Глава M. Методика

M.2. Тематическое планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.7. Примерное поурочное планирование (10 класс)

Курсом «Общая биология» завершается изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Он призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Изучение курса «Общая биология» в 10–11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне.

В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что дает возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

Темы:

№ нед., сроки Тема, количество часов Уроки Демонстрации, экскурсии Лабораторные работы Интерактивные модели, иллюстрации Д.з.
1. (01–07.09) Введение (2 ч) 0.1. Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса Демонстрация схемы «Связь биологии с другими науками» § I.2, рис. I.2.1 Введение
0.2. История биологии. Вклад отечественных ученых в развитие биологии Демонстрация портретов ученых-биологов § I.2 Введение
2. (08–14.09) Основы цитологии (30 ч) 1.1. Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого Демонстрация модели клетки § 9.1.1 § 6 (1)
1.2. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки § 8.1.1 § 1 (2)
3. (15–21.09) 1.3. Органические вещества клетки: углеводы, липиды Демонстрация моделей различных молекул § 8.1.2, 8.1.3 § 2 (5, 6)
1.4. Органические вещества: белки Демонстрация моделей различных молекул § 8.1.4, 8.1.5 § 3 (3)
4. (22–28.09) 1.5. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности Демонстрация моделей различных молекул § 8.1.5, Модели 8.2. Ферментативный катализ, 8.3. Ингибирование ферментативных реакций § 3 (4)
1.6. Органические вещества: нуклеотиды и нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке Демонстрация моделей РНК и ДНК, различных молекул § 8.1.6, 10.2.5, Модель 8.1. Комплементарность нуклеотидов § 4, 5 (7)
5. (29.09–05.10) 1.7. Органические вещества: нуклеиновые кислоты, их строение и роль в клетке Демонстрация моделей РНК и ДНК, различных молекул § 8.1.6, Модель 8.5. Синтез комплементарной цепи § 4, 5 (7)
1.8. Строение прокариотической клетки Демонстрация модели клетки § 9.1.6, 1.2.1, 1.2.2 § 9
6. (05–12.10) 1.9. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки 1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток § 9.1.1 § 6, 7 (8)
1.10. Строение мембран. Надмембранные структуры клеток Демонстрация модели клетки § 9.1.2 § 7 (8)
7. (13–19.10) 1.11. Мембранный транспорт Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки 2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука § 9.1.2, Модель 9.1. Натрий-калиевый насос § 7 (8)
1.12. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Органоиды, образованные одним слоем плазматической мембраны Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки 3. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках § 9.1.4 § 7 (9)
8. (20–26.10) 1.13. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки § 9.1.3, Модель 8.4. Строение хромосомы § 9 (9)
1.14. Полуавтономные органоиды – митохондрии и пластиды Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки § 9.1.4 § 8 (9)
9. (27.10–02.11) 1.15. Немембранные органоиды: рибосомы, органоиды движения, микротрубочки Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки § 9.1.4, Модель 8.8. Полирибосома § 8 (10)
1.16. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений (обобщение) Демонстрация микропрепаратов клеток растений, грибов и животных; модели клетки § 9.1.1, 9.1.5, 9.1.6. (1.2.2, 2.2.4, 3.1.2) § 9
10. (10–16.11) 1.17. Вирусы и бактериофаги. Структура, жизненный цикл, внутриклеточный паразитизм Демонстрация моделей вирусных частиц § 1.1.1, Модель 1.1. Бактериофаги § (18)
1.18. Вирусные заболевания животных, растений. Бактериофаги Демонстрация моделей вирусных частиц § 1.1.2 § (18)
11. (17–23.11) 1.19. Вирус СПИДа. Вирус гриппа. Значение вирусов в природе и жизни человека Демонстрация моделей вирусных частиц § 1.1.3 § (18)
1.20. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен Демонстрация схемы путей метаболизма в клетке § 10.2.1 § 10, 11 (12)
12. (24–30.11) 1.21. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Брожение Демонстрация схемы путей метаболизма в клетке § 10.2.3 § 11 (12)
1.22. Кислородный этап энергетического обмена. Механизм синтеза АТФ в митохондриях Демонстрация модели клетки; схемы путей метаболизма в клетке § 10.2.3, 10.2.5 § 12 (12)
13. (01–07.12) 1.23. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы Демонстрация модели клетки; схемы путей метаболизма в клетке § 10.2.110.2.3 § 11 (11)
1.24. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Фазы фотосинтеза Демонстрация опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; схемы путей метаболизма в клетке § 10.2.2, Модель 10.3. Опыт Пристли § 10 (11)
14. (08–14.12) 1.25. Механизм синтеза АТФ в хлоропластах. Хемосинтез и его значение в биосфере Демонстрация опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; схемы путей метаболизма в клетке § 10.2.2, Модель 10.4. Обмен веществ в растении § 10 (11)
1.26. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код Демонстрация моделей РНК и ДНК; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка» § 8.2.1, 8.2.2, Модели 8.4. Строение хромосомы, 8.5. Синтез комплементарной цепи, 8.6. Репликация ДНК § 13 (13–15)
15. (15–21.12) 1.27. Образование и-РНК по матрице ДНК. Матричный принцип биосинтеза белков Демонстрация моделей РНК и ДНК; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка» § 8.2.2, 8.2.3, Модели 8.7. Транскрипция РНК, 8.9. Синтез белка, 8.8. Полирибосома § 14 (15)
1.28. Регуляция биосинтеза. Структура гена § 8.2.4 § 15 (16)
16. (22–28.12) 1.29. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке Демонстрация моделей РНК и ДНК; схемы путей метаболизма в клетке § 10.3.3 § 16 (16)
1.30. Итоговый урок по теме
17. (12–18.01) Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (10 ч) 2.1. Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение Демонстрация схемы митоза § 9.1.7, 10.4.7a, Модель 9.2. Митоз § 17 (19, 20, 21)
2.2. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения § 10.4.1, 10.4.2 § 18 (22)
18. (19–25.01) 2.3. Мейоз, его биологическое значение Демонстрация схемы мейоза § 9.1.7, Модель 9.3. Мейоз § 19 (23)
2.4. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения § 10.4.4, 4.1. Жизненный цикл растений § 20 (23)
19. (26.01–01.02) 2.5. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей Демонстрация таблиц эмбрионального и постэмбрионального развития организмов § 10.4.5, 10.4.6 § 21
2.6. Онтогенез растений Демонстрация таблиц эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений § 10.4.6, Модель 4.1. Жизненный цикл растений § 21
20. (02–08.02) 2.7. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша Демонстрация таблиц эмбрионального и постэмбрионального развития, сходство зародышей позвоночных животных, сходство зародышей позвоночных животных § 10.4.6 § 21
2.8. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Метаморфоз § 10.4.6, Модели 5.2. Жизненный цикл бабочки, 6.1. Жизненный цикл лягушки § 21
21. (08–15.02) 2.9. Старение и смерть организма
2.10. Специфика онтогенеза при бесполом размножении § 10.4.1, 10.4.2, рис. 10.4.2.5, Модель 8.10. Клонирование
22. (16–22.02) Основы генетики (18 ч) 3.1. История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности § 11.2.1, Модель 11.1. Законы Менделя § 23, 24 (24–26)
3.2. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Полное и неполное доминирование Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности Практическая работа 1а. Решение генетических задач § 11.2.2 § 24 (26)
23. (23.02–01.03) 3.3. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности Практическая работа 1б. Решение генетических задач § 11.2.1, Модель 11.2. Комбинативная изменчивость в популяции § 25 (27)
3.4. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцеплённых с полом Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности Практическая работа 1в. Решение генетических задач § 11.2.2 § 27 (32, 33)
24. (02–08.03) 3.5. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом § 11.2.1, 11.2.2 § 26 (30)
3.6. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом Практическая работа 1г. Решение генетических задач § 11.2.2 § 26 (31)
25. (08–15.03) 3.7. Взаимодействие аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) в определении признаков Практическая работа 1д. Решение генетических задач § 11.2.2 § 28 (28)
3.8. Взаимодействие неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков Практическая работа 1е. Решение генетических задач § 11.2.2 § 28 (28)
26. (16–22.03) 3.9. Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Плейотропия § 11.2.1, 11.3.1 § 29 (38, 42)
3.10. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации § 11.2.3 § 30, 31 (34, 40)
27. (23.03–03.04) 3.11. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации Демонстрация гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений § 11.2.3 § 31 (35)
3.12. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы § 11.2.3 § 31 (35, 37)
28. (04–10.04) 3.13. Наследственные синдромы – результат мутаций разных типов § 32, 33 (43, 52)
3.14. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Эволюционная роль мутаций § 31 (36, 39)
29. (11–17.04) 3.15. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости Модель 11.2. Комбинативная изменчивость в популяции § 30 (34)
3.16. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств Демонстрация результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов § 11.2.3 § 30 (40)
30. (18–24.04) 3.17. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием 4. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой § 11.2.3 § 30 (40)
3.18. Итоговый урок по теме
31. (25.04–01.05) Генетика человека (8 ч) 4.1. Методы изучения наследственности человека Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления § 32 (41, 49)
4.2. Характер наследования признаков у человека. Анализ родословных 5. Составление родословных § (50)
32. (02–08.05) 4.3. Близнецовый анализ и наследуемость признаков. Метод маркеров в генетике человека § (51)
4.4. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах § (49, 45)
33. (08–15.05) 4.5. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления § 32, 33 (43, 46, 47)
4.6. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования § 11.3.1 § (48)
34. (16–22.05) 4.7. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы § 32, 33 (52)
4.8. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии Модель 8.10. Клонирование § (17)

1 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.

2 – Номера параграфов приводятся по: Общая биология: Учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. Д. К. Беляева – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2000. В скобках приведены параграфы по : Общая биология. Учебник для школ с углубленным изучением биологии / А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая и др. – М.: Просвещение, 2000.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий