Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.8. Примерное поурочное планирование (11 класс)

Темы:

№ нед., сроки Тема, количество часов Уроки Демонстрации, экскурсии Лабораторные работы Интерактивные модели, иллюстрации1 Д.з.2
1. (01–07.09) Эволюционное учение (30 ч) 1.1. Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер § 39
1.2. Основные этапы развития эволюционных идей § I.2, 11.1.3 § 39, 40
2. (08–14.09) 1.3. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса § 11.1.3, Модель 10.12. Онтогенез и филогенез § 41
1.4. Вид. Критерии вида § 11.3.3 § 42 (62)
3. (15–21.09) 1.5. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица § 11.3.3 § 42 (53, 63)
1.6. Видообразование. Понятие микроэволюции § 11.3.3, рис. 11.3.3.1, 11.3.3.3 § 49 (64, 65)
4. (22–28.09) 1.7. Факторы эволюции и их характеристика. Наследственность § 11.1.3 § 43 (54)
1.8. Изменчивость. Значение разных форм изменчивости в эволюционном процессе § 11.2.3 § 43 (54)
5. (29.09–5.10) 1.9. Борьба за существование. Источники и формы борьбы за существование § 44 (92)
1.10. Современные представления о борьбе за существование. Межвидовые и внутрипопуляционные взаимодействия организмов § 12.2.1, 12.2.2, Модели 12.2. Кролики и волки, 12.3. Кролики и капуста § 66 (93–95)
6. (05–12.10) 1.11. Борьба за существование как основа естественного отбора. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции § 11.3.2. § 44 (59)
1.12. Предпосылки и результаты действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование § 44 (59)
7. (13–19.10) 1.13. Механизм, объект и сфера действия отбора § 44 (59)
1.14. Основные формы отбора § 11.3.2, рис. 11.3.2.1 § 45 (60)
8. (20–26.10) 1.15. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов § 45 (60)
1.16. Взаимодействие факторов эволюции § 45 (60, 61)
9. (27.10–02.11) 1.17. Искусственный отбор § 11.3.2, рис. 11.3.2.2 § 35 (81)
1.18. Значение теории Ч. Дарвина в развитии научной картины мира § 11.1.3
10. (10–16.11) 1.19. Синтетическая теория эволюции. Популяционно-генетические основы микроэволюции. Генетическая структура популяций § 11.3.1, 11.1.3. § 46, 47 (55)
1.20. Дрейф генов. Популяционные волны. Миграции. Изоляция § 11.3.2 § 46, 47 (56–58)
11. (17–23.11) 1.21. Полиморфизм как результат действия факторов эволюции. Полиморфизм и приспособленность популяций § 11.3.2, рис. 11.3.2.4 § (54, 58)
1.22. Возникновение адаптации и её относительный характер 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания Задания к § 4.4.2, 4.4.3, 5.6.4, 6.3.6, 6.4.6. § 48 (61)
12. (24–30.11) 1.23. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора Задания к § 4.4.2, 4.4.3, 6.3.6, модели 4.2. Распространение семян, 4.3. Крапива § 45, 48 (61)
1.24. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования § (66)
13. (01–07.12) 1.25. Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции § 11.3.4 § 50 (67)
1.26. Макроэволюция и филогенез § 11.3.4 § 50 (68)
14. (08–14.12) 1.27. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза 2. Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных § 11.3.4, Модель 10.12. Онтогенез и филогенез § 50 (68)
1.28. Главные направления эволюционного процесса § 11.3.4 § 50 (67, 68)
15. (15–21.12) 1.29. Современное состояние эволюционной теории § (69)
1.30. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека § (68, 69)
16. (22–28.12) 2. Основы селекции и биотехнологии (10 ч) 2.1. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов Демонстрация портретов известных селекционеров § 34, 35 (80)
2.2. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений § 34 (80)
17. (12–18.01) 2.3. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных § 11.3.2, рис. 11.3.2.2 § 35 (82)
2.4. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений § 36 (82, 83)
18. (19–25.01) 2.5. Достижения современной селекции Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы § 38 (83)
2.6. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии § 37 (83)
19. (26.01–01.02) 2.7. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д Демонстрация таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза § (82, 83)
2.8. Проблемы и перспективы биотехнологии Модель 8.10. Клонирование § (17)
20. (02–08.02) 2.9. Генная и клеточная инженерия, методы и задачи § (17)
2.10. Генная и клеточная инженерия, достижения и перспективы Модель 8.10. Клонирование § 38 (17)
21. (08–15.02) 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч) 3.1. Органический мир как результат эволюции. Формы сохранности ископаемых организмов. Палеонтология. Геохронологическая шкала Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах § 11.1.2, 11.1.3, рис. 11.1.3.2–11.1.3.5, 11.1.2.3 § 52 (70, 73)
3.2. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни § 11.1.1, 11.1.2 § 51, 52 (71, 72)
22. (16–22.02) 3.3. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: архейская эра Демонстрация репродукций картин, отражающих ландшафты архея § 11.1.4 § 52 (74)
3.4. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: протерозойская эра Демонстрация репродукций картин, отражающих флору и фауну протерозоя § 11.1.4 § 53 (74)
23. (23.02–01.03) 3.5. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: палеозойская эра Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах, репродукций картин, отражающих флору и фауну палеозоя § 11.1.5 § 54, 55 (74)
3.6. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: мезозойская эра Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах, репродукций картин, отражающих флору и фауну мезозоя § 11.1.6 § 56 (74)
24. (02–08.03) 3.7. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: кайнозойская эра Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах, репродукций картин, отражающих флору и фауну кайнозоя § 11.1.7 § 57 (74)
3.8. Современное многообразие организмов – результат эволюционного прошлого Экскурсия: история развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение) § 58 (73)
25. (08–15.03) 3.9. Основные направления эволюции различных групп растений и животных § 11.1.7 § 58 (73)
3.10. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов § I.3 § 59 (73)
26. (16–22.03) 4. Антропогенез (8 ч) 4.1. Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» § 7.1.1 § 60 (75, 76)
4.2. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза § 60, 61 (75)
27. (23.03–03.04) 4.3. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Предгоминидный этап эволюции человека Демонстрация модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры § 7.1.1 § 61 (77)
4.4. Древнейшие, древние и новые люди. Расселение человека и расообразование Демонстрация модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры § 7.1.1, 7.1.2, рис. 7.1.2.2 § 62–64 (77–79)
28. (04–10.04) 4.5. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы Демонстрация модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры § 7.1.2 § 64 (78, 79)
4.6. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека § (79)
29. (11–17.04) 4.7. Факторы эволюции современного человека
4.8. Влияние деятельности человека на биосферу § (102)
30. (18–24.04) 5. Биосфера, ее состояние и эволюция (8 ч) 5.1. Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции Демонстрация таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы § 12.3.1, 12.3.2, Модель 12.4. Природные зоны § 73 (100)
5.2. Функции живого вещества в биосфере Демонстрация схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере § 74 (100)
31. (25.04–01.05) 5.3. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере Демонстрация схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере § 12.3.1, Модель 12.1. Круговорот веществ в природе § 75 (101)
5.4. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу Демонстрация схем влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек» § 12.3.3, Модель 12.1. Круговорот веществ в природе § 75, 76 (100)
32. (02–08.05) 5.5. Глобальные экологические проблемы современности Демонстрация схем влияния хозяйственной деятельности человека на природу § 12.3.3 § (102)
5.6. Региональные экологические проблемы Демонстрация схем влияния хозяйственной деятельности человека на природу § (102)
33. (08–15.05) 5.7. Международные и национальные программы оздоровления природной среды Демонстрация карт заповедников нашей страны Модель 12.4. Природные зоны § 76 (103)
5.8. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление § 12.3.3 § 76 (103)
34. (16–22.05) Повторение. Подготовка к выпускным экзаменам
Повторение. Подготовка к выпускным экзаменам

1 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.

2 – Номера параграфов приводятся по: Общая биология: Учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. Д. К. Беляева – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2000. В скобках приведены параграфы по : Общая биология. Учебник для школ с углубленным изучением биологии / А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая и др. – М.: Просвещение, 2000.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий