Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.6. Примерное поурочное планирование (9 класс)

Введение в общую биологию и экологию (68 ч, 2 ч в неделю1).

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Темы:

№ нед. Примерн. сроки Тема, количество часов Уроки Демонстрации, экскурсии Лабораторные работы Интерактивные модели, иллюстрации3
1 01–07.09 Введение (2 ч) 0.1. Биология как наука и методы ее исследования § I.1, I.2
0.2. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека
2 8–14.09 I. Уровни организации живой природы (38 ч) Молекулярный уровень (6 ч) 1.1.1. Качественный скачок от неживой к живой природе. Понятие биополимеров. Белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды, липиды § 8.1.18.1.6
1.1.2. Многомолекулярные комплексные системы: нуклеиновые кислоты § 8.1.6, Модель 8.5. Синтез комплементарной цепи (ознакомительно)
3 15–21.09 1.1.3. Многомолекулярные комплексные системы: белки § 8.1.5
1.1.4. Понятие биокатализа. Катализаторы § 8.1.5, Модель 8.2. Ферментативный катализ (ознакомительно)
4 22–28.09 1.1.5. Многомолекулярные комплексные системы: полисахариды § 8.1.2
1.1.6. Вирусы § 1.1.11.1.3, Модель 8.5. Синтез комплементарной цепи (ознакомительно)
5 29.09–5.10 Клеточный уровень (10 ч) 1.2.1. Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки и его постоянство Демонстрация модели клетки § 9.1.1
1.2.2. Строение эукариотической клетки. Функции органоидов Демонстрация модели клетки § 9.1.29.1.4
6 05–12.10 1.2.3. Особенности строения клеток растений, грибов, животных Демонстрация модели клетки 1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом § 9.1.5
1.2.4. Строение прокариотической клетки. Функции органоидов Демонстрация модели клетки § 9.1.6
7 13–19.10 1.2.5. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Автотрофы, гетеротрофы. Процессы, обеспечивающие клетку веществом и энергией § 10.2.110.2.3
1.2.6. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль ферментов в клеточном дыхании 2. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках § 10.2.3
8 20–26.10 1.2.7. Значение аэробного и анаэробного дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза для живой природы § 10.2.5
1.2.8. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки. Митоз Демонстрация микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток § 9.1.7, рис. 9.1.7.2, Модель 9.2. Митоз
9 27.10–02.11 1.2.9. Общие понятия о делении клетки. Мейоз Демонстрация микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток § 9.1.7, Модель 9.3. Мейоз
1.2.10. Итоговый урок по теме
10 10–16.11 Организменный уровень (10 ч) 1.3.1. Особенности строения многоклеточного организма, взаимодействие клеток. Теории возникновения многоклеточных организмов § 5.1.15.1.3, 9.2.1, 9.3.1
1.3.2. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных § 10.4.110.4.4
11 17–23.11 1.3.3. Индивидуальное развитие организмов § 10.4.5
1.3.4. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни § 11.2.1. (ознакомительно)
12 24–30.11 1.3.5. Формы изменчивости организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость 3. Выявление изменчивости организмов § 11.2.3
1.3.6. Формы наследственной изменчивости: мутационная, комбинативная и коррелятивная изменчивость. Значение наследственной изменчивости для организмов § 11.2.3
13 01–07.12 1.3.7. Ненаследственная изменчивость и её значение для живых организмов § 11.2.3
1.3.8. Закономерности изменчивости § 11.2.3
14 08–14.12 1.3.9. Ритмичность в жизни организмов § 10.3.8, Модель 10.13. Биоритмы
1.3.10. Итоговый урок по теме
15 15–21.12 Популяционно-видовой уровень (2 ч) 1.4.1. Вид, его критерии. Структура вида Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных 4. Изучение морфологического критерия вида § 11.3.3
1.4.2. Популяция – форма существования вида § 11.3.3
16 22–28.12 Экосистемный уровень (6 ч) 1.5.1. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем § 12.1.1
1.5.2. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах § 12.1.2
17 12–18.01 1.5.3. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах § 12.1.2
1.5.4. Естественные биоценозы Демонстрация моделей экосистем
18 19–25.01 1.5.5. Естественные биоценозы Экскурсия в биогеоценоз
1.5.6. Искусственные биоценозы Демонстрация моделей экосистем
19 26.01–01.02 Биосферный уровень (4 ч) 1.6.1. Биосфера и её границы Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек» § 12.3.1
1.6.2. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек» § 12.3.1
20 02–08.02 1.6.3. Круговорот веществ и энергии в биосфере Модель 12.1. Круговорот веществ в природе
1.6.4. Место и роль человека и его деятельности в биосфере Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек» § 12.3.3
21 08–15.02 II. Эволюция (5 ч) 2.1. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность § 11.1.3, 11.3.2
2.2. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительность Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих приспособленность § 11.3.2, 12.2.2
22 16–22.02 2.3. Искусственный отбор. Селекция Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих результаты искусственного отбора § 11.3.2
2.4. Образование видов – микроэволюция Экскурсия: причины многообразия видов в природе § 11.3.3
23 23.02–01.03 2.5. Макроэволюция. Движущие силы макроэволюционных изменений § 11.3.4
III. Происхождение и развитие жизни (6 ч) 3.1. Доказательства эволюции Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей 5. Изучение палеонтологических доказательств эволюции § 11.1.3, Модель 10.12. Онтогенез и филогенез
24 02–08.03 3.2. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира § 11.1.1, 11.1.2
3.3. Краткая история развития органического мира в архейской, протерозойской и палеозойской эрах Демонстрация окаменелостей, моделей § 11.1.4, 11.1.5
25 8–15.03 3.4. Краткая история развития органического мира в мезозойской эре Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей § 11.1.6
3.5. Краткая история развития органического мира в кайнозойской эре Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей § 11.1.7
26 16–22.03 3.6. Итоговый урок по теме Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение
IV. Экология (12 ч) 4.1. Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Абиотические факторы Демонстрация таблиц по экологии, схем, слайдов 6. Строение растений в связи с условиями жизни § 12.1.1, 12.1.4
27 23.03–03.04 4.2. Экология популяций. Межвидовые взаимодействия Демонстрация таблиц по экологии, графиков, схем, кино- и видеоматериалов § 12.2.1, 12.2.2
4.3. Экологическая характеристика видов. Понятие экологической ниши Экскурсия: среда жизни и её обитатели § 12.2.2
28 04–10.04 4.4. Внутривидовые биотические факторы § 12.2.2
4.5. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции Демонстрация таблиц по экологии, графиков, схем, кино- и видеоматериалов 7. Подсчет индексов плотности для определенных видов растений § 12.2.2
29 11–17.04 4.6. Антропогенные факторы в природных популяциях Демонстрация таблиц по экологии и охране природы
4.7. Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера § 12.1.1
30 18–24.04 4.8. Структура биоценоза. Цепи питания. Пастбищные и детритные цепи Демонстрация таблиц по экологии, схем, слайдов, видеоматериалов § 12.1.2
4.9. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества 8. Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума) § 12.1.2
31 25.04–01.05 4.10. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме § 12.2.3
4.11. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии 9. Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое § 12.2.3
32 02–08.05 4.12. Итоговый урок по теме
Биосфера и человек (5 ч) 5.1. Эволюция биосферы Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек» § 12.3.1, 12.3.3
33 8–15.05 5.2. Влияние деятельности человека на биосферу Экскурсия: антропогенное воздействие на природную среду
5.3. Рациональное природопользование § 12.3.1, Модель 12.1. Круговорот веществ в природе
34 16–22.05 5.4. Ноосфера и место в ней человека § 12.3.3
5.5. Горизонты биологии будущего

1 – 1 час за счёт регионального компонента, предлагавшийся авторами программы, убран; часы пропорционально пересчитаны.

2 – Из 9 часов темы 3 часа выделяются на решение экологических задач, игры, использование компьютерных программ.

3 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий