|
3. Знакомство, начало переговоров.
В результате подготовки Вы уже выяснили состав участников команды партнеров, знаете их имена и должности. Если до начала переговоров есть время, после официального представления подойдите к тому члену команды партнеров, который занимается в своей компании приблизительно тем же, чем и Вы, его должность соответствует Вашей. Коротко представьтесь, вежливо поинтересуйтесь о дороге, если Ваши партнеры приехали в Вашу компанию, страну, справьтесь, удобно ли в отеле, нет ли проблем, т.е. проявите себя гостеприимным хозяином.
Если переговоры проходят на территории партнеров, аналогичные вопросы будут заданы Вам. Правила хорошего тона требуют отвечать на эти вопросы положительно, не ссылаясь на трудности дороги, неудобства и пр. проблемы, которые Вы сможете решить после переговоров.
|
Не начинайте переговоров с проблем, особенно, если эти проблемы не стоят времени, потраченного на их рассмотрение.
| |
Похвалите страну, город, в котором Вы находитесь, поблагодарите за гостеприимство. Если времени на неформальное общение перед переговорами не предусмотрено, то эти же вопросы будут заданы в перерывах.
Правильно общаться с такими людьми помогут следующие рекомендации:
- хвалите и благодарите партнера за любой вклад в достижение успеха переговоров,
- выявите и постарайтесь использовать сильные/позитивные стороны "трудного" партнера,
- принимайте партнера таким, какой он есть и не старайтесь его изменить,
- выясните, что он считает главным для успеха переговоров.
Предварительная психологическая оценка команды партнеров состоит в определении психологических типов людей, с которыми Вам предстоит договариваться. Хорошо, если Ваши партнеры не только профессионалы высокого класса в своем деле, но и контактные, общительные люди. Работа с такими коллегами приятна и эффективна. Однако почти при любых переговорах встречаются "трудные" партнеры, которые всеми силами вольно или невольно стараются сорвать соглашение.
Кроме того, есть определенные типы поведения или характеров, знание которых во многом упрощает общение с "трудными партнерами". Если Вы сумеете определить тип партнера по переговорам, Вам будет нетрудно, пользуясь приведенными ниже рекомендациями, сделать общение к ним плодотворным и позитивным. Зная слабости своих партнеров и умело влияя на них, Вы будете иметь союзников, а не противников на переговорах.
Ниже приведены основные типы поведения на переговорах. Некоторые из них действительно "трудные", с другими общий язык найти и легче, и приятнее. Идеальных людей не бывает, поэтому надо научиться работать с теми партнерами, которые у Вас есть в настоящий момент. Познакомиться с этой таблицей будет полезно всем. Как знать, может Вы узнаете себя и задумаетесь над своим возможным поведением на переговорах.
ТИП |
КАК С НИМ ОБЩАТЬСЯ |
Разговорчивый |
Следите за временем, отведенным на выступление. Задавайте конкретные вопросы.
Хвалите за конкретные ответы. Обращайте его внимание, если он повторяется. |
Неуступчивый |
Обычно это люди - узкие специалисты своего дела.
Пользуйтесь его помощью, когда у Вас возникнет специальный вопрос. |
Прерывающий на полуслове |
Ознакомьте такого заранее с правилами: вместо прерывания докладчика лучше делать заметки, записывать вопросы, чтобы задать их в процессе обсуждения.
|
Актер |
Для любого актера дороже всего признание публики. Если этот человек чего-то стоит как специалист, подбадривайте его, выражайте ему свою признательной и восхищение. В таком случае он сыграет за Вашу команду |
Молчун |
Обращайтесь к нему по имени, спрашивайте его мнение, при этом благодарите за его неоценимый вклад.
В конце концов он будет на Вашей стороне. |
Уклонист |
Прямо и конкретно спрашивайте о его позиции, возвращайте его к обсуждаемой теме.
Объясняйте ему предмет обсуждения, как он видится Вам, т.е. неявно навязывайте ему свое мнение. |
Критикан |
Не оставляйте ему возможности для бесполезной критики. Спрашивайте прямо и громко: "Что Вы лично советуете, если отвергаете наше предложение?"
Обычно он боится личной ответственности, прячется за пустыми словами. |
Непунктуальный |
Никогда не дожидайтесь, когда он изволит к Вам присоединиться. Начинайте встречу без него, если он опоздал.
Прямо по прибытии включайте его в обсуждение без введения в курс событий. Если он один раз почувствует себя неловко, ответив невпопад, то почти наверняка в следующий раз он не опоздает. |
Павлин (Особо важная персона) |
Ну, если ему это так важно, сделайте вид, что Вы тоже считаете его исключительно важной персоной. Он это оценит и займет Вашу сторону. |
Забияка |
Не допускайте, чтобы он один говорил или управлял беседой. Иначе большая ссора Вам обеспечена. Вежливо предоставляйте слово другим членам его же команды, остановите его при всех, если он начнет делать некорректные замечания.
Такие люди, обычно, не любят публичного осуждения, а предпочитают вносить раздор исподтишка. |
Профессионал |
Это самые ценные члены команды, неважно, за кого они играют. Они объективны, профессиональны, желают успеха переговоров. Обычно именно они определяют и обеспечивают успех переговоров.
Обращайтесь к ним почаще, без их помощи Вам не обойтись. |
Болтун |
В отличие от разговорчивого, болтуну, как правило, нечего сказать и его многословие вызвано только желанием обратить на себя внимание.
Постарайтесь его тактично прервать, ограничивайте время его выступлений. |
Наивный |
Он не подготовлен к переговорам, не владеет материалом, не выяснил ничего о личностях участников переговоров. Работать с ним легко. Поскольку у него нет собственной точки зрения, Вы можете без труда навязать ему свою. Все вышесказанное справедливо, если человек действительно так простодушен, как кажется. А если нет? Какие сюрпризы он Вам приготовил? |
Застенчивый |
Задавайте ему несложные вопросы, подбадривайте и хвалите. Побеседуйте с ним в перерыве, отметьте его исключительные деловые качества. Его голос будет подан за Вас. |
Глупый |
Его поведение будет таково, что что бы Вы не делали, как бы не стремились к успеху, он обязательно постарается сорвать переговоры. Примите во внимание, что иногда очень выгодно задавать "глупые", на первый взгляд, вопросы. Поэтому вначале полезно понять, так ли глуп этот человек, или это только маска, которую он использует с известной ему целью. Какой? Для чего? Если глупое поведение вызвано боязнью проиграть, уверьте его, что Вы тоже стремитесь к успеху переговоров.
Если он чего-то недопонял, корректно объясните ему, если он видит в Вас врага, разуверьте его. |
Строптивец |
Обычно это довольно честолюбивые люди.
Восхититесь его знаниями, жизненным опытом, на его упрямство ответьте, что это как раз то, о чем Вы говорили. Скажите ему напрямик, что Вы придерживаетесь такой же точки зрения, только по-другому сформулированной.
Против этого ему возразить будет нечего. |
Бегемот |
Всеми силами уклоняется от участия в дискуссии.
Привлекайте его к обсуждению упорно и активно, когда дело касается его специализации. |
Надменный |
Не критикуйте его напрямик. Лучше отвечать дипломатично: "Да, конечно, однако лучше будет, если...". Уступайте ему в мелочах, дипломатично отстаивайте свою линию в главном.
Это возможно, поскольку Вы не говорите прямо "нет", стало быть к Вам трудно придраться. |
Лукавый |
Как и болтливый, любит привлечь к себе внимание, в его случае каверзными вопросами. Переадресуйте его вопросы другим участникам-специалистам по данному вопросу.
Если вопрос частный, предложите для экономии времени обсудить его в перерыве со специалистами, т.к. это не важно для остальных. |
Справедливости радо надо отметить, что каждый из нас немного актер, немного молчун, в некоторых вопросах профессионал, а иногда не прочь вызвать ссору.
В чистом виде психологические типы встречаются довольно редко, обычно это некоторая смесь из многих типов, причем поведение будет зависеть от обстановки, настроения и душевного состояния человека в настоящий момент.
Тем не менее, доминирующий момент есть всегда, и как только Вы уловите признаки поведения, перечисленные выше, сразу же принимайте меры, чтобы нейтрализовать возможное отрицательное влияние персонажа на ход переговоров.
Начало переговоров, определение повестки дня, целей встречи.
Обычно с кратким приветственным словом к собравшимся обращается руководитель принимающей стороны.
Он сообщает о цели встречи, предлагает порядок проведения переговоров, регламент и другие организационные вопросы.
Если встреча проходит на "нейтральной" территории, то руководители обеих команд должны заранее договориться, кто из них открывает встречу и кто в какое время займет пост председательствующего.
|