Введение в общую биологию и экологию (68 ч, 2 ч в неделю1).
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Темы:
№ нед. | Примерн. сроки | Тема, количество часов | Уроки | Демонстрации, экскурсии | Лабораторные работы | Интерактивные модели, иллюстрации3 |
1 | 01–07.09 | Введение (2 ч) | 0.1. Биология как наука и методы ее исследования | § I.1, I.2 | ||
0.2. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека | ||||||
2 | 8–14.09 | I. Уровни организации живой природы (38 ч) Молекулярный уровень (6 ч) | 1.1.1. Качественный скачок от неживой к живой природе. Понятие биополимеров. Белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды, липиды | § 8.1.1–8.1.6 | ||
1.1.2. Многомолекулярные комплексные системы: нуклеиновые кислоты | § 8.1.6, Модель 8.5. Синтез комплементарной цепи (ознакомительно) | |||||
3 | 15–21.09 | 1.1.3. Многомолекулярные комплексные системы: белки | § 8.1.5 | |||
1.1.4. Понятие биокатализа. Катализаторы | § 8.1.5, Модель 8.2. Ферментативный катализ (ознакомительно) | |||||
4 | 22–28.09 | 1.1.5. Многомолекулярные комплексные системы: полисахариды | § 8.1.2 | |||
1.1.6. Вирусы | § 1.1.1 – 1.1.3, Модель 8.5. Синтез комплементарной цепи (ознакомительно) | |||||
5 | 29.09–5.10 | Клеточный уровень (10 ч) | 1.2.1. Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки и его постоянство | Демонстрация модели клетки | § 9.1.1 | |
1.2.2. Строение эукариотической клетки. Функции органоидов | Демонстрация модели клетки | § 9.1.2–9.1.4 | ||||
6 | 05–12.10 | 1.2.3. Особенности строения клеток растений, грибов, животных | Демонстрация модели клетки | 1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом | § 9.1.5 | |
1.2.4. Строение прокариотической клетки. Функции органоидов | Демонстрация модели клетки | § 9.1.6 | ||||
7 | 13–19.10 | 1.2.5. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Автотрофы, гетеротрофы. Процессы, обеспечивающие клетку веществом и энергией | § 10.2.1–10.2.3 | |||
1.2.6. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль ферментов в клеточном дыхании | 2. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках | § 10.2.3 | ||||
8 | 20–26.10 | 1.2.7. Значение аэробного и анаэробного дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза для живой природы | § 10.2.5 | |||
1.2.8. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки. Митоз | Демонстрация микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток | § 9.1.7, рис. 9.1.7.2, Модель 9.2. Митоз | ||||
9 | 27.10–02.11 | 1.2.9. Общие понятия о делении клетки. Мейоз | Демонстрация микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток | § 9.1.7, Модель 9.3. Мейоз | ||
1.2.10. Итоговый урок по теме | ||||||
10 | 10–16.11 | Организменный уровень (10 ч) | 1.3.1. Особенности строения многоклеточного организма, взаимодействие клеток. Теории возникновения многоклеточных организмов | § 5.1.1–5.1.3, 9.2.1, 9.3.1 | ||
1.3.2. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение | Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных | § 10.4.1–10.4.4 | ||||
11 | 17–23.11 | 1.3.3. Индивидуальное развитие организмов | § 10.4.5 | |||
1.3.4. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни | § 11.2.1. (ознакомительно) | |||||
12 | 24–30.11 | 1.3.5. Формы изменчивости организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость | 3. Выявление изменчивости организмов | § 11.2.3 | ||
1.3.6. Формы наследственной изменчивости: мутационная, комбинативная и коррелятивная изменчивость. Значение наследственной изменчивости для организмов | § 11.2.3 | |||||
13 | 01–07.12 | 1.3.7. Ненаследственная изменчивость и её значение для живых организмов | § 11.2.3 | |||
1.3.8. Закономерности изменчивости | § 11.2.3 | |||||
14 | 08–14.12 | 1.3.9. Ритмичность в жизни организмов | § 10.3.8, Модель 10.13. Биоритмы | |||
1.3.10. Итоговый урок по теме | ||||||
15 | 15–21.12 | Популяционно-видовой уровень (2 ч) | 1.4.1. Вид, его критерии. Структура вида | Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных | 4. Изучение морфологического критерия вида | § 11.3.3 |
1.4.2. Популяция – форма существования вида | § 11.3.3 | |||||
16 | 22–28.12 | Экосистемный уровень (6 ч) | 1.5.1. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз | Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем | § 12.1.1 | |
1.5.2. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания | Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах | § 12.1.2 | ||||
17 | 12–18.01 | 1.5.3. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе | Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах | § 12.1.2 | ||
1.5.4. Естественные биоценозы | Демонстрация моделей экосистем | |||||
18 | 19–25.01 | 1.5.5. Естественные биоценозы | Экскурсия в биогеоценоз | |||
1.5.6. Искусственные биоценозы | Демонстрация моделей экосистем | |||||
19 | 26.01–01.02 | Биосферный уровень (4 ч) | 1.6.1. Биосфера и её границы | Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек» | § 12.3.1 | |
1.6.2. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности | Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек» | § 12.3.1 | ||||
20 | 02–08.02 | 1.6.3. Круговорот веществ и энергии в биосфере | Модель 12.1. Круговорот веществ в природе | |||
1.6.4. Место и роль человека и его деятельности в биосфере | Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек» | § 12.3.3 | ||||
21 | 08–15.02 | II. Эволюция (5 ч) | 2.1. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор | Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность | § 11.1.3, 11.3.2 | |
2.2. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительность | Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих приспособленность | § 11.3.2, 12.2.2 | ||||
22 | 16–22.02 | 2.3. Искусственный отбор. Селекция | Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих результаты искусственного отбора | § 11.3.2 | ||
2.4. Образование видов – микроэволюция | Экскурсия: причины многообразия видов в природе | § 11.3.3 | ||||
23 | 23.02–01.03 | 2.5. Макроэволюция. Движущие силы макроэволюционных изменений | § 11.3.4 | |||
III. Происхождение и развитие жизни (6 ч) | 3.1. Доказательства эволюции | Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей | 5. Изучение палеонтологических доказательств эволюции | § 11.1.3, Модель 10.12. Онтогенез и филогенез | ||
24 | 02–08.03 | 3.2. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира | § 11.1.1, 11.1.2 | |||
3.3. Краткая история развития органического мира в архейской, протерозойской и палеозойской эрах | Демонстрация окаменелостей, моделей | § 11.1.4, 11.1.5 | ||||
25 | 8–15.03 | 3.4. Краткая история развития органического мира в мезозойской эре | Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей | § 11.1.6 | ||
3.5. Краткая история развития органического мира в кайнозойской эре | Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей | § 11.1.7 | ||||
26 | 16–22.03 | 3.6. Итоговый урок по теме | Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение | |||
IV. Экология (12 ч) | 4.1. Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Абиотические факторы | Демонстрация таблиц по экологии, схем, слайдов | 6. Строение растений в связи с условиями жизни | § 12.1.1, 12.1.4 | ||
27 | 23.03–03.04 | 4.2. Экология популяций. Межвидовые взаимодействия | Демонстрация таблиц по экологии, графиков, схем, кино- и видеоматериалов | § 12.2.1, 12.2.2 | ||
4.3. Экологическая характеристика видов. Понятие экологической ниши | Экскурсия: среда жизни и её обитатели | § 12.2.2 | ||||
28 | 04–10.04 | 4.4. Внутривидовые биотические факторы | § 12.2.2 | |||
4.5. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции | Демонстрация таблиц по экологии, графиков, схем, кино- и видеоматериалов | 7. Подсчет индексов плотности для определенных видов растений | § 12.2.2 | |||
29 | 11–17.04 | 4.6. Антропогенные факторы в природных популяциях | Демонстрация таблиц по экологии и охране природы | |||
4.7. Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера | § 12.1.1 | |||||
30 | 18–24.04 | 4.8. Структура биоценоза. Цепи питания. Пастбищные и детритные цепи | Демонстрация таблиц по экологии, схем, слайдов, видеоматериалов | § 12.1.2 | ||
4.9. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества | 8. Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума) | § 12.1.2 | ||||
31 | 25.04–01.05 | 4.10. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме | § 12.2.3 | |||
4.11. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии | 9. Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое | § 12.2.3 | ||||
32 | 02–08.05 | 4.12. Итоговый урок по теме | ||||
Биосфера и человек (5 ч) | 5.1. Эволюция биосферы | Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек» | § 12.3.1, 12.3.3 | |||
33 | 8–15.05 | 5.2. Влияние деятельности человека на биосферу | Экскурсия: антропогенное воздействие на природную среду | |||
5.3. Рациональное природопользование | § 12.3.1, Модель 12.1. Круговорот веществ в природе | |||||
34 | 16–22.05 | 5.4. Ноосфера и место в ней человека | § 12.3.3 | |||
5.5. Горизонты биологии будущего |
1 – 1 час за счёт регионального компонента, предлагавшийся авторами программы, убран; часы пропорционально пересчитаны.
2 – Из 9 часов темы 3 часа выделяются на решение экологических задач, игры, использование компьютерных программ.
3 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.