6. Общение, виды общения.В процессе переговоров Вам придется пользоваться силой всех видов общения с партнером, чтобы добиться своих целей. Общение подразумевает понимание и взаимопонимание и означает не только то, что мы говорим, а, скорее, как мы говорим и кому. Научитесь уважать своих партнеров по переговорам. Не забывайте, что у каждого есть свои сильные стороны, которые могут быть полезными для успеха переговоров. Найдите эти сильные стороны и у себя, и у своих партнеров. Не тратьте время и силы, пытаясь изменить своего партнера, принимайте его таким, какой он есть. Постарайтесь найти общие мотивы, сходные точки зрения. Тщательно готовьте каждое свое выступление, подчеркивайте ключевые моменты и важные пункты так, чтобы они сразу бросались в глаза. Сказать не значит быть услышанным, услышать не значит понять, понять не значит согласиться, согласиться не значит начать выполнять.
Следовательно, если принимать во внимание эти факторы (дружественная атмосфера, приятные манеры, корректное поведение партнеров и пр. см. выше), то можно сделать общение с партнерами плодотворным и достичь цели переговоров. При общении любого рода, будь это деловое или сугубо личное, используются различные техники, помогающие достичь понимания и отражающие личностные и поведенческие особенности человека.
Искусство презентации пригодится Вам, когда Вы должны будете за сравнительно короткий срок, обычно 25-30 минут, представить свою компанию, новый продукт, обсуждаемую проблему, предложить условия сотрудничества и т.д. Независимо от предмета правила презентации почти всегда одинаковые.
Техническое оснащение. Вы должны без потерь времени и лица уметь пользоваться проектором, бимером и пр. техническими средствами, которые понадобятся Вам во время доклада/презентации. Если Вы участвуете в переговорах на территории партнера, заранее сообщите, какие технические средства проведения презентаций Вам понадобятся. Хотя в таком случае свое выступление надежнее подготовить на своем же бимере. На всякий случай хорошо иметь дублированную презентацию, пригодную как для демонстрации на проекторе, так и на бимере. Просто распечатайте на прозрачки слайды с бимера. Техника обычно подводит в самый ответственный момент. Искусство убеждения основано на понимании мотивации партнера, обратной связи, общей атмосферы переговоров. Понимание мотивации партнера. Большая часть переговорных процессов, требующих принятия решений (покупка, вопросы, связанные с ценой товара и пр.), относятся к так называемым эмоционально движимым процессам. При этом личность, условно говоря, «продавца», играет определяющую роль в процессе убеждения. Эти эмоционально-личностные симпатии антипатии возникают и закрепляются на неосознанном уровне как результат прошлого положительного или отрицательного жизненного опыта. Наше отношение к «продавцу» переносится почти автоматически на «товар», который он предлагает. Поэтому очевидно, что любезный и обходительный «продавец» добъется большего, чем равнодушный или просто невежливый. Если же Вы выступаете в роли «покупателя», то Вы обязательно должны принять во внимание эмоциональное влияние «продавца» и отделить его личностное обаяние от качественных характеристик предлагаемого продукта. У каждого человека есть осознанные и неосознанные мотивы принятия решения. То, что важно для одного, то может не представлять никакого интереса для другого. Мотивы определяют потребности. Потребности формируют цели и поведение. Искусство убеждения и переговоров заключается в выявлении потребностей партнера и возможности их удовлетворения.
Надо не только уметь сказать, но и услышать сказанное. Можно слушать и не слышать.
Обратная связь
Общая атмосфера переговоров. Помимо специальной и психологической подготовки членов Вашей команды Вы должны помочь им справиться с эмоциями, научиться вести себя корректно и с достоинством, но не надменно и вызывающе. Обстановка переговоров должна быть дружественной и конструктивной, поскольку вы все собрались, чтобы заключить то или иное соглашение. Если бы такое соглашение не сулило выгоды обеим сторонам, никто бы не стал тратить время на переговоры. Значит, каждый член Вашей команды должен сделать все, чтобы переговоры закончились успехом. Дискуссия.
Правильное и конструктивное поведение в процессе дискусии во многом определяет успех команды на переговорах.
Во время дискуссии нет места ни агрессии, ни иронии, ни демонстрации чувства превосходства. Если в Ваши обязанности входит проанализировать
прослушанное сообщение и задать вопросы, внимательно выслушайте докладчика. Если в процессе у Вас появились вопросы, запишите их на бумаге, чтобы задать их по ходу дискуссии.
Если Вы не хотите, чтобы Вас прерывали во время Вашего доклада, тоже ведите себя уважительно к докладчику. Во время доклада следите за своим лицом, Ваши эмоции должны остаться при Вас,
какие бы утверждения Вы не услышали. Все вопросы должны быть заданы в корректной, исчерпывающей форме, не допускающей двоякого толкования. После того, как Вы получили ответ, поблагодарите отвечающего.
Если вопрос задан Вам, также поблагодарите за вопрос. Вопросы условно можно поделить на следующие группы:
вопрос по существу, если спрашивающий действительно знает, о чем и почему он хочет спросить, вопросы для привлечения внимания и вопросы, заданные для проверки Вашей реакции и информированности
(«политические» вопросы). На первую группу вопросов Вам легко ответить, т.к. они входят в сферу Вашей профессионально компетентности. Если вопрос действительно интересный и спрашивающий производит
впечатление человека осведомленного, пригласите его для дальнейшего обсуждения в перерыве. Общение со специалистом Вам тоже будет полезно. Вопрос ради вопроса Вы с легкостью распознаете по непрофессиональности и неглубокому пониманию предмета.
В этом случае терпеливо, но кратко ответьте, дайте ссылку, где спрашивающий может получить больше информации. «Политические» вопросы на переговорах имеют целью получить большую информацию, чем Вы, может быть располагаете, по Вашему ответу/неответу понять,
какие глубинные мотивы может скрывать Ваш доклад. В этом случае рекомендуется держаться официальной версии Вашей компании по указанному вопросу, не поддаваться на провокацию блеснуть большей осведомленностью в делах компании, чем Вам это предписано Вашим ролевым участием в переговорах. Беда одних людей польза для других. Выработка компромисса относится к ключевым аспектам переговоров. Согласитесь, что трудно представить, что две разные команды, часто носители разных культур, придут на переговоры с одинаковыми целями. Поэтому кому-то в каких-то вопросах придется уступить, т.е. согласиться на компромисс. При этом надо разделять, что всегда компромисс предлагает одна сторона, а второй приходится с ней соглашаться. Не обязательно, что компромисс предложит та команда, позиция которой по данному вопросу более слабая. Поэтому Вам надо быть готовым и принять, и предложить компромисс. В процессе подготовки Вы уже выработали положения программы-минимум, которые включают возможные уступки, на которые Вы можете пойти. Сравните свою программу-минимум с теми целями, о которых заявили Ваши партнеры. Насколько они отличаются, за что можно и нужно бороться, в каком случае борьба будет бессмысленной? После такого анализа Вы сможете скорректировать и свои цели, и свои стратегии в интересах соглашения, т.е. Вы готовы пойти на компромисс. Когда следует предлагать компромисс? Если Вы видите, что предложенное партнерами решение содержит все основные требования Вашей стороны и различие состоит в таких деталях, с которыми Вы можете согласиться. Если предложение партнеров отражает положения Вашей программы-минимум, и Вы попробовали и убедились, что у Вас нет никакой возможности добиться лучших условий. Вы добились соглашения по основным вопросам на Ваших условия, существует вероятность, что партнеры могут попросить время на дополнительные консультации, которые могут означать отсрочку или отказ от переговоров. В таком случае тоже полезно быстро согласиться с не самыми важными аспектами договора на условиях партнеров. Все тростники в зарослях одинаковы видом,
Выход из неблагоприятной ситуации в общении.
Что делать, если переговоры зашли в тупик, в зале нарастает раздражение и агрессия, обе команды устали, потеряли ориентацию? В таком случае председательствующий должен подвести предварительные итоги и объявить, по каким вопросам есть консенсус, а по каким расхождение во мнениях, что уже достигнуто, а над чем еще предстоит поработать, т.е. поставить задачу перед обеими командами. После этого рекомендуется объявить дополнительный перерыв на полчаса. За это время обе команды должны в неформальной обстановке обменяться мнениями, выяснить, какие принципиальные вопросы должны быть решены, что для этого надо сделать, какие причины препятствуют заключению договора. Не следует в такой обстановке удаляться в комнату для заседаний одной из команд, никакого проку в этом уже нет. В данный момент взаимодействие между командами важнее, чем взаимодействие внутри команды. Одна команда успеха не достигнет. Для этого нужны объединенные усилия всех членов обеих команд.
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||