В 7-м классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Темы:
№ нед., сроки | Тема, часы | Уроки | Демонстрации, экскурсии | Лабораторные работы | Интерактивные модели, иллюстрации1 | Д.з.2 |
1. (01–07.09) | Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч) | 0.1. История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура | § I.2, 5.1.1 | § 1 | ||
0.2. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных | § I.2, 5.1.1 | § 2, 7 | ||||
2. (08–14.09) | Многообразие животных (34 ч) | 1.1. Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших | § § 2.2 | § 8, 9 | |
1.2. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы | 1. Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных | § 2.2, Модели 2.1. Малярия, 2.2. Питание инфузории | § 10, 11 | |||
3. (09–21.09) | 1.3. Многоклеточные животные. Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | § 5.1.2, 5.1.3 | ||||
1.4. Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности | Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз | § 5.2.1, 5.2.2 | § 12, 13 | |||
4. (22–28.09) | 1.5. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | Демонстрация образцов кораллов, влажных препаратов медуз, показ видеофильма | § 5.2.2 | § 14 | ||
1.6. Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | § 5.3.1 | § 15, 16 | ||||
5. (29.09–05.10) | 1.7. Значение в природе и жизни человека | § 5.3.2 | § 17 | |||
1.8. Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | 2. Знакомство с многообразием круглых червей | § 5.4.1 | § 18 | |||
6. (05–12.10) | 1.9. Значение в природе и жизни человека | § 5.4.2 | § 18 | |||
1.10. Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | 3. Знакомство с многообразием кольчатых червей | § 5.5.1, 5.5.2 | § 19, 20 | |||
7. (13–19.10) | 1.11. Значение в природе и жизни человека | § 5.5.2 | § 21 | |||
1.12. Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | 4. Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков | § 5.5.3, 5.5.4 | § 35, 35 | |||
8. (20–26.10) | 1.13. Значение в природе и жизни человека | § 5.5.4 | § 37 | |||
1.14. Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма | § 5.7.1, 5.7.2 | ||||
9. (27.10–02.11) | 1.15. Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | § 5.6.1, 5.6.3 | § 22 23 | |||
1.16. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | 5. Знакомство с разнообразием ракообразных | § 5.6.3 | § 24 | |||
10. (10–16.11) | 1.17. Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | § 5.6.2 | § 25 | |||
1.18. Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | 6а. Изучение представителей отрядов стрекоз, тараканов, полужесткокрылых | § 5.6.4 | § 26–28 | |||
11. (17–23.11) | 1.19. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | 6б. Изучение представителей отрядов жесткокрылых, двукрылых, чешуекрылых | § 5.6.4. Модель 5.2. Жизненный цикл бабочки | § 29–32 | ||
1.20. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | 6в. Изучение представителей отрядов перепончатокрылых | § 5.6.4. Модель 5.1. Танец пчелы | § 33, 34 | |||
12. (24–30.11) | 1.21. Тип хордовые. Класс Ланцетники | § 5.7.1, 5.7.3, 6.1.1 | § 38 | |||
1.22. Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности | 7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб | § 6.1.2, 6.2.1, 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3 | § 39–41 | |||
13. (01–07.12) | 1.23. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | § 6.2.2, 6.3.4, 6.3.5, 6.3.6 | § 42–44 | |||
1.24. Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | § 6.4.1, 6.4.2. Модель 6.1. Жизненный цикл лягушки | § 46, 47 | ||||
14. (08–14.12) | 1.25. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | § 6.4.4, 6.4.5, 6.4.6 | § 48 | |||
1.26. Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | § 6.5.1, 6.5.2 | § 49, 50 | ||||
15. (15–21.12) | 1.27. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | § 6.5.3, 6.5.4, 6.5.5, 6.5.6 | § 51, 52 | |||
1.28. Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | 8. Изучение внешнего строения птиц | § 6.6.1, 6.6.2, 6.6.3, 6.6.4 | § 53–56 | |||
16. (22–28.12) | 1.29. Знакомство с птицами леса, хищными птицами | § 6.6.5, 6.6.7, 6.6.8 | § 58, 59, 62 | |||
1.30. Знакомство с птицами открытых и околоводных пространств | § 6.6.7, 6.6.8 | § 59, 62 | ||||
17. (12–18.01) | 1.31. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | Экскурсия: изучение многообразия птиц | 60, 61 | |||
1.32. Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности | Демонстрация видеофильма | § 6.7.1, 6.7.2, 6.7.3, 6.7.5 | § 63–67 | |||
18. (19–25.01) | 1.33. Основные отряды млекопитающих | § 6.7.6–6.7.15 | § 68–74 | |||
1.34. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды | § 6.7.4 | § 76–79 | ||||
19. (26.01–01.02) | Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч) | 2.1. Покровы тела | Демонстрация влажных препаратов и муляжей | 9. Изучение особенностей различных покровов тела | § 9.3.1, 10.3.4 | § 12, 15, 18, 19, 22, 35, 38, 39, 46, 49, 53, 63 |
2.2. Опорно-двигательная система | Демонстрация скелетов, моделей и муляжей | § 10.1.1, 10.1.2 | § 13, 15, 18, 19, 23, 36, 40, 46, 50, 54, 64 | |||
20. (02–08.02) | 2.3. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела | Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей | 10. Наблюдение за способами передвижения животных | § 10.1.3–10.1.5. Модели 10.1. Движение беспозвоночных, 10.2. Движение рыб, лягушек и змей | § 13, 15, 18, 19, 23, 36, 40, 46, 50, 54, 64 | |
2.4. Органы дыхания | Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей | 11. Наблюдение за способами дыхания животных | § 10.2.6 | § 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65 | ||
21. (08–15.02) | 2.5. Органы пищеварения | Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей | 12. Наблюдение за особенностями питания животных | § 10.2.3, 10.2.4 | § 13, 16, 18, 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65 | |
2.6. Органы кровообращения | Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей | § 10.2.8, Модель 10.5. Кровообращение у позвоночных | § 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65 | |||
22. (16–22.02) | 2.7. Органы кровообращения. Кровь | Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей | § 10.2.9–10.2.11, Модель 10.7. Фагоцитоз | § 36, 41, 47, 50, 55, 65 | ||
2.8. Органы выделения | Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей | § 10.3.5 | § 13, 16, 18, 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65 | |||
23. (23.02–01.03) | 2.9. Обмен веществ и энергии | § 10.3.3 | § 55, 65 | |||
2.10. Органы размножения | Демонстрация влажных препаратов и моделей | § 10.4.4 | § 13, 17, 18, 20, 23, 36, 42, 48, 50, 56, 66 | |||
24. (02–08.03) | 2.11. Органы чувств | Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей | 13. Знакомство с различными органами чувств у животных | § 10.3.7 | § 13, 16, 18, 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65 | |
2.12. Нервная система, инстинкт, рефлекс | Демонстрация влажных препаратов, моделей и муляжей | 14. Изучение ответной реакции животных на раздражение | § 10.3.6, Модель 10.9. Опыт Павлова | § 13, 16, 18, 20, 23, 36, 41, 47, 50, 55, 65 | ||
25. (08–15.03) | 2.13. Регуляция деятельности организма | § 10.3.2 | ||||
2.14. Итоговый урок по теме | ||||||
26. (16–22.03) | Индивидуальное развитие животных (3 ч) | 3.1 Способы размножения. Оплодотворение | § 10.4.4 | § 13, 17, 18, 20, 23, 36, 42, 48, 50, 56, 66 | ||
3.2 Развитие с превращением и без превращения | § 10.4.6, Модели 6.1. Жизненный цикл лягушки, 5.2. Бабочки | § 24, 27, | ||||
27. (23.03–03.04) | 3.3 Периодизация и продолжительность жизни | 15. Изучение стадий развития животных и определение их возраста | § 10.4.6 | § 56, 66 | ||
Развитие животного мира на Земле (3 ч) | 4.1 Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические | Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции | § 11.1.3, Модель 10.12. Онтогенез и филогенез | § 80 | ||
28. (04–10.04) | 4.2 Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира | § 11.1.3, 11.3.2 | § 80 | |||
4.3 Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции | Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции | § 11.1.4–11.1.7 (ознакомительно), Модель 11.1. Эволюция | § 81 | |||
29. (11–17.04) | Закономерности размещения животных на Земле (3 ч) | 5.1 Понятие ареала. Классификация видов в зависимости от размеров ареала и охрана видов | § 11.3.3 | |||
5.2 Зоогеографические области. Закономерности размещения животных в зоогеографических областях | § 12.3.2, Модель 12.4. Природные зоны | |||||
30. (18–24.04) | 5.3 Миграции животных | Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных | ||||
Биоценозы (4 ч) | 6.1 Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии | § 12.1.2 | ||||
31. (25.04–01.05) | 6.2 Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра) | § 12.3.2, Модель 12.4. Природные зоны | ||||
6.3 Естественные и искусственные биоценозы (лес, населенный пункт) | § 12.3.2 | |||||
32. (02–08.05) | 6.4 Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза | ||||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч) | 7.1 Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы | § 12.3.3. (ознакомительно) | ||||
33. (08–15.05) | 7.2 Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных | Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных | § 61, 78, 79 | |||
7.3 Законы об охране животного мира. Система мониторинга | § 12.3.3 (ознакомительно) | § 60, 77 | ||||
34. (16–22.05) | 7.4 Охраняемые территории. Красная книга | § 60, 77 | ||||
7.5 Рациональное использование животных |
1 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.
2 – В разделе «Домашнее задание» номера параграфов приводятся по: Шарова И. Х., Никишов А. И. Биология: Животные: Учебник для 7–8 кл. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2000.