В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Темы:
№ нед., сроки | Тема, часы | Уроки | Демонстрации, экскурсии | Лабораторные работы | Интерактивные модели, иллюстрации1 | Д.з.2 |
1. (01–07.09) | Введение (1 ч) | 0.1. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования | § I.2 | |||
I. Происхождение человека (3 ч) | 1.1. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека | Демонстрация модели «Происхождение человека» | § 5.1.1, 6.7.6, 7.1.1 | |||
2. (08–14.09) | 1.2. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее | Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека | § 7.1.1, 7.1.2, рис. 7.1.1.1 | |||
1.3. Человеческие расы. Человек как вид | § 7.1.2 | |||||
3. (14–21.09) | II. Строение и функции организма (57 ч) 1. Общий обзор организма (1 ч) | 2.1.1. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов | § 7.2.1 | § 1, 4, 5 | ||
2. Клеточное строение организма. Ткани (3 ч) | 2.2.1. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление | § 9.1.2–9.1.4 (ознакомительно) | § 1 | |||
4. (22–28.09) | 2.2.2. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения | Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой | Модель 8.2. Ферментативный катализ (ознакомительно) | § 2 | ||
2.2.3. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс | 1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей | § 9.3 | § 3 | |||
5. (29.09–05.10) | 3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч) | 2.3.1. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений | Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др | § 10.3.6, Модели 7.1. Атлас человека, 7.6. Коленный рефлекс | § 6–7 | |
4. Опорно-двигательная система (7 ч) | 2.4.1. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей | Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей | 2. Микроскопическое строение кости | § 7.2.2, Модель 7.1. Атлас человека | § 12 | |
6. (05–12.10) | 2.4.2. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи | Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков | § 7.2.2, Модель 7.1. Атлас человека | § 13 | ||
2.4.3. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы) | Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков | § 7.2.2, рис. 7.2.2.1, 7.2.2.2 | § 13, 14 | |||
7. (13–19.10) | 2.4.4. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты | Демонстрации муляжей торса человека. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки | 3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома) | § 7.2.3, Модель 7.1. Атлас человека | § 15 | |
2.4.5. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа | 4. Утомление при статической и динамической работе | § 7.2.3, рис. 7.2.3.2. Модель 7.2. Мышечные сокращения | § 15 | |||
8. (20–26.10) | 2.4.6. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление | 5. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома) | § 7.2.2 | § 16 | ||
2.4.7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | Демонстрации приёмов первой помощи при травмах | § 7.2.2 | § 16 | |||
9. (27.10–2.11) | 5. Внутренняя среда организма (3 ч) | 2.5.1. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение | 6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом | § 7.2.4, 10.2.9, Модели 7.3. Анализ крови, 10.6. Тромбообразование | § 17, 18 | |
2.5.2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет | § 10.2.9, 10.2.10, Модель 10.7. Фагоцитоз | § 19 | ||||
10. (10–16.11) | 2.5.3. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей | § 10.2.10 | § 18, 19 | |||
6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч) | 2.6.1. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов | Демонстрации моделей сердца и торса человека | § 7.2.4, 10.2.11, рис. 10.2.8.1, Модель 7.1. Атлас человека | § 20 | ||
11. (17–23.11) | 2.6.2. Круги кровообращения | Демонстрации моделей сердца и торса человека | § 7.2.4 | § 20 | ||
2.6.3. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца | Демонстрации модели сердца человека | § 7.2.4, рис. 10.2.8.5 | § 21 | |||
12. (24–30.11) | 2.6.4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов | 7. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. 8. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа |
Рис. 10.3.3.7 | § 22 | ||
2.6.5. Артериальное давление крови, пульс | Демонстрации моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова | 9. Опыты, выясняющие природу пульса. 10. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку | § 7.2.4, рис. 7.2.4.5 | § 22 | ||
13. (01–07.12) | 2.6.6. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях | Демонстрации моделей торса человека, приёмов остановки кровотечений | § 7.2.4 | § 23 | ||
7. Дыхательная система (4 ч) | 2.7.1. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь | Демонстрации модели гортани; роли резонаторов, усиливающих звук | § 7.2.5, Модель 7.1. Атлас человека | § 24 | ||
14. (08–14.12) | 2.7.2. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания | Демонстрации модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной ёмкости лёгких | 10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе | § 7.2.5, Модель 7.4. Дыхание | § 25 | |
2.7.3. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Влияние курения и других вредных привычек на организм | § 27 | |||||
15. (15–21.12) | 2.7.4. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация | Демонстрация приёмов искусственного дыхания | § 7.2.5 | § 26 | ||
6. Пищеварительная система (6 ч) | 2.8.1. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы | Демонстрация торса человека | § 7.2.6, Модель 7.1. Атлас человека | § 28 | ||
16. (22–28.12) | 2.8.2. Пищеварение в ротовой полости. Зубы. Глотание. Глотка, пищевод. Регуляция пищеварения в ротовой полости, движения пищи по глотке и пищеводу | Демонстрация торса человека. Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании | 11. Действие ферментов слюны на крахмал | Модель 7.5. Пищеварение | § 29 | |
2.8.3. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения в желудке | Демонстрация торса человека | Модель 7.5. Пищеварение | § 30 | |||
17. (12–18.01) | 2.8.4. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы | Демонстрация торса человека | § 7.2.6, Модель 7.5. Пищеварение | § 31 | ||
2.8.5. Пищеварение в толстом кишечнике. Формирование каловых масс. Регуляция деятельности пищеварительной системы | Модель 7.5. Пищеварение | § 31 | ||||
18. (19–25.01) | 2.8.6. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях | § 32 | ||||
9. Обмен веществ и энергии (3 ч) | 2.9.1. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей | 12. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки | § 33 | |||
19. (26.01–01.02) | 2.9.2. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины | § 8.1.4 (ознакомительно) | § 34, 35 | |||
2.9.3. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи | 13. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат | § 36 | ||||
20. (02–08.02) | 10. Покровные органы. Теплорегуляция (З ч) | 2.10.1. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы | Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи». Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти | § 10.3.4 | § 37 | |
2.10.2. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Терморегуляция организма. Закаливание | Самонаблюдения: определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды | § 37 | ||||
21. (08–15.02) | 2.10.3. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе | § 10.3.4 | § 38 | |||
11. Выделительная система (2 ч) | 2.11.1. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча | Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения» | § 7.2.7, Модель 7.1. Атлас человека | § 39 | ||
22. (16–22.02) | 2.11.2. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение | § 39 | ||||
12. Нервная система человека (6 ч) | 2.12.1. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга | Демонстрация модели головного мозга человека | § 7.2.8, Модели 7.1. Атлас человека, 7.6. Коленный рефлекс | § 49, 50 | ||
23. (23.02–01.03) | 2.12.2. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг | Демонстрация модели головного мозга человека | 14. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга | § 7.2.8 | § 9, 10 | |
2.12.3. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга | Демонстрация модели головного мозга человека | § 10, 51 | ||||
24. (02–08.03) | 2.12.4. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры | Демонстрация модели головного мозга человека | § 10 | |||
2.12.5. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие | 15. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении | |||||
25. (08–15.03) | 2.12.6. Итоговый урок по теме | 16. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением | ||||
13. Анализаторы (6 ч) | 2.13.1. Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора | Демонстрации моделей глаза; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна | § 7.2.9 | § 44, 45 | ||
26. (16–22.03) | 2.13.2. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения | Демонстрации моделей глаза, зрительные иллюзии | § 7.2.9, Модель 7.7. Близорукость и дальнозоркость | § 46 | ||
2.13.3. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора | Демонстрации моделей уха; определение остроты слуха; слуховые иллюзии | § 7.2.9 | § 47 | |||
27. (23.03–03.04) | 2.13.4. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение | § 47 | ||||
2.13.5. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы | Демонстрация: тактильные иллюзии | § 7.2.9, 10.3.7 | § 48 | |||
28. (04–10.04) | 2.13.6. Взаимодействие анализаторов | § 48 | ||||
14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч) | 2.14.1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип | Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления | 17. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа | § 10.3.8, 10.3.9 | ||
29. (11–17.04) | 2.14.2. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения | Модель 10.13. Биоритмы | § 53 | |||
2.14.3. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций | § 51 | |||||
30. (18–24.04) | 2.14.4. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. | Демонстрации выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память и пр | § 10.3.9 | § 51, 53 | ||
2.14.5. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства) | Демонстрации, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на консерватизм мышления и пр | § 10.3.9 | § 52 | |||
31. (25.04–01.05) | 2.14.6. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления | 18. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом | § 52, 55 | |||
15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч) | 2.15.1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы | Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза | § 10.3.2, Модель 7.1. Атлас человека | |||
32. (02–08.05) | 2.15.2. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета | Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками | § 10.3.2 | |||
III. Индивидуальное развитие организма (5 ч) | 3.1. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции | § 10.4.1, 10.4.2, 10.4.4, модель 7.1. Атлас человека | § 40 | |||
33. (08–15.05) | 3.2. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него | § 10.4.6, рис. 10.4.6.6, модель 10.12. Онтогенез и филогенез | § 41, 42 | |||
3.3. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика | § 43 | |||||
34. (16–22.05) | 3.4. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов | § 7.2.10 | § 43 | |||
3.5. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути | Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов | § 10.3.9 | § 56–58 |
1 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.
2 – В разделе «Домашнее задание» номера параграфов приводятся по: Цузмер А. М., Петришина О. Л. Биология. Человек и его здоровье. – М.: Просвещение, 1994.