Прежде всего, заметим, что если вы приобрели компакт-диск с компьютерным курсом «Открытая Биология 2.6», – это означает, что вы приобрели индивидуальную версию курса. Такая версия позволит вам работать с компьютерным курсом только на одном компьютере. Для того чтобы работать с курсом в компьютерном классе, то есть запустить курс на всех компьютерах класса одновременно (как говорят, «в сети»), необходимо приобрести сетевую версию пособия, которая распространяется компанией ФИЗИКОН за дополнительную плату. Для приобретения сетевой версии курса вы можете обратиться на сайт компании по адресу www.physicon.ru.
Исходя из реалий обеспечения большинства общеобразовательных школ вычислительной техникой, отметим, что существуют два варианта использования пособия:
Поэтому, планируя занятия на учебный год, учителю биологии имеет смысл продумать, какие из уроков он хотел бы провести в компьютерном классе (и своевременно подать заявку администрации учебного заведения), а также согласовать технические аспекты проведения таких уроков с учителем информатики и администратором, отвечающим за установленное в компьютерном классе программное обеспечение.
Следует особо отметить, что проведение уроков в компьютерном классе требует не только опыта индивидуальной работы с персональным компьютером и тщательно продуманного плана работы с компьютерными пособиями, но и готовности столкнуться с совершенно неожиданными и непредсказуемыми проблемами. Вот наиболее значимые из них:
В компьютерном классе с большой группой ребят лучше начинать с фрагмента урока длительностью не более 10–15 минут. Желательно, чтобы такой работе предшествовало использование компьютерного курса «Открытая Биология 2.6» в демонстрационном, фронтальном варианте. Для проведения полного урока в компьютерном классе необходимо разработать подробный план урока, а также сформулировать вопросы и задания к компьютерным моделям, которые будут предложены учащимся для изучения. Оптимальными (по меньшей мере, на первых порах) являются уроки закрепления изученного материала и уроки контроля знаний: эти формы урока позволяют максимально эффективно реализовать обучающий потенциал компьютерного курса. Для максимальной эффективности урока необходимо а) заранее ознакомить учащихся со структурой урока и последовательностью выполнения заданий, б) заранее распечатать и в начале урока раздать учащимся вопросы и задания к моделям (лучше, если это будут готовые бланки, в которые должны вноситься ответы и результаты работы). При разработке плана урока постарайтесь учесть, что длительность работы учащихся за компьютерами не должна превышать 30 минут, так как очень желательным является оформление в конце урока небольшого отчёта с осмыслением выполненной работы, а при оценке «Коэффициента индивидуального участия» надо будет провести опрос с указанием вклада каждого из членов группы в общую работу. Компьютерные уроки без подведения итогов (как, впрочем, любые уроки) менее эффективны.
Опытные учителя рекомендуют на первых уроках выделять учащимся некоторое время на незапланированные виды работы (разделы курса, модели). Пусть они познакомятся даже с не относящимися к теме урока моделями (ведь на первых порах им всё интересно), иначе они обязательно будут пытаться делать это украдкой. Пусть ребята подробнее познакомятся с пособием и освоят интерфейс курса. Это вам сэкономит время на последующих уроках.
Основной ошибкой учителя при проведении урока в компьютерном классе является попытка синхронизовать работу детей, постоянно прерывать их работу и сообщать, какие действия им следует предпринимать далее. При правильно подготовленном уроке каждый ученик (группа) выполняет своё персональное задание в своём, индивидуальном ритме. При этом не так уж страшно, что одни ученики сделают больше, а другие меньше, важно лишь, чтобы каждый учащийся работал в полную силу и получал от этого удовлетворение. Задача же учителя – прочертить предполагаемую образовательную траекторию урока, согласно логике которой будут решаться образовательные задачи.