ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
3.1. Основы маркетинга. |
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Товар - продукт труда или услуга, произведенные для
продажи. С точки зрения маркетинга, это средство, с помощью которого можно удовлетворить
определенную потребность.Товары делятся на две группы:
Потребительские товары делятся на: При выборе институциональных товаров потребители (организации)
руководствуются такими критериями, как эффективность, техническое обслуживание, стоимость товара, гарантия.
В зависимости от стоимости и срока службы товары делятся на товары кратковременного пользования и
капитальные товары. Товары кратковременного пользования - относительно недорогие, со сроком службы до одного года. Капитальные товары - довольно дорогие, со сроком службы более года. Покупки этих товаров планируются в течение продолжительного времени. Решение об их покупке принимается руководителями высшего ранга организации, которые тщательно оценивают все характеристики товара. Решение о покупке товаров кратковременного пользования принимаются руководителями более низкого порядка. 3.2.2. Товарные знаки и торговые марки. Товарный знак - имя, символ, рисунок или что-либо другое, используемое для обозначения товара фирмы, и отличающее эти товары от товаров конкурентов. Например, фирменные наименования - Adidas, Sony, "Майский чай", "Домик в деревне".Товарные знаки национальных производителей называются общенациональными
товарными знаками.
Товарные знаки отдельных оптовых или розничных продавцов называются частными товарными знаками.
Товары, имеющие товарный знак, обычно стоят дороже простых немаркированных, так
как они более качественные. Их цена увеличивается также за счет затрат на проведение рекламной компании.
Торговая марка - зарегистрированный законом товарный знак, дающий владельцу этого
знака исключительное право на его использование.
Потребители, в зависимости от вида товара, отдают предпочтение той или иной
торговой марке. В наибольшей степени потребители привержены к товарам для домашнего пользования,
к средствам гигиены, лекарственным средствам, сигаретам. Средняя степень приверженности
относится к напиткам, косметическим средствам. В наименьшей степени потребители привержены к
кондитерским изделиям, чистящим средствам. Самым ярким примером приверженности к товарному знаку
является судьба торговой марки "Coca-Cola ".
Для обозначения ценности и прочности положения на рынке торговой марки
пользуются понятием "стоимостного эквивалента торговой марки".
Узнаваемости товара способствует его упаковка. Упаковка служит следующим целям:
Упаковка должна удовлетворять следующим требованиям:
На первой стадии - стадии внедрения, производитель стимулирует спрос, то есть проводит рекламную
кампанию, осуществляет продвижение товара, различные исследования. Эта стадия
характеризуется большими затратами и низкими прибылями.
На стадии роста происходит резкое
увеличение объема продаж и прибыли. Стабилизируются цены, сокращаются издержки на
единицу продукции, следовательно, возрастают доходы на вложенный капитал. Но одновременно с
этим происходит увеличение числа конкурентов, и производитель вынужден вкладывать
дополнительные средства в продвижение товара для конкурентной борьбы.
Стадия зрелости характеризуется
достижением стабильного объема продаж. Это самая длительная стадия жизненного цикла товара.
Повышения объема продаж на этой стадии можно добиться путем усовершенствования товаров,
повышения их привлекательности, снижением цен.
На стадии спада происходит постепенное уменьшение объемов продаж и прибыли
по причинам изменения вкусов потребителя или совершенствования технологий и др. На этой
стадии производитель должен принять решение продолжать или прекратить
производство. Вы можете поработать с учебной моделью, которая показывает модель жизненного цикла товара и инструментов продвижения его на рынок. 3.2.4. Ассортимент товаров предприятия. Ассортимент товаров - это совокупность их видов, разновидностей и сортов, сочетающихся по определенному признаку. Основные группировочные признаки: сырьевой, производственный, потребительский. В этой связи различают промышленный и торговый ассортимент товаров. Промышленным называют номенклатуру товара, выпускаемого промышленными предприятиями, а торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной сети. Отличительной особенностью торгового ассортимента является то, что он включает в себя товары, выпускаемые многими предприятиями. Весь торговый ассортимент делят на две отрасли: продовольственную и непродовольственную. Каждая отрасль товаров делится на группы. В состав товарных групп входят товарные объединения по ряду признаков таких как, однородность сырья и материалов, потребительское назначение, степень сложности. Например, товары из дерева, спортивные, хозяйственные товары. С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного
ассортимента. К товарам простого ассортимента относятся такие, которые состоят из небольшого
количества видов или сортов. Например, поваренная соль, хозяйственное мыло. Товары,
имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по разным признакам, относят к
товарам сложного ассортимента. Например, к таким товарам относятся одежда, отличающаяся по фасону
и размеру.
Товарные группы делят на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные
товары по признаку единства производственного происхождения. Например, товарная группа обуви
делится на кожаную, валенную, резиновую.
Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара
подразумевают одинаковые товары разнообразного назначения. Например: обувь мужская, женская и
детская.
Внутри каждого вида товаров можно
выделить разновидности, которые отличаются друг от друга по сортам.
С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и
внутригрупповой ассортимент.
Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру.
Внутригрупповой ассортимент (развернутый)- детализированный групповой ассортимент по конкретным видам и
разновидностям товаров.С этими понятиями тесно связаны понятия широты и глубины ассортимента. Широта
ассортимента определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина определяется
количеством разновидностей товара.
Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей
товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного удовлетворения его потребностей. Формирование
ассортимента должно осуществляться постоянно во всех звеньях цепочки товародвижения, а именно на
пути от производителя до потребителя. Формирование ассортимента товаров производится
с учетом общих факторов, то есть не зависящих от конкретных условий работы торгового
предприятия, и специфических, то есть отражающих конкретные условия. К общим факторам относятся:
покупательский спрос и возможности производства, к специфическим относятся: тип и размер магазина,
условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, наличие конкурентов,
техническая оснащенность. Инструментом, регулирующим ассортимент товаров, служит ассортиментный
перечень.Его назначение контролировать полноту и стабильность ассортимента.
Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров в торговом предприятии
разработанному ассортиментному перечню. Под стабильностью ассортимента понимают
бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. Вы можете поработать с учебной моделью, которая моделирует процесс принятие решения по выбору ассортимента закупок автомобилей. В соответствии со стадиями движения товара от производителя к потребителю
различают следующие виды цен:
|