Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.4. Примерное поурочное планирование (7-й класс)

В 7-м классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Темы:

№ нед., сроки Тема, часы Уроки Демонстрации, экскурсии Лабораторные работы Интерактивные модели, иллюстрации1 Д.з.2
1. (01–07.09) Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч) 0.1. История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура § I.2, 5.1.1 § 1
0.2. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных § I.2, 5.1.1 § 2, 7
2. (08–14.09) Многообразие животных (34 ч) 1.1. Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших § § 2.2 § 8, 9
1.2. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы 1. Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных § 2.2, Модели 2.1. Малярия, 2.2. Питание инфузории § 10, 11
3. (09–21.09) 1.3. Многоклеточные животные. Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека § 5.1.2, 5.1.3
1.4. Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз § 5.2.1, 5.2.2 § 12, 13
4. (22–28.09) 1.5. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Демонстрация образцов кораллов, влажных препаратов медуз, показ видеофильма § 5.2.2 § 14
1.6. Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности § 5.3.1 § 15, 16
5. (29.09–05.10) 1.7. Значение в природе и жизни человека § 5.3.2 § 17
1.8. Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности 2. Знакомство с многообразием круглых червей § 5.4.1 § 18
6. (05–12.10) 1.9. Значение в природе и жизни человека § 5.4.2 § 18
1.10. Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности 3. Знакомство с многообразием кольчатых червей § 5.5.1, 5.5.2 § 19, 20
7. (13–19.10) 1.11. Значение в природе и жизни человека § 5.5.2 § 21
1.12. Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности 4. Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков § 5.5.3, 5.5.4 § 35, 35
8. (20–26.10) 1.13. Значение в природе и жизни человека § 5.5.4 § 37
1.14. Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма § 5.7.1, 5.7.2
9. (27.10–02.11) 1.15. Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности § 5.6.1, 5.6.3 § 22 23
1.16. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды 5. Знакомство с разнообразием ракообразных § 5.6.3 § 24
10. (10–16.11) 1.17. Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека § 5.6.2 § 25
1.18. Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности 6а. Изучение представителей отрядов стрекоз, тараканов, полужесткокрылых § 5.6.4 § 26–28
11. (17–23.11) 1.19. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности 6б. Изучение представителей отрядов жесткокрылых, двукрылых, чешуекрылых § 5.6.4. Модель 5.2. Жизненный цикл бабочки § 29–32
1.20. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека 6в. Изучение представителей отрядов перепончатокрылых § 5.6.4. Модель 5.1. Танец пчелы § 33, 34
12. (24–30.11) 1.21. Тип хордовые. Класс Ланцетники § 5.7.1, 5.7.3, 6.1.1 § 38
1.22. Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности 7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб § 6.1.2, 6.2.1, 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3 § 39–41
13. (01–07.12) 1.23. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды § 6.2.2, 6.3.4, 6.3.5, 6.3.6 § 42–44
1.24. Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности § 6.4.1, 6.4.2. Модель 6.1. Жизненный цикл лягушки § 46, 47
14. (08–14.12) 1.25. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды § 6.4.4, 6.4.5, 6.4.6 § 48
1.26. Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности § 6.5.1, 6.5.2 § 49, 50
15. (15–21.12) 1.27. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды § 6.5.3, 6.5.4, 6.5.5, 6.5.6 § 51, 52
1.28. Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности 8. Изучение внешнего строения птиц § 6.6.1, 6.6.2, 6.6.3, 6.6.4 § 53–56
16. (22–28.12) 1.29. Знакомство с птицами леса, хищными птицами § 6.6.5, 6.6.7, 6.6.8 § 58, 59, 62
1.30. Знакомство с птицами открытых и околоводных пространств § 6.6.7, 6.6.8 § 59, 62
17. (12–18.01) 1.31. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Экскурсия: изучение многообразия птиц 60, 61
1.32. Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности Демонстрация видеофильма § 6.7.1, 6.7.2, 6.7.3, 6.7.5 § 63–67
18. (19–25.01) 1.33. Основные отряды млекопитающих § 6.7.66.7.15 § 68–74
1.34. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды § 6.7.4 § 76–79
19. (26.01–01.02) Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч) 2.1. Покровы тела Демонстрация влажных препаратов и муляжей 9. Изучение особенностей различных покровов тела § 9.3.1, 10.3.4 § 12, 15, 18, 19, 22, 35, 38, 39, 46, 49, 53, 63
2.2. Опорно-двигательная система Демонстрация скелетов, моделей и муляжей § 10.1.1, 10.1.2 § 13, 15, 18, 19, 23, 36, 40, 46, 50, 54, 64
20. (02–08.02) 2.3. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей 10. Наблюдение за способами передвижения животных § 10.1.310.1.5. Модели 10.1. Движение беспозвоночных, 10.2. Движение рыб, лягушек и змей § 13, 15, 18, 19, 23, 36, 40, 46, 50, 54, 64
2.4. Органы дыхания Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей 11. Наблюдение за способами дыхания животных § 10.2.6 § 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65
21. (08–15.02) 2.5. Органы пищеварения Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей 12. Наблюдение за особенностями питания животных § 10.2.3, 10.2.4 § 13, 16, 18, 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65
2.6. Органы кровообращения Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей § 10.2.8, Модель 10.5. Кровообращение у позвоночных § 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65
22. (16–22.02) 2.7. Органы кровообращения. Кровь Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей § 10.2.910.2.11, Модель 10.7. Фагоцитоз § 36, 41, 47, 50, 55, 65
2.8. Органы выделения Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей § 10.3.5 § 13, 16, 18, 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65
23. (23.02–01.03) 2.9. Обмен веществ и энергии § 10.3.3 § 55, 65
2.10. Органы размножения Демонстрация влажных препаратов и моделей § 10.4.4 § 13, 17, 18, 20, 23, 36, 42, 48, 50, 56, 66
24. (02–08.03) 2.11. Органы чувств Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей 13. Знакомство с различными органами чувств у животных § 10.3.7 § 13, 16, 18, 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65
2.12. Нервная система, инстинкт, рефлекс Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей 14. Изучение ответной реакции животных на раздражение § 10.3.6, Модель 10.9. Опыт Павлова § 13, 16, 18, 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65
25. (08–15.03) 2.13. Регуляция деятельности организма § 10.3.2
2.14. Итоговый урок по теме
26. (16–22.03) Индивидуальное развитие животных (3 ч) 3.1 Способы размножения. Оплодотворение § 10.4.4 § 13, 17, 18, 20, 23, 36, 42, 48, 50, 56, 66
3.2 Развитие с превращением и без превращения § 10.4.6, Модели 6.1. Жизненный цикл лягушки, 5.2. Бабочки § 24, 27,
27. (23.03–03.04) 3.3 Периодизация и продолжительность жизни 15. Изучение стадий развития животных и определение их возраста § 10.4.6 § 56, 66
Развитие животного мира на Земле (3 ч) 4.1 Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции § 11.1.3, Модель 10.12. Онтогенез и филогенез § 80
28. (04–10.04) 4.2 Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира § 11.1.3, 11.3.2 § 80
4.3 Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции § 11.1.411.1.7 (ознакомительно), Модель 11.1. Эволюция § 81
29. (11–17.04) Закономерности размещения животных на Земле (3 ч) 5.1 Понятие ареала. Классификация видов в зависимости от размеров ареала и охрана видов § 11.3.3
5.2 Зоогеографические области. Закономерности размещения животных в зоогеографических областях § 12.3.2, Модель 12.4. Природные зоны
30. (18–24.04) 5.3 Миграции животных Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных
Биоценозы (4 ч) 6.1 Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии § 12.1.2
31. (25.04–01.05) 6.2 Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра) § 12.3.2, Модель 12.4. Природные зоны
6.3 Естественные и искусственные биоценозы (лес, населенный пункт) § 12.3.2
32. (02–08.05) 6.4 Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч) 7.1 Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы § 12.3.3. (ознакомительно)
33. (08–15.05) 7.2 Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных § 61, 78, 79
7.3 Законы об охране животного мира. Система мониторинга § 12.3.3 (ознакомительно) § 60, 77
34. (16–22.05) 7.4 Охраняемые территории. Красная книга § 60, 77
7.5 Рациональное использование животных

1 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.

2 – В разделе «Домашнее задание» номера параграфов приводятся по: Шарова И. Х., Никишов А. И. Биология: Животные: Учебник для 7–8 кл. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2000.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий