок в теме 1 «Многообразие животных».
Тип урока: урок – компьютерная лабораторная работа с актуализацией и закреплением знаний, решением проблемных вопросов и познавательных задач.
Цели занятия:
- Закрепить знания о многообразии простейших и их значении в жизни человека, детально познакомиться с наиболее важными представителями Протозой.
- Продолжить формирование навыков эффективной работы с компьютерным курсом «Открытая Биология», закрепить навыки его использования в решении поставленных задач.
- Развивать познавательный интерес учащихся при демонстрации разных способов познания мира (научный, художественный), разных приёмов подачи учебной информации.
Оборудование: кабинет информатики, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы; компьютерный курс «Открытая Биология», желательно – сетевая версия.
Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии:
- Актуализировать знания о представителях класса саркодовые, их строении и значении в природе и жизни человека.
- Усвоить и закрепить знания о других представителях простейших – жгутиконосцах, инфузориях, споровиках.
- Продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблиц, схем.
- Развивать навыки работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений.
- Продолжить формирование навыков работы с тестами (в электронном варианте представления).
- Формировать навыки работы с текстом (устным, экранным) и изображениями как основой для самостоятельного решения умственных задач.
Краткий план занятия:
До занятия учителю необходимо проверить корректность работы всех компонентов компьютерного курса «Открытая Биология» (обратить внимание на интерактивные модели и тесты, после проверки последних обнулить результаты последнего тестирования). Непосредственно перед уроком запустить на всех машинах компьютерный курс «Открытая Биология 2.6» и открыть раздел 2.2.1. Саркодовые.
Занятие рассчитано на один академический час в кабинете информатики, имеющем рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы.
- Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 3–4 минуты;
- Оформление бланка лабораторной работы (необходимых элементов оформления, заготовки таблиц) – 5–7 минут; этот этап можно сократить за счет предварительной подготовки и распечатки бланка лабораторной работы по количеству учащихся или рабочих групп;
- Переход к рабочим местам, актуализация знаний, полученных ранее (повторение сведений об интерфейсе компьютерного курса «Открытая Биология», навигации по ресурсу; повторение теоретического материала о саркодовых по разделу 2.2.1 компьютерного курса) – 6–8 минут;
- Работа с новым материалом – краткие сведения о жгутиконосцах и споровиках (беседа учителя с обращением к компьютерному курсу, выполнение задания 1) – 7–9 минут;
- Выполнение I этапа лабораторной работы (знакомство с жизненным циклом малярийного плазмодия) – работа с интерактивной моделью 2.1. Малярия и текстом, предложенным учителем, оформление ответа на вопрос задания 2 в бланке лабораторной работы – 8–10 минут;
- Работа с новым материалом – краткие сведения об инфузориях (беседа учителя с обращением к компьютерному курсу) – 3–5 минут;
- Выполнение II этапа лабораторной работы (знакомство с жизненным циклом малярийного плазмодия) – работа с интерактивной моделью 2.2. Питание инфузории, оформление ответа на вопрос в бланке лабораторной работы – 8–10 минут;
- Заполнение таблицы «Сравнение протозой», завершение отчёта – 5–7 минут;
- Итог урока, домашнее задание – 2–3 минуты.
Подробный конспект занятия
- Организационный момент. Ученики занимают места для лекционной работы. Учитель знакомит учащихся со структурой занятия, предлагаемыми видами работы, поясняет особенности групповой работы и уточняет важные для него аспекты деления на группы. Уже на этом этапе возможно деление учеников на группы (с оформлением одного группового отчета), то есть ученики сразу занимают места по группам.
- Оформление бланка лабораторной работы. Ученики оформляют бланк работы в лабораторных тетрадях (по записанному на доске) или знакомятся с выданным. При подготовке учителем распечатанного бланка можно не вносить в него вопросы к заданиям 2 и 3, а сформулировать их непосредственно в ходе работы – по усмотрению учителя.
- Переход к рабочим местам, актуализация знаний, полученных ранее. При повторении сведений об интерфейсе компьютерного курса «Открытая Биология» (подразумевается, что учащиеся с ним уже знакомы), навигации по ресурсу необходимо обратить внимание на кнопку «Назад» браузера, к которой придется обращаться. Если компьютерный класс позволяет проецировать изображение с монитора учительской машины на ученические, можно осуществить демонстрацию основных приемов работы с компьютерным курсом «Открытая Биология» в ходе урока (то есть повторение осуществляется последовательно: сначала демонстрирует учитель, потом повторяют ученики). Если есть возможность, можно также использовать мультимедийный проектор (в таком случае актуализация навыков работы с навигацией компьютерного курса осуществляется параллельно учениками и учителем). Повторение теоретического материала о саркодовых по разделу 2.2.1 компьютерного курса осуществляется либо фронтально (вопросы учителя к изображениям раздела курса), либо индивидуально (самостоятельная работа учащихся с разделом курса).
- Работа с новым материалом – краткие сведения о жгутиконосцах и споровиках. Беседа учителя с обращением к компьютерному курсу. Возможны несколько вариантов работы: а) последовательная работа с учебным материалом (рассказ учителя, обращение к разделами 2.2.2 и 2.2.3 компьютерного курса «Открытая Биология»); б) параллельная работа с использованием удалённого управления или мультимедийного проектора (элементы фронтальной работы) сочетаются с индивидуальным обращением к учебному материалу на мониторах. Для повышения эффективности работы с материалом предлагается выполнение задания 1 лабораторной работы (заполнение таблицы «Заболевания, вызываемые протозоями»).
-
Выполнение I этапа лабораторной работы (знакомство с жизненным циклом малярийного плазмодия). Непосредственное выполнение компьютерной лабораторной работы начинается с изучения интерактивной модели 2.1. Малярия. При работе с нею учитель обращает внимание на сложный жизненный цикл паразита (к этой особенности паразитов подробнее вернется при изучении типа плоские черви). Работа учащихся с моделью (её рассматривание, желательно несколько раз) сопровождается текстом, предлагаемым учителем:
А. И. Куприн. Олеся (цит. по: Олеся, Куприн А. И. – М.: Худ. литература, 1984, с. 19.):
«Ровно шесть дней била меня неотступная ужасная полесская лихорадка. Днём недуг как будто затихал, и ко мне возвращалось сознание. Тогда, совершенно изнурённый болезнью, я еле-еле бродил по комнате с болью и слабостью в коленях; при каждом более сильном движении кровь приливала горячей волной к голове и застилала мраком все предметы перед моими глазами. Вечером же, обыкновенно около семи часов, как буря, налетал на меня приступ болезни, и я проводил в постели ужасную, длинную, как столетие, ночь, то трясясь под одеялом от холода, то пылая невыносимым жаром. Едва только дремота касалась меня, нелепые, мучительно-пёстрые сновидения начинали играть моим разгорячённым мозгом. Все мои грёзы были полны мелочных, микроскопических деталей, громоздившихся… и цеплявшихся одна за другую в безобразной сутолоке».
К. Хаусман Протозоология (М.: Мир, 1988, с. 94):
«Во время различных войн, происходивших в последние 2000 лет в районе Средиземноморья, малярия унесла, по некоторым оценкам, больше жизней, чем военные действия. Не одна цветущая цивилизация погибла по причине «болотной лихорадки». Это заболевание, якобы вызываемое «дурным воздухом» (Mala aria –> Malaria) с болот… многократно приводило к большим эпидемиям».
Ученики оформляют ответы на вопрос задания 2 в бланке лабораторной работы.
- Работа с новым материалом – краткие сведения об инфузориях Беседа учителя с обращением к компьютерному курсу, аналогично этапу 4 (обращение к таблице 1 не предполагается, но по желанию учителя и соответствующем изменении в бланке лабораторной работы возможно).
- Выполнение II этапа лабораторной работы (знакомство с жизненным циклом малярийного плазмодия). Работа с интерактивной моделью 2.2. Питание инфузории начинается с перехода со страницы компьютерного курса 2.2.4 на страницу с моделью и внимательным ознакомлением учащихся с последовательность операций в виртуальной лаборатории. После этого учащиеся выполняют саму работу и оформляют ответ на вопрос в бланке лабораторной работы.
-
Заполнение таблицы 2 «Сравнение протозой», выполняется по вариантам, которые указывает учитель (записывает на доске номера компьютеров и столбцы, которые надо заполнить, то есть какие группы протозой сравнить между собой).
Это задание может быть вынесено в домашнюю работу и заменено работой учеников с тестами к разделу 2.2 (в таком случае учителю в начале урока необходимо показать, каким образом можно перейти к тестовым заданиям). При использовании сетевой версии компьютерного курса «Открытая Биология» учитель имеет возможность непосредственно с рабочего места контролировать успешность выполнения заданий всеми группами учащихся.
- Итог урока, домашнее задание. § 10, 11 (заполнение таблицы 2 или её завершение; ответ на вопрос: «Как вы думаете, почему инфузории и споровики так сильно отличаются по строению и жизненному циклу?»).
Бланк лабораторной работы
Учащиеся 7___ класса: __________________________________________________________
Лабораторная работа №1. Наблюдение многообразия одноклеточных животных
Цель: ____________________________________________________________________________
Оборудование: компьютер, компьютерный курс «Открытая Биология».
Ход работы:
-
Значение простейших в жизни человека.
Таблица 1. Заболевания, вызываемые протозоями: |
|
Болезнь |
Возбудитель |
Саркодовые |
|
|
Жгутиконосцы |
|
|
Споровики |
|
|
-
Жизненный цикл малярийного плазмодия.
Рассмотрите интерактивную модель 2.1. Малярия компьютерного курса «Открытая Биология», прослушайте цитаты, предлагаемые учителем, и ответьте на вопрос:
почему приступы малярии (в отличие от большинства других инфекционных болезней) повторяются через постоянные промежутки времени?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
-
Питание инфузории.
Внимательно ознакомьтесь с инструкцией к интерактивной лабораторной работе 2.2. Питание инфузории компьютерного курса «Открытая Биология», выполните работу, строго придерживаясь указанной последовательности действий. Ответьте на вопрос:
Чем питание инфузории отличается от питания амёбы? Чем похоже?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
-
Сравнение протозой.
Заполните таблицу 2 (какие столбцы заполнить, укажет учитель).
Таблица 2. Сравнение протозой. |
|
Саркодовые |
Жгутиконосцы |
Споровики |
Инфузории |
Органоиды движения |
|
|
|
|
Как питаются |
|
|
|
|
Органоиды выделения |
|
|
|
|
Размножение (формы, цикл развития) |
|
|
|
|
-
Вывод:
|
|
|