\n');
Глава M. Методика
M.3.
M.3.7.
Тип урока: обобщающий урокТема. Квадратные уравнения.
Основные понятия. Определение квадратного уравнения, формулы решения квадратных уравнений.
Самостоятельная деятельность учащихся. Решение задач по теме «Квадратные уравнения».
Использование новых информационных технологий. В качестве дополнительного иллюстративного материала показ на компьютере модели курса «Квадратные уравнения» (используется компьютерная модель 3.8. Решение уравнений графическим методом).
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приёмы и методы |
I. Этап актуализации знаний. Мотивация учебной проблемы |
2 |
Беседа учителя |
II. Основное содержание урока. Отработка с учащимися решения квадратных уравнений. |
5 |
Объяснение учителя. Эвристическая беседа |
III. Формирование умений и навыков. Отработка изученного материала |
30 |
Решение задач. Ответы на вопросы учащихся |
IV. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия |
5 |
Сообщение учителя. Сообщения учащихся |
V. Домашнее задание |
3 |
Запись на доске |
Основное содержание урока
Первым и одним из основных методов решения уравнений является функционально-графический метод. Мы считаем, что для наглядности обучения удобно использовать модель 3.8.
В качестве параметров можно вводить следующие уравнения:
- x2 – 6x + 8 = 0;
- x2 – 4x + 3 = 0;
- x2 – 2x – 3 = 0.
Очень полезно показать на модели 3.8 решение уравнения x2 – 2x – 3 = 0 разными способами.
- Построить график функции y = x2 – 2x – 3 и найти точки пересечения его с осью Ох.
- Решить графически уравнение x2 = 2x + 3.
- Решить графически уравнение x2 – 3 = 2x.
- Решить графически уравнение (x – 1)2 = 4 (то есть показать метод выделения полного квадрата).
Приведём систему упражнений, которая охватывает основные сюжеты, связанные с квадратными уравнениями. Эти упражнения составлены по линии нарастания трудности. После разбора этих сюжетов учащиеся будут готовы к написанию контрольной работы по теме «Квадратные уравнения».
Решите неполное квадратное уравнение:
- x2 + 5x = 0;
- –x2 + 8x = 0;
- x2 – 9 = 0;
- –2x2 + 11 = 0;
- 3x2 + 7 = 0;
- 6x2 = 0;
- (x – 2)(x + 4) = 0;
- x2 + 12x + 36 = 0;
- 4x2 – 3x + 7 = 2x2 + x + 7.
-
Составьте квадратное уравнение, которое является:
А. полным и приведённым;
Б. полным и неприведённым;
В. неполным и приведённым;
Г. неполным и неприведённым.
- Докажите, что число 3 является корнем квадратного уравнения x2 – 4x + 3 = 0.
- Докажите, что число –7 не является корнем уравнения 2x2 + x – 3 = 0.
- При каких значениях параметра p уравнение (2p – 3)x2 + (3p – 6)x + p2 – 9 = 0 является:
А. приведённым квадратным уравнением;
Б. неполным неприведённым квадратным уравнением;
В. неполным приведённым квадратным уравнением;
Г. линейным уравнением?
- При каких значениях параметра p уравнение x2 – 8x + p = 0 имеет корень, равный 4?
Решите уравнение
- x2 – 5x + 6 = 0;
- x2 + 2x – 7 = 0;
- 2x2 – 4x – 1 = 0;
- (x – 2)2 = 3x – 8;
- (3x – 1)(x + 3) + 1 = x(1 + 6x).
Решите уравнение с параметром p:
- * x2 – (2p – 2)x + p2 – 2p = 0;
- * x2 –
- * x2 – 2px + p2 – 1 = 0.
- * (p – 4)x2 + (2p – 4)x + p = 0.
- * Докажите, что не существует такого значения параметра p, при котором уравнение x2 – px + p – 2 = 0 имело бы только один корень.
Ответы на вопросы
- Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями?
- Дайте определение квадратного уравнения.
- Чему равен дискриминант квадратного уравнения?
- Сколько корней имеет уравнение, если его дискриминант является положительным числом?
- Сколько корней имеет уравнение, если его дискриминант равен нулю?
- Сколько корней имеет уравнение, если его дискриминант является отрицательным числом?
- Запишите формулы для вычисления корней квадратного уравнения.
Домашнее задание
- Выучить формулы решения квадратных уравнений.
- № 988–999, № 1019–1021 из задачника А. Г. Мордковича, Т. Н. Мишустиной, Е. Е. Тульчинской, алгебра, 8 класс.