Глава M. Методика

M.3. Методика работы с компьютерным курсом

Назад Вперед
Назад Вперед

M.3.3. Урок в 6 классе. 6.13. Половое размножение растений разных отделов

Биология: 13-й урок в теме 6 «Жизнь растений».

Тип урока: интегрированный урок закрепления знаний с решением проблемных вопросов и познавательных задач; сочетание индивидуальной и групповой работы.

Цели занятия:

Оборудование:

Кабинет информатики, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы; компьютерный курс «Открытая Биология».

Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии:

Краткий план занятия

До занятия учителю необходимо проверить корректность работы всех компонентов компьютерного курса «Открытая Биология». Непосредственно перед уроком запустить на всех машинах компьютерный курс «Открытая Биология» и открыть страницу модели 4.1. Жизненный цикл растений (желательно максимально развернуть окно браузера нажатием кнопки F11 или через пункт меню Вид – Во весь экран).

Занятие рассчитано на один академический час в кабинете информатики, имеющем рабочие места перед компьютерами и обычные столы для фронтальной работы (непосредственная работа с компьютером – 15–18 минут).

  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 4–6 минут.
  2. Ознакомление с бланком урока (необходимые элементы оформления, заготовки таблиц) – 3–5 минут.
  3. Актуализация полученных ранее знаний (беседа по домашнему заданию) – 8–10 минут.
  4. Переход к рабочим местам, работа с интерактивной моделью (ознакомление/повторение приёмов работы с интерактивной моделью; беседа учителя о предстоящем задании, указание варианта задания) – 3–5 минут.
  5. Выполнение учащимися задания к интерактивной модели – работа с интерактивной моделью 4.1. «Жизненный цикл растений», оформление ответа на задание в бланке урока или рабочей тетради – 12–14 минут.
  6. Выполнение учащимися теоретических заданий – работа с вопросами учителя за рабочими местами для фронтальной (лекционной) работы, оформление ответов на вопросы в тетрадях или на листочках – 8–10 минут;
  7. Итог урока, домашнее задание – 3–4 минуты.

Подробный конспект занятия:

  1. Организационный момент. Пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения. Важно сделать акцент на необходимость проявить дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к технике и соблюдение правил безопасной работы с ней.
  2. Ознакомление с бланком урока. При наличии такого бланка учитель знакомит с его структурой и способом заполнения (виды работы, индивидуальное или групповое заполнение). При отсутствии подготовленного бланка это время используется для подготовки в тетрадях (или на листочках) таблицы, схем (схема предварительно нарисована учителем на доске, необходимо перерисовать её два раза). Если учитель использует «Рабочую тетрадь по биологии» или иные варианты тетрадей с печатной основой, он указывает соответствующие страницы и предполагаемые задания.
  3. Актуализация полученных ранее знаний. Развёрнутая беседа по домашнему заданию. Актуализируются как вопросы предыдущих уроков (формы полового и бесполого размножения у растений), так и сведения о жизненных циклах высших растений (задание на повторение). Возможно заполнение схем или таблиц (см. «Комментарий к бланку урока»).
  4. Переход к рабочим местам, работа с интерактивной моделью. Организационный этап работы с компьютером: переход на рабочие места, ознакомление или повторение приёмов работы с интерактивной моделью (управляющие кнопки Старт/Стоп, Сброс); беседа учителя о предстоящем задании, указание варианта задания.
  5. Выполнение учащимися задания к интерактивной модели. Работа учащихся с интерактивной моделью 4.1. «Жизненный цикл растений», подчинена четким заданиям учителя по сравнению жизненных циклов разных отделов высших растений и выполняется на заготовленном бланке или схемах в тетради (см. «Комментарий к бланку урока»). Оптимальным вариантом является также подготовка небольших карточек с названиями отделов, жизненные циклы которых будут изучаться, для каждой группы. При этом учитель может дифференцировать задания по степени сложности в зависимости от уровня знаний учеников, их учебных успехов при изучении соответствующих тем ранее и т. п.
    Работа состоит из нескольких этапов: Более сильным группам целесообразно предлагать задания, включающие описание покрытосеменных растений, у которых наряду с половым размножением, имеющим ряд важнейших адаптаций, хорошо развито вегетативное размножение. Бланки работы по завершению работы с моделью сдаются учителю, ученики возвращаются на свои места и переходят (в индивидуальном ритме) к следующему этапу урока.
  6. Выполнение теоретических заданий. Учащиеся возвращаются на рабочие места для фронтальной (лекционной) работы, и выполняют самостоятельную работу по вопросам учителя (по вариантам, написанным на доске). Ряд учащихся (более сильных или лучше владеющих навигацией по компьютерному курсу «Открытая Биология») можно оставить на рабочих местах возле компьютеров с индивидуальными заданиями по сравнению жизненных циклов высших растений (модель 4.1. «Жизненный цикл растений») и водорослей (2.3. «Жизненный цикл водорослей»), им целесообразно подготовить индивидуальные задания на карточках.
  7. Итог урока, домашнее задание: § 46, 79–88 повт.

Комментарий к бланку урока

Для выполнения заданий к интерактивным моделям (и других видов работы) желательно приготовить и распечатать бланк урока (для каждого учащегося или группы, работающей за одним компьютером).

Бланк включает такие элементы:


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий