Глава M. Методика

M.3. Методика работы с компьютерным курсом

Назад Вперед
Назад Вперед

M.3.9. «Коэффициент индивидуального участия» ученика в общей работе

Применение рейтинговой системы к оценке знаний учеников на отдельном уроке (а не только к тематическому, семестровому или годовому итогу работы учеников) может помочь в преодолении некоторых недостатков групповой работы, в том числе сложности расчёта такого сложно корректируемого показателя, как вклад каждого из членов группы в общий результат и оценки этого вклада. Одним из приёмов, хорошо работающих в системе накопительного1 рейтинга, является расчёт коэффициента индивидуального участия. Большим достоинством этого метода является привлечение самих учеников к оценке вклада отдельной личности в общий результат. Наиболее удобным способом деления учеников на группы в этом случае является 4-й способ – набор групп руководителями из числа сильнейших (первых по рейтингу) учеников.

Поясним на примере. Допустим, ученикам предстоит выполнить на спецкурсе сложное большое групповое задание, максимальный балл за которое равен 8 (накопительный рейтинг, полностью свободный от привязки к стандартной четырёхбалльной системе, в котором баллы определяются исключительно сложностью задания; особенно хорошо работает на факультативах и спецкурсах). Для выполнения работы первые по рейтингу ученики набирают по очереди из остальных одноклассников группы и приступают к выполнению задания.

За несколько минут до окончания занятия после сдачи групповых работ ученики рассаживаются по своим обычным местам. На небольших листочках они записывают состав своей группы, подчеркнув фамилию руководителя и отметив галочкой свою фамилию, а потом записывают против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат и сдают учителю. Например, это может выглядеть так:

  Мартыненко – 30 %
  Решетникова – 35 %
ν Михайловская – 20%
  Кладченко – 15 %

По всем ответам составляется примерно такая таблица:

ФИО ученика Количество баллов, выставленное ему: Сумма, % Средний % (: 5) КИУ
Мартыненко Решетниковой Михайловской Кладченко
Мартыненко 20 30 30 30 130 26 1,04
Решетникова 35 30 35 25 160 32 1,28
Михайловская 25 20 20 20 110 22 0,88
Кладченко 20 20 15 25 100 20 0,80

Пояснения.

  1. Цветом выделены проценты, приведенные в примере выше.
  2. Сумма складывается из мнения руководителя группы (того ученика, который её набирал), умноженного на 2, и суммы мнений остальных членов группы.
  3. Поэтому при подсчете среднего сумма делится не на 4 (количество учеников), а на 5 (количество мнений); для группы из n учеников сумма делится на (n + 1);
  4. Коэффициент индивидуального участия рассчитывается по формуле:
     для четырех учеников в знаменателе 25 %.

Теперь можно справедливо оценить работу учеников на уроке. Если групповая работа оценена в 7 баллов (из 8 максимально возможных, см. выше), то «чистые» баллы, которые получат ученики за эту работу, получаются путём перемножения группового балла на личный рейтинговый коэффициент:

  Мартыненко –   7 ∙ 1,04 = 7,28
  Решетникова –  7 ∙ 1,28 = 8,96
  Михайловская – 7 ∙ 0,88 = 6,16
  Кладченко –    7 ∙ 0,80 = 5,60

(Для вдумчивого преподавателя, обращающего внимание на отношения в классном коллективе, выставленные учениками себе и другим членам группы баллы могут рассказать многое).

Хотя такая методика имеет свои недостатки (она требует некоторых затрат времени, впрочем, не очень больших; не избавлена полностью от субъективности), она позволяет достаточно точно отразить личный вклад в общую работу в оценке, в индивидуальном балле. При желании преподаватель может и за собой зарезервировать право на выставление процентов индивидуального участия учеников в групповом деле, но только наравне со мнением учеников (учитель может быть более субъективен, к тому же он не работал с группой и не представляет «изнутри» вклада в общий успех отдельного ученика). При некоторой изощрённости можно применять подобную методику и в других видах рейтинга, или просто устанавливать границы оценок в обычной четырёхбалльной системе (например, 8 и более баллов – «5», 6–8 – «4», 4–6 – «3», меньше 4 баллов – «2»). В любом случае, применение коэффициента индивидуального участия позволяет повысить эффективность групповой работы, внеся в неё существенный элемент индивидуализации учебного процесса.





1 – Форма рейтинга, при которой баллы учащихся, набранные ими за выполнение отдельных видов работ, суммируются и накапливаются за определённый период времени (четверть) или раздел программы (тема); итоговое ранжирование осуществляется именно по сумме набранных баллов.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий