Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.3. Примерное поурочное планирование (6-й класс)

В 6-м классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Темы:

№ нед., сроки Тема, часы Уроки Демонстрации, экскурсии Лабораторные работы Интерактивные модели, иллюстрации1 Д. з.2
1. (01–7.09) Введение (2 ч) 0.1. Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных § I.3, рис. I.2.1 § 1
0.2. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений § 1
2. (08–14.09) Клеточное строение организмов (5 ч) 1.1. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы § 9.1.1, 9.1.5, Модель 2.2. Питание инфузории § 7
1.2. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды 2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом § 8
3. (09–21.09) 1.3. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества § 8, 9
1.4. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки 3. Рассматривание пластид под микроскопом Модель 9.2. Митоз (на усмотрение учителя) § 9, 10
4. (22–28.09) 1.5. Понятие «ткань» Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей § 9.2.1, 9.2.2 (ознакомительно) § 10
Царство Бактерии (3 ч) 2.1. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий § 1.2.1, 1.2.2 § 92
5. (29.09–05.10) 2.2. Размножение бактерий § 1.2.1, 1.2.2 § 92
2.3. Разнообразие бактерий, их распространение в природе § 1.2.3 § 93, 94
6. (05–12.10) Царство Грибы (4 ч) 3.1. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов § 3.1.1, 3.1.2 § 95
3.2. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи) 4. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом § 3.1.3, 3.1.5, Модель 3.1. Жизненный цикл грибов § 96, 97
7. (13–19.10) 3.3. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов 5. Изучение строения тел шляпочных грибов § 3.1.4, 3.2.2, 3.2.3. Модель 3.1. Жизненный цикл грибов § 95, 97
3.4. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека Демонстрация муляжей и натуральных объектов лишайников § 3.2.4 § 98
8. (20–26.10) Царство Растения (8 ч) 4.1. Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений Модель 10.4. Обмен веществ в растении § 1, 32, 91
4.2. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) § 2.1.1, 4.1.14.4.1 § 1, 79
9. (27.10–02.11) 4.3. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей 6. Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей § 2.3.1, 2.3.2. Модель 2.3. Жизненный цикл водорослей § 79, 80
4.4. Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей § 2.3.2, Модель 2.3. Жизненный цикл водорослей § 81
10. (10–16.11) 4.5. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение 7. Изучение строения мха (на местных видах) § 4.1.1, 4.1.2. Модель 4.1. Жизненный цикл растений § 82, 83
4.6. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана 8. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща) § 4.2, Модель 4.1. Жизненный цикл растений § 84, 85
11. (17–23.11) 4.7. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана 9. Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) § 4.3, Модель 4.1. Жизненный цикл растений § 86
4.8. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека § 4.4, Модель 4.1. Жизненный цикл растений § 87
12. (24–30.11) Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 ч) 5.1. Строение семян однодольных и двудольных растений 10. Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений § 47, 48
5.2. Виды корней и типы корневых систем 11. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы § 10.2.7 § 11, 13
13. (01–07.12) 5.3. Строение корня. Видоизменение корней 12. Изучение внешнего и внутреннего строения корня § 10.2.7, 10.4.1 § 11, 14, 15
5.4. Побег. Листорасположение § 20
14. (08–14.12) 5.5. Рост и развитие побега. Почки и их строение 13. Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле Модель 10.10. Развитие побега из почки § 20, 21
5.6. Внешнее строение листа. Жилкование 14. Изучение строения листа § 22
15. (15–21.12) 5.7. Клеточное строение листа Рис. 10.2.7.6. § 23
5.8. Видоизменение листьев § 30
16. (22–28.12) 5.9. Строение стебля 15. Изучение макро- и микростроения стебля Модель 10.11. Годичные кольца § 33, 34
5.10. Многообразие стеблей § 34, 37
17. (12–18.01) 5.11. Видоизменение побегов 16. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) § 10.4.1 § 37
5.12. Цветок и его строение 17. Изучение строения цветка § 10.4.3 § 40, 42–44
18. (19–25.01) 5.13. Соцветия 18. Ознакомление с различными видами соцветий § 10.4.3 § 41
5.14. Плоды и их классификация 19. Ознакомление с сухими и сочными плодами § 10.4.3 § 46
19. (26.01–1.02) 5.15. Распространение плодов и семян § 10.4.3, Модель 4.2. Распространение семян § 46
5.16. Итоговый урок по теме
20. (02–08.02) Жизнь растений (15 ч) 6.1. Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение) § 10.2.1 § 24, 28, 55
6.2. Фотосинтез Демонстрация опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету § 10.2.2, Модель 10.3. Опыт Пристли § 24, 25
21. (08–15.02) 6.3. Условия, от которых зависит продуктивность фотосинтеза Демонстрация получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих образование крахмала § 10.2.2 § 26
6.4. Дыхание растений Демонстрация опытов, доказывающих дыхание растений Модель 10.4. Обмен веществ в растении § 28
22. (16–22.02) 6.5. Перемещение воды и минеральных веществ по растительному организму Демонстрация опытов, доказывающих передвижение органических веществ по лубу 20. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине § 10.2.7. § 16, 28, 35
6.6. Испарение воды Демонстрация опытов, доказывающих испарение воды листьями § 10.2.7 § 28
23. (23.02–01.03) 6.7. Минеральное и воздушное питание растений. Обмен веществ и энергии в растительном организме Модель 10.4. Обмен веществ в растении § 16, 28, 35
6.8. Условия прорастания семян Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян Практическая работа 1. Определение всхожести семян растений и их посев § 10.4.3 § 50
24. (02–08.03) 6.9. Питание проростков Демонстрация питания проростков запасными веществами семени § 51, 52
6.10. Рост растений § 10.4.5 § 52
25. (08–15.03) 6.11. Этапы развития (фенофазы) Экскурсия. Сезонные явления в жизни растений § 6, 31, 61
6.12. Размножение растений. Половое и бесполое размножение § 10.4.1, 10.4.2, 10.4.3 § 38, 39, 46
26. (16–22.03) 6.13. Половое размножение растений разных отделов Модель 4.1. Жизненный цикл растений § 46, 79–88 повт
6.14. Бесполое (вегетативное) размножение Практическая работа 2. Вегетативное размножение комнатных растений § 10.4.1 § 38, 39
27. (23.03–03.04) 6.15. Растение – целостный организм § 10.2.7 § 54
Классификация растений (7 ч) 7.1. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений § I.3, 4.4.2, 4.4.3 § 63
28. (04–10.04) 7.2. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства капустных (крестоцветных) 21а. Выявление признаков семейства капустных по внешнему строению растений § 4.4.2 § 64, 65
7.3. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства розовых 21б. Выявление признаков семейства розовых по внешнему строению растений § 4.4.2 § 66, 67
29. (11–17.04) 7.4. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства астровых (сложноцветных) 21в. Выявление признаков семейства астровых по внешнему строению растений § 4.4.2 § 70
7.5. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика лилейных 21г. Выявление признаков семейства лилейных по внешнему строению растений § 4.4.3 § 71
30. (18–24.04) 7.6. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков 21д. Выявление признаков семейства злаков по внешнему строению растений § 4.4.3 § 72
7.7. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном фунте» § 73–78
31. (25.04–01.05) Природные сообщества (6 ч) 8.1. Основные экологические факторы и их влияние на растения Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах § 56, 59
8.2. Характеристика основных экологических групп растений Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп 22. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп § 57
32. (02–08.05) 8.3. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм § 12.2.2 § 58
8.4. Растительные сообщества и их типы Модель 12.4. Природные зоны § 57, 58
33. (08–15.05) 8.5. Развитие и смена растительных сообществ § 12.2.3 § 58
8.6. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека Экскурсия «Природное сообщество и человек» § 12.3.3. (ознакомительно) § 60, 91
34. (16–22.05) Развитие растительного мира (2 ч) 9.1. Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира Демонстрация отпечатков ископаемых растений § 11.1 § 89, 90
9.2. Господство покрытосеменных в современном растительном мире § 4.4.2, 4.4.3 § 90

1 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.

2 – В разделе «Домашнее задание» номера параграфов приводятся по: Корчагина В. А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1992.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий