Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.6. Примерное поурочное планирование (10 класс)


Литература (9–11 классы)
  1. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – М.: Просвещение, 1994 (1990, 1992, 1998).
  2. Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика-9. – М.: Просвещение, 1990–1994–1998.
  3. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика-10. – М.: Просвещение, 1990–1994–1998.
  4. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика-11. – М.: Просвещение, 1991–1994–1998.
  5. Мякишев Г. Я. Механика. – М.: Дрофа, 1998.
  6. Рымкевич А. Л. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Ванеев А. А., Дубицкая З. Г., Ярунина Е. Ф. Преподавание физики в 10 классе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
  8. Гладышева Н. К., Нурминский И. И. Методика преподавания физики в 8–9 классах общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.
  9. Демкович В. П, Демкович Л. П. Сборник вопросов и задач по физике для 8–10-х классов средней школы. – М.:
  10. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1 / Под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1978.
  11. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 2 / Под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1979.
  12. Дидактический материал по физике и астрономии 7–9. Книга для учителя. / Под ред. И. Г. Кирилловой. – М.: Просвещение, 1999.
  13. Енохович А. С. Справочник по физике и технике: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.
  14. Кабардин О. Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Задания для контроля знаний учащихся по физике. – М.: Просвещение, 1994.
  15. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.; Просвещение, 1987.
  16. Контроль знаний учащихся по физике /Под ред. В. Г. Разумовского, Р. Ф. Кривошиповой. – М.: Просвещение, 1982.
  17. Малобродский Д. Л., Хижнякова Л. С. Преподавание механики в 9 классе. – М.: Просвещение, 1973.
  18. Мартынов И. М., Хозяинова Э. Н. Дидактический материал по физике: 9-й класс / Под ред. В. А. Бурова. – М.: Просвещение, 1978.
  19. Мартынов И. М., Хозяинова Э. Н., Буров В. А, Дидактический материал по физике: 10-й класс. – М.: Просвещение, 1980.
  20. Методика преподавания физики в 8–10-х классах средней школы / Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – Ч. 1,2.
  21. Методика преподавания физики в средней школе: Механика / Под ред. Э. Е. Эвенчик. – М.: Просвещение, 1986.
  22. Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Основы электродинамики /Под ред. С. Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1987.
  23. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика. Квантовая физика /Под ред. А. А. Пинского. – М.: Просвещение, 1989.
  24. Методика факультативных занятий по физике /Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. – М.: Просвещение, 1988.
  25. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1972.
  26. Фадеева А. А. Засов А. В. Физика 7·8·9. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
  27. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Сост. А. С. Енохович и др. Под ред. Б. И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982.
  28. Шилов В. Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия». – М.: Просвещение, 2000.

В тексте встречаются ссылки на следующие журналы:
[*] – Физика в школе. 1989. №4
[**] – Физика в школе. 1986. №5.


Изучение тем программы по полугодиям (4–3 ч. в неделю, всего 119 ч.)
Четверть Примерные сроки Тема программы Количество часов по программе Номер лабораторной работы Количество контрольных работ
I

4 ч в неделю
Молекулярная физика (40 ч)
01.09–23.10 1. Основы молекулярно-кинетической теории (МКТ) 30 (38) № 1, 2 1
24.10–18.11 2. Основы термодинамики 10 (11)   1
Электродинамика (49 ч)
19.11–16.12 1. Электрическое поле 16 (18)   1
17.12–29.12 2. Законы постоянного тока (11 ч) 4 № 3, 4  
II

3 ч в неделю
11.01–25.01 2. Законы постоянного тока (продолжение) 7 (10) № 5 1
26.01–21.02 3. Магнитное поле 10 (12) № 6  
22.02–20.03 4. Электрический ток в различных средах 10 (12) № 7 1
01.04–30.04 Обобщающие занятия.
Лабораторный физический практикум
10 (12) 10 (12) одночасовых или 5 (6) двухчасовых работ  
17.12–29.12 Экскурсия Резервное время. Повторение материала В свободное время 5(2)    
Итого 1.09–25.05 2 раздела (6 тем) 102 (119) 6 (7) плюс 10 (12) практикума 5

Уроки с повтором нумерации, снабженной штрихами ' и ", должны восприниматься как желательные, но не обязательные для базового курса физики.

Для удобства проставлены номера основных иллюстраций, имеющих возможность увеличения, а также интерактивных моделей. Интерактивные модели рассчитаны на учебный материал старшей (полной) школы, но могут частично использоваться и для основной школы.

Примерное планирование дано по учебнику Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика-10. – М.: Просвещение, 1990–1994–1998. При использовании других учебников рекомендуется обращать внимание на «Основное содержание учебного материала», «Демонстрации», «Таблицы», «Интерактивные модели, основные иллюстрации» из курса «Открытая Физика 2.6», «Задание на дом» и «Методические указания», изменяя только номера параграфов, соответствующих выбранному новому учебнику из федерального комплекта.

 


МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

ТЕМА 1. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОИ ТЕОРИИ (30 ч)

УРОК 1. Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ). Размеры молекул.
Основное содержание учебного материала. Вводная лекция (Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике?). Молекулярно-кинетический и термодинамический методы изучения свойств вещества. Вклад М. В. Ломоносова в развитие МКТ. Основные положения МКТ. Метод измерения размеров молекул. Решение задачи типа: «На поверхность воды поместили каплю масла массой 2∙10–7 кг. Капля растеклась, образовав пятно площадью 6∙10–2 м2 и толщиной в одну молекулу. Рассчитайте диаметр молекулы масла и определите порядок линейных размеров молекул масла. Плотность масла принять равной 900 кг/м3».
Методическое указание. Полезно использовать материал о М.В. Ломоносове [21], с. 31–38.
Демонстрации. Фрагменты из набора диапозитивов по молекулярной физике (фотографии молекул разных веществ). Видеофильм «Молекулы и молекулярное движение».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Введение, с. 4–6, § 1, вопросы в конце § 1; повторить § 6,7 (Строение вещества. Молекулы. «Физика-7»); § 7, 13, 52, 53 (Атомы. Химические формулы. Количество вещества. Молярная масса. «Химия-7–8»).

УРОК 2/2. Масса молекул. Количество вещества.
Основное содержание учебного материала. Величины, характеризующие молекулы: масса, количество вещества, постоянная Авогадро, молярная масса. Решение задач типа № 450, 452, 455, 456 – Рымкевич.
Демонстрации. Фрагменты из набора диапозитивов по молекулярной физике (массы молекул разных веществ).
На дом. § 2; вопросы 3, 4 к § 2; задачи № 1, 3 из упр.

УРОК 3/3. Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 451, 454, 457, 458, 460 – Рымкевич.
На дом. Задачи № 4–6, 8 из упр. 1; повторить § 8, 9 (Диффузия. Скорость движения молекул. «Физика-7»).

УРОК 3'/3'. Броуновское движение.
Основное содержание учебного материала. Броуновское движение, его причины. Свойства теплового движения: хаотичность, непрерывность, неуничтожимость. Разбор вопросов: в чем сходство и в чем различие между броуновским движением и диффузией? Как объяснить зависимость интенсивности броуновского движения от температуры? Является ли ломаная линия (рис. 5 учебника, Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы) траекторией движения броуновской частицы?
Методическое указание. Полезно использовать материал о броуновском движении из [21], с. 52.
Демонстрации. Механическая модель броуновского движения; [4], опыт 51. Фрагменты кинофильма «Молекулы и молекулярное движение» («Броуновское движение», «Молекулы и сила их взаимодействия» – часть фрагмента, поясняющая механизм диффузии). Фрагменты из набора диапозитивов по молекулярной физике (броуновское движение, броуновское движение тел крупного размера, фотографии броуновских частиц).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 3; задача № 7 из упр. 1; повторить § 11 (Взаимное притяжение и отталкивание молекул) из «Физика-7» и ответить на вопросы к нему.

УРОК 4/4. Силы взаимодействия молекул.
Методическое указание. Этот урок и предыдущий можно объединить в один.
Основное содержание учебного материала. Характерные особенности взаимодействия молекул. Обсуждение следующих вопросов: какова природа межмолекулярных сил? Как действуют силы притяжения и отталкивания: одновременно или поочередно? Чему равен радиус действия межмолекулярных сил?
Решение задач типа № 91ТЗ, 91Т4 из [12].
Демонстрации. Фрагмент «Молекулы и силы их взаимодействия» (часть о молекулярном взаимодействии) из кинофильма «Молекулы и молекулярное движение». Прилипание стеклянной пластинки к воде и керосину [4], опыт 54, сцепление свинцовых цилиндров; [4], опыт 55. Фрагмент из набора диапозитивов по молекулярной физике (силы взаимодействия тел крупного размера).
На дом. § 4; задача № 461 – Рымкевич; повторить § 10, 11 (Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. «Физика-7»).

УРОК 4'/4'. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
Основное содержание учебного материала. Объяснение на основе МКТ различия и сходства теплового движения частиц газов, жидкостей и твердых тел. Обсуждение вопросов: почему газы заполняют весь предоставленный им объем? Как объяснить малую сжимаемость жидкостей? Имеет ли жидкость свою форму и почему? На чем основано свойство твердых тел сохранять форму и объем? Решение задачи типа: «Из скольких атомов состоит железный предмет массой 500 г?»
Демонстрации. Модели пространственных решеток кристаллов; [2], опыт 94 или набор таблиц. Фрагмент «Три состояния вещества» из кинофильма «Изменение агрегатных состояний веществ».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 5; повторить § 1 («Физика-10»); § 1,2 (Тепловое движение. Внутренняя энергия. «Физика-8»).

УРОК 5/5. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.
Основное содержание учебного материала. Свойства газов. Идеальный газ – простейшая модель реального газа. Характеристики теплового движения молекул газа (скорость теплового движения, средний квадрат скорости). Разбор вопросов: характеризуя понятия «идеальный газ»: каковы его главные признаки (свойства)? Какая закономерность выводится на основе этих признаков? Каковы условия применимости понятия «идеальный газ»? Как с точки зрения МКТ объяснить способность газа оказывать давление на стенки сосуда любой формы и размера? Кратковременная письменная работа. Ее примерное содержание см. в [10], с. 128, 129.
На дом. § 6; повторить § 33, 35 (Давление. Единицы давления. Давление газа. «Физика-7»); § 40 (Сила и импульс. «Физика-9»).


УРОК 6/6. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.
Основное содержание учебного материала. Вывод основного уравнения МКТ идеального газа и трактовка этого уравнения. Обсуждение вопросов: можно ли говорить о давлении, оказываемом одной молекулой на стенки сосуда, о концентрации применительно к одной молекуле? Решение задачи № 472 – Рымкевич.
Демонстрации. Модель давления газа; [4], опыт 71.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 8; вопросы к § 8, задачи № 9, 10 из упр. 1; подготовьте рассказ о давлении газа по плану: что характеризует данная величина? Какова формула для ее расчета? Каково наименование этой величины? Как можно измерить давление?

УРОК 7/7. Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:

Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. Задачи № 11, 12 из упр. 1 и № 467, 473 – Рымкевич; итоги гл. 1 (учебник, с. 23–24).

УРОК 8/8. Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры.
Основное содержание учебного материала. Макроскопические параметры состояния газа. Понятие теплового равновесия. Температура – характеристика состояния теплового равновесия системы. Измерение температуры. Величины, одинаковые для тел, находящихся в тепловом равновесии.
Демонстрации. Измерение температуры; [4], опыт 57. Диафильм «Измерение температуры».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 9,10; вопросы к материалу на с. 27, 29 учебника. И такие вопросы:

УРОК 9/9. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул.
Основное содержание учебного материала. Абсолютный нуль температур. Абсолютная шкала температур. Постоянная Больцмана, ее физический смысл. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Обсуждение вопросов:


Используя формулы и , выведите формулу, выражающую зависимость давления идеального газа от температуры; полученное выражение поясните с точки зрения МКТ. Решение задач № 478, 480 – Рымкевич.
Демонстрации. Диафильм «Измерение температуры».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. §11; задачи № 2–4 из упр. 2.

УРОК 10/10. Измерение скоростей молекул газа.
Основное содержание учебного материала. Опыт Штерна по определению скоростей движения молекул газа. Формула для расчета средней квадратичной скорости. Решение задачи типа: «Температура поверхностного слоя Солнца (фотосферы) около 6000 К. Фотосфера в основном состоит из атомов водорода. Смогут ли все атомы водорода улететь с поверхности Солнца? Вторая космическая скорость для Солнца = 6∙105 м/с». Решение задачи № 487 – Рымкевич.
Демонстрации. Диафильм «Измерение температуры», видеофильм «Скорости молекул газа».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 12; задачи № 2–4 из упр. 2.

УРОК 11/11. Уравнение состояния идеального газа.
Основное содержание учебного материала. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Универсальная газовая постоянная. Решение задач типа: в табл. 1 (см. [*], с. 53) приведены значения параметров состояния газа. Определите недостающие в каждой строчке параметры; при каком давлении 1 моль идеального газа имеет температуру 177 °С? Объем газа 1 л; рассчитайте плотность кислорода при температуре 12 °С и давлении 105 Па.
Демонстрации. Зависимость между объемом, давлением и температурой для данной массы газа; [2], опыт 61.
На дом. § 13; задачи 490, 491 – Рымкевич.

УРОК 12/12. Газовые законы (изопроцессы в газах).
Основное содержание учебного материала. Определение изопроцесса (изотермического, изобарного, изохорного). Математическое выражение каждого газового закона и график соответствующего изопроцесса. Границы применимости газовых законов. Систематизация материала в виде таблицы II (см. [*], с. 53.).
Методическое указание. На уроке заполняются графы для изотермического расширения, изохорного нагревания и изобарного сжатия.
Демонстрации. Изотермический, изобарный и изохорный процессы; [4], опыты 58–60.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 14; заполнить табл. II [*] для изотермического сжатия, изохорного охлаждения и изобарного расширения; задача № 1 из упр. 3.

УРОК 13/13. Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и изопроцессы.
Методическое указание. Здесь и далее в некоторых перечнях задач, рекомендуемых для разбора и решения на соответствующем уроке, приведено значительно большее их количество. Нормирование и включение тех или иных из возможных задач в учебный процесс зависит от самого учителя.
Основное содержание учебного материала. Решение задач № 481, 493, 494, 495*, 498, 519, 532, 536, 538 – Рымкевич и подобных следующей: на рис. 1 ([*], с. 53) изображены процессы изменения состояния некоторой массы газа. Назовите их, напишите уравнение для процесса 2–3, изобразите графики процессов в системе координат pT и pV.
На дом. Задачи № 3, 5, 10 из упр. 3 и такая: на рис. 2 ([*] с.53) показаны процессы изменения состояния определенной массы газа. Назовите их, напишите уравнение для процесса 1–2, изобразите графики процессов в системе координат pV и VT.

УРОК 14/14. Решение задач. Подготовка к лабораторной работе № 1.
Основное содержание учебного материала. Решение задач № 481, 532 – Рымкевич и такого типа:


Методическое указание. Учащиеся должны прочитать материал о подсчете абсолютной и относительной погрешности измерений (с. 204–207 учебника).
На дом. Упр. 3 (2*, 4, 7, 8, 13); задачи № 503, 523 – Рымкевич; ознакомиться с описанием в учебнике лабораторной работы № 1.

УРОК 15/15. Лабораторная работа № 1 «Опытная проверка закона Гей-Люссака (или другого изопроцесса)».
Методическое указание. Проводится опытная проверка закона Бойля–Мариотта или Гей-Люссака (по учебнику с. 207–208, на усмотрение учителя).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

(Одна на усмотрение учителя)
На дом. Итоги гл. 2 (с.36); задачи № 469, 496, 539 – Рымкевич; упр. 3(9)

УРОК 15'/15'. Свойства газов и их применение. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Свойства газов. Использование свойств газов в технике. Разбор вопросов:

На дом. Задачи № 466, 480, 540* – Рымкевич.

УРОК 16/16. Повторительно-обобщающий урок по пройденному материалу. Кратковременная письменная работа.
Основное содержание учебного материала. Опытные факты, послужившие базой для разработки МКТ. Основные положения МКТ. Краткая характеристика идеального газа (его основные признаки, условия применимости этой идеализации). Основное уравнение МКТ идеального газа и величины, входящие в него. Условия применимости уравнений и следствий, вытекающих из теории. Экспериментальные доказательства справедливости МКТ газов.
Методическое указание. Примерное содержание контрольной работы (продолжительностью около 20 мин) см, в [10], с. 134, задачи №1 и 2.
На дом. Повторить § 17, 18 (Испарение. Поглощение энергии при испарении. «Физика-8») и ответить на вопросы к этим параграфам.

УРОК 17/17. Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры.
Основное содержание учебного материала. Итоги письменной работы, проведенной на предыдущем уроке. Ненасыщенный и насыщенный пар. Давление насыщенного пара и его зависимость от температуры. Обсуждение вопросов: Почему испарение жидкости происходит при любой температуре? Как объяснить, что динамическое равновесие у разных жидкостей наступает при различных температурах? почему давление насыщенного пара не зависит от объема? Используя таблицу на переднем форзаце учебника, постройте график p = p(T) – зависимости давления насыщенных паров воды от температуры, и сделайте вывод.
Демонстрации. Свойства насыщенных паров; [4], опыт 77. Кинофрагмент «Насыщенный пар».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 15,16 (часть до пункта «Кипение», с.48 ); вопрос: почему с увеличением температуры давление насыщенного пара в закрытом сосуде растет быстрее, чем давление идеального газа? Повторить § 19 (Кипение. «Физика-8»).

УРОК 17'/17'. Зависимость температуры кипения жидкости от давления.
Основное содержание учебного материала. Кипение. Объяснение кипения на основе МКТ. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Обсуждение вопросов:


Демонстрации. Кипение воды при пониженном давлении: [4], опыт 79.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 16 до конца, вопросы № 2–5* из упр. 4.

УРОК 18/18. Влажность воздуха и ее измерение.
Основное содержание учебного материала. Относительная влажность воздуха. Ее измерение психрометром. Практическое значение влажности. Разбор вопросов:


Демонстрации. Устройство и принцип действия психрометра [4], опыт 82.
На дом. § 17, упр. 4 (6, 7); итоги главы 4 (с. 53), упр., вопросы:

УРОК 18'/18'. Свойства поверхности жидкости. Поверхностное натяжение.
Основное содержание учебного материала. Объяснение явления поверхностного натяжения на основе МКТ. Сила поверхностного натяжения как характеристика свойств поверхностного слоя жидкости; измерение этой силы. «Силовая» трактовка поверхностного натяжения. Решение задач и обсуждение вопроса: что означает утверждение: «Коэффициент поверхностного натяжения воды равен 7,3∙10–2 Н/м, спирта – 2,2∙10–2 Н/м, мыльного раствора – 5∙10–2 Н/м»?
Демонстрации. Сокращение поверхности мыльных пленок; [4], опыт 84. Кадры № 3, 9, 10, 14–16 из диафильма «Свойства жидкостей».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Задание (выполняется по желанию): положите в сосуд с водой кусочки бумаги. Поочередно прикасайтесь к воде вблизи них кусочками мыла и сахара. Почему при опускании мыла они удаляются от места прикосновения, а при опускании сахара – приближаются?

УРОК 18"/18". Явления смачивания и капиллярности.
Основное содержание учебного материала. Объяснение смачивания на основе МКТ. Форма поверхности смачивающей и несмачивающей жидкости в капилляре. Расчет высоты подъема и опускания жидкости в капилляре. Учет и применение смачивания и капиллярности в технике, сельском хозяйстве. Решение задач.
Демонстрации. Капиллярное поднятие жидкости; [2], опыты 87, 89. Кадры № 21–28, 38–40 из диафильма «Свойства жидкостей» или кинофильм «Капиллярные явления в природе и технике».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Задание (выполняется по желанию): опустите в стакан с глицерином капиллярную трубку. Определите коэффициент поверхностного натяжения глицерина, если его плотность 1260 кг/м3.

УРОК 19/19. Строение, свойства кристаллических и аморфных тел.
Основное содержание учебного материала. Свойства монокристаллов (правильность геометрической формы, наличие определенной температуры плавления, анизотропия) и аморфных тел (изотропность). Строение монокристаллов (модель идеального кристалла) и аморфных тел. Обсуждение вопросов:


Демонстрации. Рост кристаллов [2], опыт 93. Кинофильм «Строение и свойства кристаллов» или диафильм «Кристаллы».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 18,19; повторить § 14–16 (плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления. «Физика-8»); § 4 («Физика-10»).

УРОК 20/20. Виды деформации твердых тел.
Основное содержание учебного материала. Упругая и пластическая деформация. Виды деформации твердых тел и их качественное объяснение на основе МКТ. Относительное удлинение. Разбор вопросов:


Демонстрации. Упругая и остаточная деформации; [4], опыты 98, 100. Набор таблиц по деформации. Кинофрагменты «Деформация растяжения и сжатия», «Деформация сдвига».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 20; повторить § 26 (Сила упругости, закон Гука «Физика-9»).

УРОК 21/21. Механические свойства твердых тел.
Основное содержание учебного материала. Закон Гука для деформации растяжения (или сжатия). Условия применимости этого закона. Модуль упругости. Обсуждение вопросов: что означают утверждения:


Решение задачи № 606 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 21, 22; задания: используя передний форзац учебника, найдите значение модуля упругости алюминия, железа, резины. Дайте определение физического смысла модуля упругости для каждого случая, укажите на диаграмме растяжения материала области упругих деформаций (применимости закона Гука) и пластических деформаций.

УРОК 22/22. Решение задач. Подготовка к лабораторной работе № 2.
Основное содержание учебного материала. Обсуждение вопросов типа № 595–598 – Рымкевич и решение задач № 601, 603, 605, 610 – Рымкевич, упр 5 (5), разбор задачи на с. 63 учебника. Анализ инструкции в учебнике по выполнению лабораторной работы № 2, с. 208–209.
На дом. Задачи № 4, 6 из упр. 5.

УРОК 22'/22'. Лабораторная работа № 2 «Измерение модуля упругости резины».
Методическое указание. При выполнении работы целесообразно нагружать чашечку весов гирьками соответственно в 2, 4, 6, 8 и 10 г. после ее окончания полезно предложить учащимся следующее задание: по полученным данным постройте график растяжения резины F = f(l).
На дом. Задачи № 3, 5 из упр. 5 и № 603, 606 – Рымкевич.

УРОК 23/23. Пластичность и хрупкость.
Основное содержание учебного материала. Пластичные и хрупкие материалы. Выполнение задания: рассчитайте силу, необходимую для разрыва медной проволоки диаметром 0,3 мм. Полученный результат проверьте на опыте. Решение задач № 612, 613 – Рымкевич.
Демонстрации. Кинофильм «Механические свойства твердых тел».
На дом. § 22, задачи № 607, 609, 614 – Рымкевич; повторить § 21 («Физика-10»). Итоги гл. 5, с. 64.

УРОК 23'/23'. Применение и учет деформаций в технике. Проблема создания материалов с заданными свойствами.
Основное содержание учебного материала. Применение и учет деформаций в строительстве, машиностроении, приборостроении. Пути создания материалов с заранее заданными свойствами; управление их свойствами и структурой, технологией обработки.
На дом. Вопросы:

УРОК 24/24. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 569 – Рымкевич и следующих:


На дом. Задачи типа № 563, 604 – Рымкевич и следующей:

УРОК 25/25. Подготовка к контрольной работе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».
Основное содержание учебного материала. Обсуждение вопросов и решение задач типа:

На дом. Задачи № 477, 482, 502, 608 – Рымкевич.

УРОК 26/26. Контрольная работа № 1 «Основы молекулярно-кинетической теории».

УРОК 27/27. Обобщающее занятие по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».
Основное содержание учебного материала. Итоги контрольной работы. Структура физической теории (значение исходных фактов, гипотезы, эксперименты), ее эвристическая роль и границы применимости.
На дом. Повторить § 2, 3 (Внутренняя энергия и способы ее изменения. «Физика-8»).

УРОК 28–30. Резервное время. Повторение материала.
Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (относительная молекулярная масса, молярная масса, количество вещества; температура, идеальный газ; давление насыщенного газа, относительная влажность, точка росы; поверхностное натяжение; кристаллы (моно- и поликристаллы), анизотропия кристаллов; аморфные тела; деформация и ее виды, механические напряжения, абсолютное и относительное удлинение);
– фундаментальные экспериментальные факты (опыт Штерна); законы (основные положения МКТ, основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и его частные случаи для постоянных значений температуры, объема и давления, закон Гука) и формулы (формула зависимости давления и плотности насыщенного пара от температуры).
Уметь объяснять на основе МКТ свойства газообразных, жидких и твердых тел, броуновское движение;
– читать и строить графики;
– решать задачи на основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева–Клапейрона, на формулу связи абсолютной температуры газа и средней кинетической энергии молекул, на определение влажности воздуха;
– пользоваться измерительными приборами: барометром, термометром, металлическим манометром;
– объяснять устройство и принцип действия психрометра, определять с помощью психрометра влажность воздуха.

 

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (10ч)

УРОК 31/1. Внутренняя энергия.
Основное содержание учебного материала. Молекулярно-кинетическая трактовка понятия внутренней энергии. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа – функция температуры, макроскопических тел – функция температуры и объема. Обсуждение вопроса: можно ли определить внутреннюю энергию одного моля кислорода, используя формулу для расчета внутренней энергии одноатомного идеального газа? Решение задач № 615, 616 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 23, вопросы после параграфа; задачи № 1 из упр. 6 и № 617 – Рымкевич, повторить § 43 (Работа силы. «Физика-9») и найти в нем ответы на вопросы: каково определение механической работы и какова формула для ее расчета? В каком случае A > 0; A < 0; A = 0?

УРОК 32/2. Работа в термодинамике.
Основное содержание учебного материала. Вывод формулы работы газа при изобарном процессе. Знак работы и ее геометрическое истолкование. Решение задач типа № 624 – Рымкевич и следующих:


Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 24,25, вопросы после параграфа; задачи № 3, 4 из упр. 6, № 625 – Рымкевич.

УРОК 33/3. Первый закон термодинамики.
Основное содержание учебного материала. Количество теплоты и работа как мера изменения внутренней энергии, формулировка и уравнение первого закона термодинамики. Решение задач типа:


Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 26, задачи № 4, 7 из упр. 6; а также такая: газ совершил работу 3∙109 Дж при передаче ему количества теплоты 8∙109 Дж. Чему равно изменение внутренней энергии газа? Что произошло с газом: охладился он или нагрелся?
Повторить § 13,14 («Физика-10»), обратив внимание на постоянный параметр в каждом изопроцессе, на связь между параметрами, которую устанавливает газовый закон, и на графики изопроцессов в системе координат pV.

УРОК 34/4. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе.
Основное содержание учебного материала. Запись уравнений первого закона термодинамики для изопроцессов и их физический смысл.
Методическое указание. На уроке таблица заполняется для изохорного нагревания газа, для изобарного, изотермического и адиабатного его расширений.
Демонстрации. Измерения температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии; [4], опыт 67.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 27; заполнить табл. V для изохорного охлаждения газа, его изобарного, изотермического и адиабатного сжатий; задачи № 9, 10 из упр. 6.

УРОК 35/5. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 627 – Рымкевич и следующих:


Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. Задачи № 4, 11, 12 из упр. 6.

УРОК 36/6. Необратимость процессов в природе. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Обратимые и необратимые процессы. Необратимость тепловых процессов. Решение задач № 622, 623, 636 – Рымкевич.
Демонстрации. Диафильм «Необратимость тепловых процессов».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 29; задачи № 627, 631*, 632 – Рымкевич; повторить § 24 (кпд теплового двигателя. «Физика-8»); § 51 (Превращение энергии и использование машин. «Физика-9»).

УРОК 37/7. Принцип действия тепловых двигателей. Кпд тепловых двигателей.
Основное содержание учебного материала. Назначение нагревателя, рабочего тела, холодильника. Принцип действия циклического теплового двигателя. Кпд теплового двигателя и пути его повышения. Решение задачи № 672 – Рымкевич.
Методическое указание. Рекомендуется использовать материал о Н.Карно из [21], с. 39–43.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 29; задачи № 15 из упр. 6 и типа: в закрытом баллоне находится газ. При охлаждении его внутренняя энергия уменьшилась на 525 Дж. Какое количество теплоты отдал газ? Совершил ли он работу?

УРОК 38/8. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа:

Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. Задачи № 619, 628, 629, 671 – Рымкевич.

УРОК 39/9. Значение тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Подготовка к контрольной работе № 2.
Основное содержание учебного материала. Применение тепловых двигателей на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве. Методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
На дом. § 30; задачи № 628, 637, 644, 654, 664, 674, 676* – Рымкевич и такая: при накачивании воздуха в сосуд пробка из него вылетает. Почему в сосуде образуется в этот момент туман? Какой происходит процесс? За счет чего воздух совершает работу?

УРОК 40/10. Контрольная работа № 2 «Основы термодинамики».
На дом. Повторить § 22, 24 (Двигатель внутреннего сгорания. Кпд теплового двигателя. «Физика-8»).

УРОК 40'/10'. Обобщение знаний по теме «Основы термодинамики».
Методическое указание. Урок целесообразно провести в форме конференции по следующему плану: научные основы работы тепловых двигателей, принципы действия реальных тепловых двигателей (паровая или газовая турбина, ДВС, реактивный двигатель), направления совершенствования тепловых двигателей и повышения их КПД. На основе обсуждения материала полезно заполнить табл. VI (см. [*], с.58).
Демонстрации. Модели тепловых двигателей, таблицы. Кадры из диафильмов «Двигатель внутреннего сгорания», «Турбины».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. Повторить § 23 (Паровая турбина; вопросы к § 22, 23, 24. «Физика-8»).
Основные знания и умения.

 


ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

ТЕМА 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ (16 ч)

УРОК 41/1. Электрический заряд и элементарные частицы.
Основное содержание учебного материала. Электродинамика, электромагнитные взаимодействия. Повторение вопросов, изученных в курсе VIII–IX классов: электрический заряд, два знака зарядов, электризация тел, электроскоп, гравитационное взаимодействие. Элементарный электрический заряд, взаимодействие между заряженными частицами. Решение задач типа № 790, 791, 794 [19]. Закон сохранения электрического заряда.
Демонстрации. Опыты [4], 108–111.
Интерактивные модели, основные иллюстрации. Здесь и далее «Открытая Физика. 2.6. Часть 2»

На дом. § 31–34 (§ 31–33 – читать и отвечать на вопросы); задачи № 1, 2 из упр. 7.

УРОК 42/2. Закон Кулона.
Основное содержание учебного материала. Понятие о точечном заряде как модели реального наэлектризованного объекта. Устройство крутильных весов. Закон Кулона. Единица заряда. Электрическая постоянная вакуума. Разбор примера решения задачи на с. 99 учебника.
Демонстрации. [4], опыт 114.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 35, 36; задачи из упр. 7 и № 677 – Рымкевич.

УРОК 43/3. Решение задач на закон Кулона.
Основное содержание учебного материала. Решение задач № 684, 688,796 [19]; 686 – Рымкевич; 808, 810, 811 [3]. Обсуждение вопросов:


На дом. Повторить § 35, 36. Задачи № 4*, 6 из упр. 7 и № 688 – Рымкевич.

УРОК 44/4. Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля.
Основное содержание учебного материала. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое (электростатическое) поле и его основные свойства. Напряженность электрического поля. Направление вектора напряженности. Единица напряженности. Решение задач типа № 826, 827 [3]. Обсуждение вопросов:


Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 37, 38, 39 (до с. 105 учебника «Принцип суперпозиции полей»). Задачи № 696, 697 – Рымкевич (первая часть).

УРОК 45/5. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.
Основное содержание учебного материала. Результирующая сил, действующая со стороны электрического поля. Принцип суперпозиции. Понятие о линиях напряженности как о своеобразной геометрической модели поля. Однородное электрическое поле. Решение задач типа № 836 [3], 700 – Рымкевич и такой: определите знак заряда на проводниках 1–5, рис. 10 (см. «Физика в школе», № 5, 1986, с. 31, далее [**]). Во всех ли изображенных на рисунке случаях существует электрическое поле в точках А и В? Сравните напряженности поля в этих случаях.
Демонстрации. [4],опыт 115.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 39 (до конца), 40 (до «Поле заряженного шара» с. 107 учебника); задачи № 699, 700 – Рымкевич.

УРОК 46/6. Проводники в электростатическом поле.
Основное содержание учебного материала. Проводники. Электростатическая индукция. Отсутствие электростатического поля внутри проводника. Распределение свободного электрического заряда по проводнику. Поле заряженного шара, плоскости. Решение задач типа № 811–814 [5], 705–707 – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыты 112, 113.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 40 (со с. 107, п. «Поле заряженного шара»), 41, вопросы после параграфа, задачи № 704, 708 – Рымкевич.

УРОК 46'/6'. Опыты Иоффе-Милликена.
Основное содержание учебного материала. Дискретность электрического заряда. Наименьший электрический заряд. Опыт Иоффе. Опыт Милликена.
Методическое указание. Содержание урока может быть раскрыто учителем в виде решения конкретной задачи по экспериментальному определению элементарного электрического заряда (см. § 42). Можно использовать также § 29 (Делимость электрического заряда. «Физика-8», с. 59–61, см. там же упр.12).
Демонстрации. Таблица «Опыты Иоффе-Милликена» из набора таблиц; [12], опыт 122.
На дом. § 42, задачи № 1 из упр. 8 (напряженность выразить в Н/Кл), 699, 703 – Рымкевич.

УРОК 46'/6'. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.
Основное содержание учебного материала. Связанность заряженных частиц в диэлектриках. Электрические свойства нейтральных атомов и молекул. Электрический диполь. Два вида диэлектриков. Поляризация полярных и неполярных диэлектриков. Диэлектрическая поляризация среды. Работа с задним форзацем учебника. Закон Кулона (напряженность поля) для зарядов, находящихся в однородном диэлектрике. Решение задач типа № 838, 849, 850 [3]; 847, 848 [19]; 924Т2, 924Т4 из [12].
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 44, 45, вопросы после параграфов. Задачи типа № 723, 724 – Рымкевич и такая: как следует понимать, что диэлектрическая проницаемость среды равна 6? что она меньше, чем у стекла?

УРОК 47/7. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.
Основное содержание учебного материала. Потенциальная энергия взаимодействия электрических зарядов. Работа по перемещению заряда. Потенциальный характер электростатического поля. Нулевой уровень потенциальной энергии. Решение задач типа № 852, 853 [3].
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 45, задача № 4 из упр. 8.

УРОК 48/8. Потенциал электростатического поля, разность потенциалов.
Основное содержание учебного материала. Потенциал поля. Разность потенциалов. Единица разности потенциалов. Решение задач типа № 727 – Рымкевич и такой: как следует понимать, что: 1) потенциал данной точки поля равен 500 В; 2) напряжение на данном участке поля равно 220 В?
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 46, задачи № 5 из упр. 8; 730, 731 – Рымкевич.

УРОК 49/9. Связь между напряженностью поля и напряжением.
Основное содержание учебного материала. Формула, связывающая напряженность поля и напряжение. Единица напряженности электростатического поля. Эквипотенциальные поверхности. Решение задач типа № 927Т1 [12] и следующих:


На дом. § 47, задачи № 7 из упр. 8 и 735, 736 – Рымкевич.

УРОК 50/10. Измерение разности потенциалов. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Электрометр. Электрическое поле внутри электрометра. Решение задач № 866,867,1032,1033 [3] и следующих:


Демонстрации. [4], опыт 116.
На дом. § 48, задачи № 8, 9 из упр. 8; 741, 743 – Рымкевич.

УРОК 51/11. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы.
Основное содержание учебного материала. Накопление электрических зарядов на проводниках. Электроемкость. Формула электроемкости. Единицы электроемкости. Конденсатор. Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач типа 884 [3], 746 – Рымкевич и разбор вопросов:

Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 49, 50, задачи № 1, 2 из упр. 9; № 749, 751 – Рымкевич; №885, 886 [3].

УРОК 52/12. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Разбор задачи № 3 из упр.9 и решение задач типа № 888, 889, 891 [3] и следующих:

Демонстрации. [4], опыт 118.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. Задачи № 756, 757 – Рымкевич.

УРОК 53/13. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
Основное содержание учебного материала. Формула энергии заряженного конденсатора. Виды конденсаторов и их применение. Решение задач типа № 764, 766, 767 – Рымкевич. Выполнение самостоятельной работы с набором конденсаторов.
Методическое указание. На каждую парту выдаются конденсаторы и задания типа: записать характеристики конденсаторов, определить заряд и энергию, которые накапливает конденсатор при максимально допустимом напряжении.
Демонстрации. [4], опыт 121.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 51, задачи № 4, 5 из упр. 9; 766(а, б) – Рымкевич, заполнить табл. VII (см. [**], с.33).

УРОК 54/14. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Электрическое поле».
Основное содержание учебного материала. Повторение законов Кулона и сохранения электрического заряда с использованием материала о силовой и энергетической характеристиках электростатического поля, электроемкости. Закрепление материала, работа с табл. VII [**]. Решение задач типа:


На дом. Записать решение первой задачи, рассмотренной в классе (пункт «б»), № 6 из упр 9, 738 – Рымкевич,

УРОК 55/15. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 861, 834–836 [3].
На дом. Краткие итоги главы VII, с. 131, 132 учебника. Задачи № 690, 701, 725, 740, 742, 757, 765, 766 – Рымкевич.

УРОК 56/16. Контрольная работа № 3 «Электростатическое поле».

Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (электрический заряд, диэлектрическая проницаемость среды, электрическое поле, напряженность электрического поля, силовые линии электрического поля, потенциальная энергия заряда в электрическом поле, разность потенциалов (напряжение), электроемкость, конденсатор);
– законы (закон сохранения электрического заряда, закон Кулона) и формулы (для вычисления работы электрического поля по перемещению заряда, связи между напряженностью поля и разностью потенциалов, емкости плоского конденсатора, энергии плоского конденсатора).
Уметь объяснять процесс электризации тел на основе электронной теории, причину отсутствия электростатического поля внутри проводника, причину ослабления электростатического поля внутри диэлектрика; независимость работы электростатического поля по перемещению заряда от формы траектории;
– решать задачи на закон Кулона, закон сохранения электрического заряда; на расчет напряженности поля и напряжения, на электроемкость.

 

ТЕМА 2. ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (11ч)

УРОК 57/1. Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.
Основное содержание учебного материала. Итоги контрольной работы. Действие тока. Сила тока. Формула силы тока. Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике. Условия необходимые для существования электрического тока. Повторение вопросов из курса VIII класса: электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, амперметр, вольтметр. Последовательное соединение проводников. Решение задач типа № 774, 777, 783 – Рымкевич,
Демонстрации. Опыт по рис. 108, а, б учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 52,53, вопросы после параграфов, задачи № 1, 3 из упр. 10, № 775, 781 – Рымкевич.

УРОК 58/2. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Основное содержание учебного материала. Вольт-амперная характеристика. Закон Ома. Формула закона Ома. Сопротивление и удельное сопротивление проводника. Решение задачи № 2 из упр. 10, № 784, 785 – Рымкевич. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Демонстрации. Снятие вольт-амперной характеристики проводника по рис. 109 учебника.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 54, 55, вопросы после параграфов; № 787, 788 – Рымкевич. Анализ инструкции в учебнике по подготовке к лабораторной работе № 4, с.211.

УРОК 59/3. Измерение силы тока и напряжения. Лабораторная работа № 4 «Измерение удельного сопротивления проводника».
Основное содержание учебного материала. Амперметр, его подключение в электрическую цепь. Внутреннее сопротивление амперметра. Вольтметр, его подключение в цепь. Внутреннее сопротивление вольтметра. Выполнение лабораторной работы № 4.
Методическое указание. Вопросы, связанные с измерением силы тока, напряжения и сопротивления (амперметра и вольтметра), могут быть выяснены в ходе выполнения данной лабораторной работы.
На дом. § 56, вопросы после параграфа. Анализ инструкции в учебнике к лабораторной работе № 5, с. 212.

УРОК 60/4. Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
На дом. Повторение. § 55; задачи № 782, 786, 788, 792* – Рымкевич.

УРОК 61/5. Работа и мощность постоянного тока.
Основное содержание учебного материала. Работа тока. Формула работы тока. Закон Джоуля-Ленца. Формула закона. Мощность тока. Разбор примера задачи № 2 на с. 148 учебника и № 4 из упр. 10.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 57, вопросы после параграфа; задачи № 793, 794, 796 – Рымкевич.

УРОК 62/6. Электродвижущая сила.
Основное содержание учебного материала. Источник тока. Виды источников тока. Сторонние силы. Механические аналоги электрической цепи. ЭДС. Решение задач типа № 956, 957 [3]; № 796 [19] и такой: как следует понимать, что ЭДС источника равна 5 В; что ЭДС одного источника больше ЭДС другого?
Демонстрации. [4], опыт 123.
На дом. § 58, вопросы после параграфа; задача № 5 из упр.10.

УРОК 63/7. Закон Ома для полной цепи.
Основное содержание учебного материала. Внутренняя и внешняя части цепи. Работа сторонних сил внутри источника тока. Закон Ома. Короткое замыкание. Измерение ЭДС, Разбор задач № 6,7 из упр. 10; № 958 (1)-960 [3]; № 979, 981 [19]. А также разбор вопросов:


Демонстрации. [4], опыты 129,130.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 59, задачи № 8, 9 из упр. 10.

УРОК 64/8. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 988 [19]; 963 [3]; 816, 818 – Рымкевич. Самостоятельная работа [12], № 935Т(1–6).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Повторить § 58, 59. Анализ инструкции в учебнике к лабораторной работе № 3.

УРОК 65/9. Лабораторная работа № 6 «Измерение внутреннего сопротивления и ЭДС источника тока».
На дом. Задачи № 10 из упр. 10 и № 816 – Рымкевич.

УРОК 66/10. Повторение материала. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Работа и мощность тока. Закон Джоуля–Ленца. Закон Ома для полной цепи. ЭДС и внутреннее сопротивление. Решение задач типа № 979, 980 [3]; № 799, 803, 811, 820 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Краткие итоги главы VIII, с. 149 учебника. Задачи по выбору учителя для подготовки к контрольной работе.

УРОК 67/11. Контрольная работа № 4 «Законы постоянного тока».

Основные знания и умения. Знать понятия, величины и их единицы (электродвижущая сила);
– закон Ома для полной цепи и формулы для вычисления сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников.
Уметь объяснять природу сторонних сил; выводить закон Ома для полной цепи; собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников; определять ЭДС источника, внешнее и внутреннее сопротивление цепи; измерять силу тока и напряжение; объяснять принцип подбора шунтов к амперметру и добавочных сопротивлений к вольтметру; решать задачи на расчет электрических цепей.

 

ТЕМА 3. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (10 ч)

УРОК 68/1. Взаимодействие токов. Магнитное поле.
Основное содержание учебного материала. Итоги контрольной работы. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Свойства магнитного поля. Экспериментальные доказательства реальности магнитного поля. Опыт Эрстеда. Замкнутый контур с током в магнитном поле. Повторение тем курса физики VIII класса, связанных с магнитным полем. Вопросы на сравнение электростатического и магнитного полей:


Методическое указание. На этом уроке или в начале следующего можно провести опыты по наблюдению действия магнитного поля на ток (см. лабораторную работу № 6, с. 212 учебника) как кратковременное практическое задание для учащихся на закрепление изученного материала.
Демонстрации. [4], опыты 166, 167 (качественно).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. § 60, вопросы после параграфа.

УРОКИ 69/2, 70/3. Магнитная индукция. Вихревое поле. Сила Ампера.
Основное содержание учебного материала. Магнитная стрелка. Силовая характеристика магнитного поля. Направление и модуль вектора магнитной индукции. Аналогия индукции магнитного поля с напряженностью электростатического поля. Линии магнитной индукции. Изображение магнитного поля. Особенности линий магнитной индукции, сравнение их с линиями напряженности электростатического поля. Вихревое поле. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Правило левой руки. Единица магнитной индукции. Разбор задачи № 1 на с. 165 учебника. Решение задач типа № 1055, 1063 [3] и разбор вопросов; как следует понимать, что в данной точке индукция магнитного поля равна 2 Тл; что магнитная индукция в одной точке поля больше, чем в другой?
Методическое указание. При решении некоторых из приведенных здесь и далее задач может встретиться понятие «магнитный поток».
Демонстрации. Ориентирующее действие магнитного поля на рамку с током и проводник (по рис. 136 учебника); [4], опыты 167, 168 (количественная сторона), 170.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 61, 62, вопросы к параграфам; задачи Ns 1, 2 из упр 11.

УРОК 71/4. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Решение задач. Лабораторная работа № 6. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Основное содержание учебного материала. Ориентирующее действие магнитного поля на контур с током. Магнитоэлектрические системы, используемые в амперметрах и вольтметрах. Использование закона Ампера в технике. Громкоговоритель, электродвигатель. Решение задач типа № 1113, 1117, 1130, 1131 (разбор вопросов к рисункам) [19]; № 821–823 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 63, 64, вопросы после параграфов; № 831, 832 – Рымкевич.

УРОК 72/5. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 1064, 1065, 1069, 1088, 1089 [1]; № 828, 829 (1–4) – Рымкевич. Самостоятельная работа [12], выполнение заданий: 941Т-942Т (1–6).

На дом. Задачи № 3 из упр.11, № 829 (5–8), 833, 834.

УРОК 73/6. Сила Лоренца.
Основное содержание учебного материала. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Формула силы Лоренца. Наблюдение действия силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца. Разбор решения задачи № 2 на с. 165 учебника. Решение задач типа № 836, 838, 840 – Рымкевич.
Демонстрации. Кинофрагмент «Действие магнитного поля на движущийся заряд».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 65, вопросы после параграфа; задачи № 837, 839, 841 – Рымкевич.

УРОК 74/7. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 842, 844 – Рымкевич.
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. Повторить § 65; задача № 4 из упр.11; № 843 – Рымкевич.

УРОК 75/8. Магнитные свойства вещества.
Основное содержание учебного материала. Магнитная проницаемость. Гипотеза Ампера. Температура Кюри. ферромагнетики и их применение. Магнитная запись и хранение информации.
Демонстрации. [2], опыты 178,180; кинофрагмент «Гипотеза Ампера». Видеофильм «Как работает магнитное поле».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 66, вопросы после параграфа.

УРОК 76/9. Повторение основного материала темы. Решение задач.
Основное содержание учебного материала. Разбор следующих вопросов:


Решение задач типа № 846, 848 – Рымкевич. Самостоятельная работа см. [12], № 943Т (1–6).
Интерактивные модели, основные иллюстрации.На дом. Краткие итоги главы 9, с. 166 учебника.

УРОК 77/10. Резервное время.

Основные знания и умения. Знать понятия, физические величины и их единицы (магнитное поле, магнитная индукция, линии магнитной индукции, магнитная проницаемость, вихревое поле, магнитный поток); законы и формулы (для вычисления силы Ампера и силы Лоренца).
Уметь определять направление и модуль вектора магнитной индукции по действию магнитного поля на рамку с током; чертить линии магнитной индукции прямого проводника с током, витка, постоянных магнитов; объяснять природу магнитных свойств вещества, устройство и принцип действия электроизмерительных приборов (амперметра и вольтметра).

 

ТЕМА 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (11 ч)

УРОК 78/1. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.
Основное содержание учебного материала. Отличие электропроводности твердых, жидких и газообразных тел. Полупроводники. Опыты Мандельштама и Папалекси, Стюарта и Толмена. Движение электронов в металлах. Качественное объяснение закона Ома. Решение задач типа [3], № 919, 920.
Демонстрации. Фрагменты «Доказательство наличия свободных электронов в металле» и «Скорость распространения тока» из кинофильма «Электрический ток».
На дом. § 67, 68 вопросы после параграфов; повторить. § 52; задачи № 849, 850, 851 – Рымкевич.

УРОК 79/2. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.
Основное содержание учебного материала. Различные удельные сопротивления веществ. Температурный коэффициент сопротивления. Зависимость сопротивления проводника от температуры (на качественном уровне). Термометры сопротивления. Сверхпроводимость. Решение задач № 1, 2, 3 из упр. 12.
Демонстрации. [4], опыт 126; диафильм «Электронная проводимость металлов».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 69, 70; вопросы после параграфов; повторить. «Строение электронных оболочек атомов» (Химия-9); задачи № 854, 855, 860 – Рымкевич.

УРОК 80/3. Электрический ток в полупроводниках.
Основное содержание учебного материала. Место полупроводников в таблице Менделеева. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещенности; объяснение на основе электронных представлений. Электронная проводимость полупроводников. Решение задач типа: № 1098–1101 [19].
Демонстрации. [4], опыты 154, 157. Фрагменты «Первоначальные сведения о полупроводниках» и «Собственная проводимость полупроводников» из кинофильма «Полупроводники».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом.§71, вопросы после параграфа; задача № 861 – Рымкевич; повторить. «Периодический закон Менделеева, порядковый номер химического элемента» (Химия-9).

УРОК 81/4. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Полупроводники p- и n- типов.
Основное содержание учебного материала. Влияние примесей на проводимость полупроводников. Донорные и акцепторные примеси. Образование p-n-перехода. Электрический ток через p-n-переход. Вольтамперная характеристика прямого и обратного перехода. Решение задач типа № 1105, 1106 [19].
Демонстрации. [4], опыт 153, 160; фрагменты «Примесная проводимость полупроводников», «Электронно-дырочный переход» из кинофильма «Полупроводники».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 72, 73 вопросы после параграфов; задачи № 862, 863 – Рымкевич.

УРОК 82/5. Полупроводниковый диод. Транзистор.
Основное содержание учебного материала. Односторонняя проводимость p-n-контакта и ее использование в полупроводниковом диоде. Двойной p-n-переход (p-n-p) и способ его получения. Цепи эмиттера и коллектора. Влияние тока в цепи эмиттера на ток в цепи коллектора. Усиление при помощи транзистора. Применение диода и транзистора. Решение задачи типа № 1107 [19]; № 868 – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыты 164, 165. Таблицы «Полупроводниковый диод», «Транзистор».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 74, 75, вопросы после параграфов; задача № 867 – Рымкевич.

УРОК 83/6. Применение полупроводниковых приборов. Термисторы и фоторезисторы.
Основное содержание учебного материала. Терморезисторы. Фоторезисторы. Их использование в современной технике. Решение задач типа № 939Т (2, 3, 5) [12]; № 866 – Рымкевич.
Демонстрации. [4], опыты 155–159. Таблицы «Термисторы», «Фоторезисторы».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 76; задача № 865 – Рымкевич.

УРОК 83'/6'. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.
Основное содержание учебного материала. Условия существования тока в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Сравнение проводимости вакуума и металлов. Вакуумный диод. Устройство, действие и применение электронно-лучевой трубки. Решение задач типа № 1024–1026 [3], 869, 872, 875 – Рымкевич.
Демонстрации. [2], опыты 147, 148, 151.
На дом. § 77, 78, вопросы после параграфов; задачи № 870, 871, 874 – Рымкевич.

УРОК 84/7. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.
Методическое указание. Несмотря на то, что этот материал согласно программе не рекомендован для обязательного изучения, считаем целесообразным этот и последующий урок включить в основную сетку.
Основное содержание учебного материала. Природа свободных носителей заряда в растворах и расплавах электролитов; ток в них. Электролитическая диссоциация. Ионная проводимость. Электролиз. Применение электролиза. Закон Фарадея. Определение заряда электрона. Разбор примера решения задачи, с. 199–200 учебника. Решение задач типа № 1021, 1022, 1042, [19]; № 977, 1000 [3], а также следующей: электроды, опущенные в раствор медного купороса, соединены с источником, ЭДС которого 2 В и внутреннее сопротивление 0,1 Ом. Сопротивление раствора между электродами равно 0,3 Ом, Сколько меди выделится на катоде за 10 мин?
Демонстрации. [4], опыты 132, 133, 137; кинофильм «Электролиз и его промышленное применение».
Интерактивные модели, основные иллюстрации.

На дом. § 79, 80, вопросы после параграфов; задачи № 4–7 из упр. 12. Подготовиться к лабораторной работе №7, с. 213 учебника.

УРОК 85/8. Лабораторная работа № 7 «Определение заряда электрона».
На дом. Задачи № 880, 886 – Рымкевич.

УРОК 85'/8'. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.
Основное содержание учебного материала. Ионизация и рекомбинация. Отличие проводимости газов от проводимости растворов электролитов. Вольт-амперная характеристика газового разряда. Ионизация электронным ударом. Решение задач типа № 937Т (1, 2, 6) [12]; № 894, 895 – Рымкевич. Обсуждение следующих вопросов:


Демонстрации. [4], опыты 140–142.
На дом. § 81, 82 вопросы после параграфов; задача № 893 – Рымкевич.

УРОК 85"/8". Различные типы самостоятельного разряда. Плазма.
Основное содержание учебного материала. Тлеющий, искровой, дуговой, коронный разряды. Их техническое применение. Плазма. Ее свойства и практическое применение. МГД-генераторы.
Демонстрации. [2], опыты 143,144.
На дом. § 83, 84; задачи № 8, 9 из упр. 12.

УРОК 86/9. Решение задач и обобщение материала по теме: «Электрический ток в различных средах».
Основное содержание учебного материала. Решение задач типа № 937Т5 [12], № 844, 845, 849, 853, 881, 882, 888, № 889–892, 898–901 – Рымкевич или других с целью подготовки к контрольной работе. Повторение вопросов:


На дом. Краткие итоги главы 10, с. 200, 201 учебника.

УРОК 87/10. Контрольная работа № 5 «Магнитное поле. Электрический ток в различных средах».

Основные знания и умения. Знать признаки явлений и условия, при которых они протекают, понятия (электролитическая диссоциация; ионизация и рекомбинация; ковалентная связь; донорные и акцепторные примеси);
основные положения электронной теории, законы (зависимость сопротивления проводника от температуры, закон электролиза) и формулы.
Уметь объяснять на качественном уровне зависимость скорости упорядоченного движения электронов в проводнике от силы тока; зависимость сопротивления металлов, электролитов и полупроводников от температуры;
объяснять метод определения заряда электрона; явление термоэлектронной эмиссии; устройство и принцип действия диода и электронно-лучевой трубки; электронную и дырочную проводимость полупроводника; одностороннюю проводимость p-n перехода, устройство полупроводникового диода; применение термо- и фоторезисторов.

УРОКИ 88/11, 89/12. Итоги контрольной работы. Обобщающее занятие.

УРОК 90/13. Техническое применение законов электродинамики.
Основное содержание учебного материала. Устройство и технологические процессы, в которых используются основные законы электродинамики.
На дом. § 85. «Заключение» на с. 203 учебника.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

УРОКИ 91–101. Лабораторный физпрактикум.
На практикум целесообразно отвести не менее 10 ч; см. «Методическое указание к проведению работ школьного физического практикума для XI класса», а также программный перечень лабораторных работ для Х класса.

УРОК 102–119. Резервное время. Повторение материала.

 


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий