Название программы: Естествознание 5 класс. Под редакцией Хрипковой А.Г.
№ | Основные вопросы | Примерное планирование |
1 | Земля – планета Солнечной системы | Модель 4.1 «Солнечная система». Рекомендуется показать движение планет земной группы, при этом изменять угол зрения. |
2 | Земля и другие планеты | Модель 4.1 дает возможность акцентировать внимание учащихся на разные скорости движения планет вокруг Солнца. |
3 | Солнечная система | Из параграфа «Солнечные затмения» можно показать фотографию «Солнечное затмение 1994 года в Боливии», на которой изображена корона Солнца в момент полного солнечного затмения. |
4 | Солнце – ближайшая к нам звезда | Рекомендуется показать иллюстрации «Радиус Солнца в 109 раз больше радиуса Земли», «Внутреннее строение Солнца», «Солнечная вспышка», «Протуберанец», «Размеры солнечных пятен часто превышают размеры Земли». Можно также показать модель «Солнечная активность», которая демонстрирует два различных явления, присущих нашему светилу: вращение Солнца и изменение солнечной активности. |
5 | Луна – спутник Земли | Рекомендуются следующие иллюстрации: «Луна – один из самых больших спутников в Солнечной системе», «Восход Земли», «Море Спокойствия», «Земля на лунном небе и Луна на нашем небосклоне», «Кратер Тихо со светлыми лучами, расходящимися во все стороны», «Кратер Эратосфен диаметром 61 км образовался относительно недавно. На горизонте виден другой молодой кратер Коперник». Модель 4.7 «Образование кратеров» поможет рассказать качественно о причине образования кратеров на Луне при столкновении метеоритов с ее поверхностью. Модель 1.7 «Фазы Луны» показывает причины изменения внешнего вида Луны при наблюдении с Земли, поможет учителю показать, что такое новолуние, полнолуние. На схеме вверху изображены Солнце, Земля и обращающаяся вокруг нее Луна. Модель 4.6 «Происхождение Луны». Эта модель иллюстрирует одну из теорий происхождения Луны, по которой несколько миллиардов лет назад, когда Земля формировалась в протопланетном облаке, с ней столкнулось, как полагают, большое небесное тело размером с Марс. |
6 | Звездное небо | Рекомендуется в параграфе 1.2.1 «Границы на небе» показать полный перечень всех созвездий. Интерактивный планетарий. |
7 | Вращение Земли вокруг оси | Модель 1.5 «Суточный путь Солнца» поможет ввести такие сложные понятия, как «полярный день» и «полярная ночь» для разных широт на Земле. Эту же модель рекомендуется показать еще раз при изучении вопросов географии.
Хороший иллюстративный материал – модель 1.1 «Часовые пояса Земли», которая демонстрирует понятие поясного времени на любом меридиане Земли. Именно поэтому данную модель рекомендуется показать еще раз при изучении вопросов географии. Модель 1.4 «Суточное движение светил» изображает звездное небо в районе северного полюса мира. При этом можно «включить» или «выключить» начертания созвездий. Рекомендуются иллюстрации «Дрейф материков», «Планета Земля», «Строение Земли», «Карта поверхности Земли», «Типичный пейзаж на Земле». Вполне доступна для восприятия этого возраста таблица 4.4.2.1 «Строение Земли», в которой даются характеристики земной коры, мантии и ядра. |
8 | Движение Земли вокруг Солнца | Модель 1.6 «Времена года» – наглядная модель для школьников этой возрастной группы, показывающая, как происходит смена времен года в Северном полушарии при вращении Земли вокруг Солнца. Модель 1.9 «Солнечное затмение» показывает ход солнечного затмения на примере затмения 11 августа 1999 года. Для учащихся 5 класса будет очень интересным наблюдать, как меняется вид затмения в зависимости от места наблюдения. |
9 | Искусственные спутники Земли | При использовании модели 3.5 «Движение спутников» рекомендуется показать движение спутников с разными скоростями вокруг вращающейся Земли, при этом в специальном окне указывается период обращения спутника и характеристика его орбиты. |
10 | Строение Земли. | В компьютерном курсе имеются параграфы «Недра Земли» и «Строение атмосферы Земли». Особенно наглядным в этом параграфе является рисунок «Озоновая дыра над Антарктидой». |
Как видно из сравнения тематики вопросов астрономического содержания, в программе «Естествознание» (5 класс) под редакцией Хрипковой А. Г. больше внимания уделяется вопросам практической астрономии. Поэтому рекомендуется провести кратковременную контрольную работу, в которой больше внимания уделяется именно данным вопросам.