Выдающиеся биологи
Этьен Жоффруа

Жоффруа Сент-Илер (Geoffroy Saint-Hilaire) Этьенн (15.04.1772, Этамп – 19.06.1844, Париж), французский зоолог, эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина, член Института Франции (1807). В 1793 занял кафедру зоологии позвоночных при Национальном музее естественной истории. В 1798–1801 участник экспедиции в Египет, где собрал коллекции выдающегося научного значения (17 новых родов и видов млекопитающих, 25 родов и видов пресмыкающихся и земноводных, 57 родов и видов рыб, в том числе реликтовая рыба Polypterus).

Совместные работы Ж. Кювье и Жоффруа положили начало реформе классификации позвоночных животных по сравнительно-анатомическим признакам. На основе сравнительно-анатомических доказательств единства строения организмов внутри отдельных классов позвоночных Жоффруа предпринял поиски морфологического единства животных разных классов, использовав метод сравнительного изучения зародышей, который впоследствии лег в основу эмбриологических доказательств эволюции и биогенетического закона. Для обоснования учения о единстве плана строения животных Жоффруа в «Философии анатомии» (т. 1, 1818) применил разработанную им так называемую синтетическую морфологию, опирающуюся на «теорию аналогов», а также на принципы связей, избирательного сродства органических элементов и равновесия (уравновешивания) органов. Однако, стремясь всемерно расширить учение о единстве плана строения, Жоффруа допустил ряд серьёзных ошибок (признавал, например, соответствие между наружным хитиновым скелетом членистоногих и внутренним костным скелетом позвоночных).

Учение Жоффруа о едином плане организации всех типов животного мира (без учёта качественных различий) было метафизично, однако оно способствовало утверждению в науке идеи единства происхождения, а потому подвергалось жестоким нападкам со стороны учёных, стоявших на позициях неизменяемости видов. В 1830 в Парижской АН развернулась дискуссия между Жоффруа и Кювье, который отрицал существование связей и переходов в организации животных разных типов. Кювье упрекал Жоффруа в каузализме (причинном толковании явлений) и пантеизме, то есть, по существу, в атеизме. Отстаивая учение о единстве животного мира, Жоффруа подверг резкой критике как теорию Кювье о четырёх изолированных типах строения животного мира, лишённых общности в организации и переходов, так и телеологический принцип Кювье о «конечных причинах». Формально победу в дискуссии одержал Кювье, вскрывший ряд фактических ошибок Жоффруа, однако прогрессивную идею Жоффруа о единстве животного мира, явившуюся основой учения об эволюции органической природы, поддержали многие передовые мыслители и учёные (швейцарский – А. Декандоль, немецкий – И. Гёте, русские – А. И. Герцен, В. Г. Белинский, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и другие.). В 1831 Жоффруа, несмотря на жестокие нападки реакционных кругов, выступил с прямой защитой эволюционной идеи. Для обоснования своих взглядов Жоффруа привлек обширный материал из разных биологических наук (эмбриологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, систематики). Жоффруа создал учение об уродствах как естественных явлениях природы («Философия анатомии», т. 2, 1822). Положил начало экспериментальной тератологии, получив в опытах на куриных эмбрионах ряд искусственных уродств. Создал науку об акклиматизации животных, развитую его сыном И. Жоффруа Сент-Илером.


Назад
Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий