Применение рейтинговой системы к оценке знаний учеников на отдельном уроке (а не только к тематическому, семестровому или годовому итогу работы учеников) может помочь в преодолении некоторых недостатков групповой работы, в том числе сложности расчёта такого сложно корректируемого показателя, как вклад каждого из членов группы в общий результат и оценки этого вклада. Одним из приёмов, хорошо работающих в системе накопительного1 рейтинга, является расчёт коэффициента индивидуального участия. Большим достоинством этого метода является привлечение самих учеников к оценке вклада отдельной личности в общий результат. Наиболее удобным способом деления учеников на группы в этом случае является 4-й способ – набор групп руководителями из числа сильнейших (первых по рейтингу) учеников.
Поясним на примере. Допустим, ученикам предстоит выполнить на спецкурсе сложное большое групповое задание, максимальный балл за которое равен 8 (накопительный рейтинг, полностью свободный от привязки к стандартной четырёхбалльной системе, в котором баллы определяются исключительно сложностью задания; особенно хорошо работает на факультативах и спецкурсах). Для выполнения работы первые по рейтингу ученики набирают по очереди из остальных одноклассников группы и приступают к выполнению задания.
За несколько минут до окончания занятия после сдачи групповых работ ученики рассаживаются по своим обычным местам. На небольших листочках они записывают состав своей группы, подчеркнув фамилию руководителя и отметив галочкой свою фамилию, а потом записывают против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат и сдают учителю. Например, это может выглядеть так:
Мартыненко – 30 %
Решетникова – 35 %
ν Михайловская – 20%
Кладченко – 15 %
По всем ответам составляется примерно такая таблица:
ФИО ученика | Количество баллов, выставленное ему: | Сумма, % | Средний % (: 5) | КИУ | |||
Мартыненко | Решетниковой | Михайловской | Кладченко | ||||
Мартыненко | 20 | 30 | 30 | 30 | 130 | 26 | 1,04 |
Решетникова | 35 | 30 | 35 | 25 | 160 | 32 | 1,28 |
Михайловская | 25 | 20 | 20 | 20 | 110 | 22 | 0,88 |
Кладченко | 20 | 20 | 15 | 25 | 100 | 20 | 0,80 |
Пояснения.
для четырех учеников в знаменателе 25 %. |
Теперь можно справедливо оценить работу учеников на уроке. Если групповая работа оценена в 7 баллов (из 8 максимально возможных, см. выше), то «чистые» баллы, которые получат ученики за эту работу, получаются путём перемножения группового балла на личный рейтинговый коэффициент:
Мартыненко – 7 ∙ 1,04 = 7,28
Решетникова – 7 ∙ 1,28 = 8,96
Михайловская – 7 ∙ 0,88 = 6,16
Кладченко – 7 ∙ 0,80 = 5,60
(Для вдумчивого преподавателя, обращающего внимание на отношения в классном коллективе, выставленные учениками себе и другим членам группы баллы могут рассказать многое).
Хотя такая методика имеет свои недостатки (она требует некоторых затрат времени, впрочем, не очень больших; не избавлена полностью от субъективности), она позволяет достаточно точно отразить личный вклад в общую работу в оценке, в индивидуальном балле. При желании преподаватель может и за собой зарезервировать право на выставление процентов индивидуального участия учеников в групповом деле, но только наравне со мнением учеников (учитель может быть более субъективен, к тому же он не работал с группой и не представляет «изнутри» вклада в общий успех отдельного ученика). При некоторой изощрённости можно применять подобную методику и в других видах рейтинга, или просто устанавливать границы оценок в обычной четырёхбалльной системе (например, 8 и более баллов – «5», 6–8 – «4», 4–6 – «3», меньше 4 баллов – «2»). В любом случае, применение коэффициента индивидуального участия позволяет повысить эффективность групповой работы, внеся в неё существенный элемент индивидуализации учебного процесса.
1 – Форма рейтинга, при которой баллы учащихся, набранные ими за выполнение отдельных видов работ, суммируются и накапливаются за определённый период времени (четверть) или раздел программы (тема); итоговое ранжирование осуществляется именно по сумме набранных баллов.