\n');
Глава M. Методика
M.3. Методика работы с компьютерным курсом
M.3.11. Коллоквиум. Тема «Функции и графики», 10 класс (профильный уровень)
Место урока
Урок проводится после изучения темы как урок систематизации и контроля знаний. Посвящён повторению, углублению и обобщению пройденного материала. На данном уроке ученики учатся выступать, отстаивать свои суждения, формируют грамотный понятийный аппарат.
Подготовка к коллоквиуму
Учащимся заранее сообщается тема занятия и вопросы, по которым будет проводиться опрос не позднее, чем за две недели до проведения. Указывается литература, распределяются индивидуальные и групповые задания (зависит от уровня подготовленности учеников класса). Ученикам предлагается самим подобрать рациональные способы решения заданий по указанной теме.
Вопросы к коллоквиуму
- Что такое прямая пропорциональная зависимость между переменными?
- Что такое обратно пропорциональная зависимость одной переменной от другой?
- Какой формулой записывается квадратичная зависимость одной переменной от другой?
- Как называются кривые-графики простейших зависимостей?
- Приведите несколько примеров прямо пропорциональных величин.
- Приведите несколько примеров обратно пропорциональных величин.
- Приведите примеры квадратичной зависимости.
- Что такое функция?
- Что такое область определения функции?
- Что такое график функции?
- Какие способы задания функции вы знаете?
- Приведите пример линейной функции.
- Приведите пример рациональной функции.
- Приведите пример квадратичной функции.
- Приведите пример функции, область определения которой меньше, чем вся числовая ось.
- Приведите пример графического задания функции.
- Как с помощью графика найти область определения функции?
- Как с помощью графика найти нули функции?
- Как с помощью графика найти промежутки знакопостоянства?
- Что такое точка локального максимума (минимума) функции?
- Как найти промежутки возрастания (убывания) функции?
- Чем отличается наибольшее значение функции от её локального максимума?
- Как по графику найти область значений функции?
- Как графически решается уравнение вида f (x) = g (x)?
- Как графически решается неравенство вида f (x) > g (x)?
- Перечислите, какие характеристики функции включаются в схему её исследования.
- Перечислите свойства линейной функции.
- Можно ли сказать, что линейная функция является монотонной на всей числовой оси? От чего зависит характер монотонности линейной функции?
- Сколько раз меняет знак линейная функция? Как определить точку, в которой линейная функция меняет знак?
- Какие значения может принимать линейная функция?
- Каких данных достаточно для того, чтобы построить график линейной функции?
- Как вычислить угловой коэффициент прямой, если известны две её точки?
- Как будет перемещаться график функции y = f (x – a) при изменении параметра а?
- Как будет перемещаться график функции y = f (x) + b при изменении параметра b?
- Как связаны между собой графики функций y = f (x), y = f (–x), y = –f (x)?
- Как связаны между собой области определения функций y = f (x), y = f (–x), y = –f (x), y = f (x – a), y = f (x + b)?
- Как будет меняться график функции y = f (kx) при изменении параметра k? Тот же вопрос для функции y = kf (x).
- Как построить график произвольной дробно-рациональной функции ?
- Как вычислить координаты вершины параболы, от чего зависит, будут ли ветви параболы направлены вверх или вниз?
- Что такое непрерывная функция?
- Приведите примеры разрывных функций.
- Операции над функциями: сумма, произведение. Приведите примеры.
- Композиция функций, как найти её область определения?
- Возрастание и убывание функций.
- Свойства композиций функций.
- Ограниченные и неограниченные функции.
- Построение графиков, содержащих модуль.
- Предел функции на бесконечности.
- Предел функции в точке.
- Окрестность точки, проколотая окрестность точки.
- Горизонтальная асимптота.
- Вертикальная асимптота.
- Наклонная асимптота.
- Теорема о промежуточном значении функции, непрерывной на отрезке.
- Метод интервалов.
Коллоквиум проходит «за круглым столом». Перед учениками вопросы к коллоквиуму. Учитель зачитывает вопрос, по желанию отвечает любой ученик, даёт по мере возможности наиболее полный ответ. Затем другие ученики дополняют, высказывают свои замечания, несогласия с формулировками. Получив полный ответ, переходят к другому вопросу. Учитель фиксирует ответы учащихся, дополнения к ответам в таблице, по окончании выставляется оценки. С целью стимулирования ответов, предлагается учеников, получивших положительную оценку, освободить от выполнения контрольной работы.