Курсом «Общая биология» завершается изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Он призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Изучение курса «Общая биология» в 10–11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.
В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что дает возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
Темы:
№ нед., сроки | Тема, количество часов | Уроки | Демонстрации, экскурсии | Лабораторные работы | Интерактивные модели, иллюстрации | Д.з. |
1. (01–07.09) | Введение (2 ч) | 0.1. Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса | Демонстрация схемы «Связь биологии с другими науками» | § I.2, рис. I.2.1 | Введение | |
0.2. История биологии. Вклад отечественных ученых в развитие биологии | Демонстрация портретов ученых-биологов | § I.2 | Введение | |||
2. (08–14.09) | Основы цитологии (30 ч) | 1.1. Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого | Демонстрация модели клетки | § 9.1.1 | § 6 (1) | |
1.2. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки | § 8.1.1 | § 1 (2) | ||||
3. (15–21.09) | 1.3. Органические вещества клетки: углеводы, липиды | Демонстрация моделей различных молекул | § 8.1.2, 8.1.3 | § 2 (5, 6) | ||
1.4. Органические вещества: белки | Демонстрация моделей различных молекул | § 8.1.4, 8.1.5 | § 3 (3) | |||
4. (22–28.09) | 1.5. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности | Демонстрация моделей различных молекул | § 8.1.5, Модели 8.2. Ферментативный катализ, 8.3. Ингибирование ферментативных реакций | § 3 (4) | ||
1.6. Органические вещества: нуклеотиды и нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке | Демонстрация моделей РНК и ДНК, различных молекул | § 8.1.6, 10.2.5, Модель 8.1. Комплементарность нуклеотидов | § 4, 5 (7) | |||
5. (29.09–05.10) | 1.7. Органические вещества: нуклеиновые кислоты, их строение и роль в клетке | Демонстрация моделей РНК и ДНК, различных молекул | § 8.1.6, Модель 8.5. Синтез комплементарной цепи | § 4, 5 (7) | ||
1.8. Строение прокариотической клетки | Демонстрация модели клетки | § 9.1.6, 1.2.1, 1.2.2 | § 9 | |||
6. (05–12.10) | 1.9. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки | Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки | 1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток | § 9.1.1 | § 6, 7 (8) | |
1.10. Строение мембран. Надмембранные структуры клеток | Демонстрация модели клетки | § 9.1.2 | § 7 (8) | |||
7. (13–19.10) | 1.11. Мембранный транспорт | Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки | 2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука | § 9.1.2, Модель 9.1. Натрий-калиевый насос | § 7 (8) | |
1.12. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Органоиды, образованные одним слоем плазматической мембраны | Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки | 3. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках | § 9.1.4 | § 7 (9) | ||
8. (20–26.10) | 1.13. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом | Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки | § 9.1.3, Модель 8.4. Строение хромосомы | § 9 (9) | ||
1.14. Полуавтономные органоиды – митохондрии и пластиды | Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки | § 9.1.4 | § 8 (9) | |||
9. (27.10–02.11) | 1.15. Немембранные органоиды: рибосомы, органоиды движения, микротрубочки | Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки | § 9.1.4, Модель 8.8. Полирибосома | § 8 (10) | ||
1.16. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений (обобщение) | Демонстрация микропрепаратов клеток растений, грибов и животных; модели клетки | § 9.1.1, 9.1.5, 9.1.6. (1.2.2, 2.2.4, 3.1.2) | § 9 | |||
10. (10–16.11) | 1.17. Вирусы и бактериофаги. Структура, жизненный цикл, внутриклеточный паразитизм | Демонстрация моделей вирусных частиц | § 1.1.1, Модель 1.1. Бактериофаги | § (18) | ||
1.18. Вирусные заболевания животных, растений. Бактериофаги | Демонстрация моделей вирусных частиц | § 1.1.2 | § (18) | |||
11. (17–23.11) | 1.19. Вирус СПИДа. Вирус гриппа. Значение вирусов в природе и жизни человека | Демонстрация моделей вирусных частиц | § 1.1.3 | § (18) | ||
1.20. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен | Демонстрация схемы путей метаболизма в клетке | § 10.2.1 | § 10, 11 (12) | |||
12. (24–30.11) | 1.21. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Брожение | Демонстрация схемы путей метаболизма в клетке | § 10.2.3 | § 11 (12) | ||
1.22. Кислородный этап энергетического обмена. Механизм синтеза АТФ в митохондриях | Демонстрация модели клетки; схемы путей метаболизма в клетке | § 10.2.3, 10.2.5 | § 12 (12) | |||
13. (01–07.12) | 1.23. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы | Демонстрация модели клетки; схемы путей метаболизма в клетке | § 10.2.1–10.2.3 | § 11 (11) | ||
1.24. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Фазы фотосинтеза | Демонстрация опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; схемы путей метаболизма в клетке | § 10.2.2, Модель 10.3. Опыт Пристли | § 10 (11) | |||
14. (08–14.12) | 1.25. Механизм синтеза АТФ в хлоропластах. Хемосинтез и его значение в биосфере | Демонстрация опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; схемы путей метаболизма в клетке | § 10.2.2, Модель 10.4. Обмен веществ в растении | § 10 (11) | ||
1.26. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код | Демонстрация моделей РНК и ДНК; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка» | § 8.2.1, 8.2.2, Модели 8.4. Строение хромосомы, 8.5. Синтез комплементарной цепи, 8.6. Репликация ДНК | § 13 (13–15) | |||
15. (15–21.12) | 1.27. Образование и-РНК по матрице ДНК. Матричный принцип биосинтеза белков | Демонстрация моделей РНК и ДНК; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка» | § 8.2.2, 8.2.3, Модели 8.7. Транскрипция РНК, 8.9. Синтез белка, 8.8. Полирибосома | § 14 (15) | ||
1.28. Регуляция биосинтеза. Структура гена | § 8.2.4 | § 15 (16) | ||||
16. (22–28.12) | 1.29. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке | Демонстрация моделей РНК и ДНК; схемы путей метаболизма в клетке | § 10.3.3 | § 16 (16) | ||
1.30. Итоговый урок по теме | ||||||
17. (12–18.01) | Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (10 ч) | 2.1. Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение | Демонстрация схемы митоза | § 9.1.7, 10.4.7a, Модель 9.2. Митоз | § 17 (19, 20, 21) | |
2.2. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение | Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения | § 10.4.1, 10.4.2 | § 18 (22) | |||
18. (19–25.01) | 2.3. Мейоз, его биологическое значение | Демонстрация схемы мейоза | § 9.1.7, Модель 9.3. Мейоз | § 19 (23) | ||
2.4. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения | § 10.4.4, 4.1. Жизненный цикл растений | § 20 (23) | ||||
19. (26.01–01.02) | 2.5. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей | Демонстрация таблиц эмбрионального и постэмбрионального развития организмов | § 10.4.5, 10.4.6 | § 21 | ||
2.6. Онтогенез растений | Демонстрация таблиц эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений | § 10.4.6, Модель 4.1. Жизненный цикл растений | § 21 | |||
20. (02–08.02) | 2.7. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша | Демонстрация таблиц эмбрионального и постэмбрионального развития, сходство зародышей позвоночных животных, сходство зародышей позвоночных животных | § 10.4.6 | § 21 | ||
2.8. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Метаморфоз | § 10.4.6, Модели 5.2. Жизненный цикл бабочки, 6.1. Жизненный цикл лягушки | § 21 | ||||
21. (08–15.02) | 2.9. Старение и смерть организма | |||||
2.10. Специфика онтогенеза при бесполом размножении | § 10.4.1, 10.4.2, рис. 10.4.2.5, Модель 8.10. Клонирование | |||||
22. (16–22.02) | Основы генетики (18 ч) | 3.1. История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. | Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности | § 11.2.1, Модель 11.1. Законы Менделя | § 23, 24 (24–26) | |
3.2. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Полное и неполное доминирование | Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности | Практическая работа 1а. Решение генетических задач | § 11.2.2 | § 24 (26) | ||
23. (23.02–01.03) | 3.3. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования | Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности | Практическая работа 1б. Решение генетических задач | § 11.2.1, Модель 11.2. Комбинативная изменчивость в популяции | § 25 (27) | |
3.4. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцеплённых с полом | Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности | Практическая работа 1в. Решение генетических задач | § 11.2.2 | § 27 (32, 33) | ||
24. (02–08.03) | 3.5. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана | Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом | § 11.2.1, 11.2.2 | § 26 (30) | ||
3.6. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом | Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом | Практическая работа 1г. Решение генетических задач | § 11.2.2 | § 26 (31) | ||
25. (08–15.03) | 3.7. Взаимодействие аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) в определении признаков | Практическая работа 1д. Решение генетических задач | § 11.2.2 | § 28 (28) | ||
3.8. Взаимодействие неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков | Практическая работа 1е. Решение генетических задач | § 11.2.2 | § 28 (28) | |||
26. (16–22.03) | 3.9. Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Плейотропия | § 11.2.1, 11.3.1 | § 29 (38, 42) | |||
3.10. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации | § 11.2.3 | § 30, 31 (34, 40) | ||||
27. (23.03–03.04) | 3.11. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации | Демонстрация гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений | § 11.2.3 | § 31 (35) | ||
3.12. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы | § 11.2.3 | § 31 (35, 37) | ||||
28. (04–10.04) | 3.13. Наследственные синдромы – результат мутаций разных типов | § 32, 33 (43, 52) | ||||
3.14. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Эволюционная роль мутаций | § 31 (36, 39) | |||||
29. (11–17.04) | 3.15. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости | Модель 11.2. Комбинативная изменчивость в популяции | § 30 (34) | |||
3.16. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств | Демонстрация результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов | § 11.2.3 | § 30 (40) | |||
30. (18–24.04) | 3.17. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием | 4. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой | § 11.2.3 | § 30 (40) | ||
3.18. Итоговый урок по теме | ||||||
31. (25.04–01.05) | Генетика человека (8 ч) | 4.1. Методы изучения наследственности человека | Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления | § 32 (41, 49) | ||
4.2. Характер наследования признаков у человека. Анализ родословных | 5. Составление родословных | § (50) | ||||
32. (02–08.05) | 4.3. Близнецовый анализ и наследуемость признаков. Метод маркеров в генетике человека | § (51) | ||||
4.4. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах | § (49, 45) | |||||
33. (08–15.05) | 4.5. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни | Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления | § 32, 33 (43, 46, 47) | |||
4.6. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования | § 11.3.1 | § (48) | ||||
34. (16–22.05) | 4.7. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы | § 32, 33 (52) | ||||
4.8. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии | Модель 8.10. Клонирование | § (17) |
1 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.
2 – Номера параграфов приводятся по: Общая биология: Учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. Д. К. Беляева – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2000. В скобках приведены параграфы по : Общая биология. Учебник для школ с углубленным изучением биологии / А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая и др. – М.: Просвещение, 2000.