В 6-м классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Темы:
№ нед., сроки | Тема, часы | Уроки | Демонстрации, экскурсии | Лабораторные работы | Интерактивные модели, иллюстрации1 | Д. з.2 |
1. (01–7.09) | Введение (2 ч) | 0.1. Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных | § I.3, рис. I.2.1 | § 1 | ||
0.2. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана | Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений | § 1 | ||||
2. (08–14.09) | Клеточное строение организмов (5 ч) | 1.1. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) | 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы | § 9.1.1, 9.1.5, Модель 2.2. Питание инфузории | § 7 | |
1.2. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды | 2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом | § 8 | ||||
3. (09–21.09) | 1.3. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества | § 8, 9 | ||||
1.4. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки | 3. Рассматривание пластид под микроскопом | Модель 9.2. Митоз (на усмотрение учителя) | § 9, 10 | |||
4. (22–28.09) | 1.5. Понятие «ткань» | Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей | § 9.2.1, 9.2.2 (ознакомительно) | § 10 | ||
Царство Бактерии (3 ч) | 2.1. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий | § 1.2.1, 1.2.2 | § 92 | |||
5. (29.09–05.10) | 2.2. Размножение бактерий | § 1.2.1, 1.2.2 | § 92 | |||
2.3. Разнообразие бактерий, их распространение в природе | § 1.2.3 | § 93, 94 | ||||
6. (05–12.10) | Царство Грибы (4 ч) | 3.1. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность | Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов | § 3.1.1, 3.1.2 | § 95 | |
3.2. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты | Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи) | 4. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом | § 3.1.3, 3.1.5, Модель 3.1. Жизненный цикл грибов | § 96, 97 | ||
7. (13–19.10) | 3.3. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека | Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов | 5. Изучение строения тел шляпочных грибов | § 3.1.4, 3.2.2, 3.2.3. Модель 3.1. Жизненный цикл грибов | § 95, 97 | |
3.4. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека | Демонстрация муляжей и натуральных объектов лишайников | § 3.2.4 | § 98 | |||
8. (20–26.10) | Царство Растения (8 ч) | 4.1. Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений | Модель 10.4. Обмен веществ в растении | § 1, 32, 91 | ||
4.2. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) | § 2.1.1, 4.1.1–4.4.1 | § 1, 79 | ||||
9. (27.10–02.11) | 4.3. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | 6. Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей | § 2.3.1, 2.3.2. Модель 2.3. Жизненный цикл водорослей | § 79, 80 | ||
4.4. Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | § 2.3.2, Модель 2.3. Жизненный цикл водорослей | § 81 | ||||
10. (10–16.11) | 4.5. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение | 7. Изучение строения мха (на местных видах) | § 4.1.1, 4.1.2. Модель 4.1. Жизненный цикл растений | § 82, 83 | ||
4.6. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана | 8. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща) | § 4.2, Модель 4.1. Жизненный цикл растений | § 84, 85 | |||
11. (17–23.11) | 4.7. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана | 9. Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | § 4.3, Модель 4.1. Жизненный цикл растений | § 86 | ||
4.8. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека | § 4.4, Модель 4.1. Жизненный цикл растений | § 87 | ||||
12. (24–30.11) | Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 ч) | 5.1. Строение семян однодольных и двудольных растений | 10. Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений | § 47, 48 | ||
5.2. Виды корней и типы корневых систем | 11. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы | § 10.2.7 | § 11, 13 | |||
13. (01–07.12) | 5.3. Строение корня. Видоизменение корней | 12. Изучение внешнего и внутреннего строения корня | § 10.2.7, 10.4.1 | § 11, 14, 15 | ||
5.4. Побег. Листорасположение | § 20 | |||||
14. (08–14.12) | 5.5. Рост и развитие побега. Почки и их строение | 13. Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле | Модель 10.10. Развитие побега из почки | § 20, 21 | ||
5.6. Внешнее строение листа. Жилкование | 14. Изучение строения листа | § 22 | ||||
15. (15–21.12) | 5.7. Клеточное строение листа | Рис. 10.2.7.6. | § 23 | |||
5.8. Видоизменение листьев | § 30 | |||||
16. (22–28.12) | 5.9. Строение стебля | 15. Изучение макро- и микростроения стебля | Модель 10.11. Годичные кольца | § 33, 34 | ||
5.10. Многообразие стеблей | § 34, 37 | |||||
17. (12–18.01) | 5.11. Видоизменение побегов | 16. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | § 10.4.1 | § 37 | ||
5.12. Цветок и его строение | 17. Изучение строения цветка | § 10.4.3 | § 40, 42–44 | |||
18. (19–25.01) | 5.13. Соцветия | 18. Ознакомление с различными видами соцветий | § 10.4.3 | § 41 | ||
5.14. Плоды и их классификация | 19. Ознакомление с сухими и сочными плодами | § 10.4.3 | § 46 | |||
19. (26.01–1.02) | 5.15. Распространение плодов и семян | § 10.4.3, Модель 4.2. Распространение семян | § 46 | |||
5.16. Итоговый урок по теме | ||||||
20. (02–08.02) | Жизнь растений (15 ч) | 6.1. Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение) | § 10.2.1 | § 24, 28, 55 | ||
6.2. Фотосинтез | Демонстрация опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету | § 10.2.2, Модель 10.3. Опыт Пристли | § 24, 25 | |||
21. (08–15.02) | 6.3. Условия, от которых зависит продуктивность фотосинтеза | Демонстрация получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих образование крахмала | § 10.2.2 | § 26 | ||
6.4. Дыхание растений | Демонстрация опытов, доказывающих дыхание растений | Модель 10.4. Обмен веществ в растении | § 28 | |||
22. (16–22.02) | 6.5. Перемещение воды и минеральных веществ по растительному организму | Демонстрация опытов, доказывающих передвижение органических веществ по лубу | 20. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине | § 10.2.7. | § 16, 28, 35 | |
6.6. Испарение воды | Демонстрация опытов, доказывающих испарение воды листьями | § 10.2.7 | § 28 | |||
23. (23.02–01.03) | 6.7. Минеральное и воздушное питание растений. Обмен веществ и энергии в растительном организме | Модель 10.4. Обмен веществ в растении | § 16, 28, 35 | |||
6.8. Условия прорастания семян | Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян | Практическая работа 1. Определение всхожести семян растений и их посев | § 10.4.3 | § 50 | ||
24. (02–08.03) | 6.9. Питание проростков | Демонстрация питания проростков запасными веществами семени | § 51, 52 | |||
6.10. Рост растений | § 10.4.5 | § 52 | ||||
25. (08–15.03) | 6.11. Этапы развития (фенофазы) | Экскурсия. Сезонные явления в жизни растений | § 6, 31, 61 | |||
6.12. Размножение растений. Половое и бесполое размножение | § 10.4.1, 10.4.2, 10.4.3 | § 38, 39, 46 | ||||
26. (16–22.03) | 6.13. Половое размножение растений разных отделов | Модель 4.1. Жизненный цикл растений | § 46, 79–88 повт | |||
6.14. Бесполое (вегетативное) размножение | Практическая работа 2. Вегетативное размножение комнатных растений | § 10.4.1 | § 38, 39 | |||
27. (23.03–03.04) | 6.15. Растение – целостный организм | § 10.2.7 | § 54 | |||
Классификация растений (7 ч) | 7.1. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений | § I.3, 4.4.2, 4.4.3 | § 63 | |||
28. (04–10.04) | 7.2. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства капустных (крестоцветных) | 21а. Выявление признаков семейства капустных по внешнему строению растений | § 4.4.2 | § 64, 65 | ||
7.3. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства розовых | 21б. Выявление признаков семейства розовых по внешнему строению растений | § 4.4.2 | § 66, 67 | |||
29. (11–17.04) | 7.4. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства астровых (сложноцветных) | 21в. Выявление признаков семейства астровых по внешнему строению растений | § 4.4.2 | § 70 | ||
7.5. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика лилейных | 21г. Выявление признаков семейства лилейных по внешнему строению растений | § 4.4.3 | § 71 | |||
30. (18–24.04) | 7.6. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков | 21д. Выявление признаков семейства злаков по внешнему строению растений | § 4.4.3 | § 72 | ||
7.7. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение | Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном фунте» | § 73–78 | ||||
31. (25.04–01.05) | Природные сообщества (6 ч) | 8.1. Основные экологические факторы и их влияние на растения | Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах | § 56, 59 | ||
8.2. Характеристика основных экологических групп растений | Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп | 22. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп | § 57 | |||
32. (02–08.05) | 8.3. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм | § 12.2.2 | § 58 | |||
8.4. Растительные сообщества и их типы | Модель 12.4. Природные зоны | § 57, 58 | ||||
33. (08–15.05) | 8.5. Развитие и смена растительных сообществ | § 12.2.3 | § 58 | |||
8.6. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека | Экскурсия «Природное сообщество и человек» | § 12.3.3. (ознакомительно) | § 60, 91 | |||
34. (16–22.05) | Развитие растительного мира (2 ч) | 9.1. Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира | Демонстрация отпечатков ископаемых растений | § 11.1 | § 89, 90 | |
9.2. Господство покрытосеменных в современном растительном мире | § 4.4.2, 4.4.3 | § 90 |
1 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.
2 – В разделе «Домашнее задание» номера параграфов приводятся по: Корчагина В. А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1992.