Темы:
№ нед., сроки | Тема, количество часов | Уроки | Демонстрации, экскурсии | Лабораторные работы | Интерактивные модели, иллюстрации1 | Д.з.2 |
1. (01–07.09) | Эволюционное учение (30 ч) | 1.1. Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер | § 39 | |||
1.2. Основные этапы развития эволюционных идей | § I.2, 11.1.3 | § 39, 40 | ||||
2. (08–14.09) | 1.3. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса | § 11.1.3, Модель 10.12. Онтогенез и филогенез | § 41 | |||
1.4. Вид. Критерии вида | § 11.3.3 | § 42 (62) | ||||
3. (15–21.09) | 1.5. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица | § 11.3.3 | § 42 (53, 63) | |||
1.6. Видообразование. Понятие микроэволюции | § 11.3.3, рис. 11.3.3.1, 11.3.3.3 | § 49 (64, 65) | ||||
4. (22–28.09) | 1.7. Факторы эволюции и их характеристика. Наследственность | § 11.1.3 | § 43 (54) | |||
1.8. Изменчивость. Значение разных форм изменчивости в эволюционном процессе | § 11.2.3 | § 43 (54) | ||||
5. (29.09–5.10) | 1.9. Борьба за существование. Источники и формы борьбы за существование | § 44 (92) | ||||
1.10. Современные представления о борьбе за существование. Межвидовые и внутрипопуляционные взаимодействия организмов | § 12.2.1, 12.2.2, Модели 12.2. Кролики и волки, 12.3. Кролики и капуста | § 66 (93–95) | ||||
6. (05–12.10) | 1.11. Борьба за существование как основа естественного отбора. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции | § 11.3.2. | § 44 (59) | |||
1.12. Предпосылки и результаты действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование | § 44 (59) | |||||
7. (13–19.10) | 1.13. Механизм, объект и сфера действия отбора | § 44 (59) | ||||
1.14. Основные формы отбора | § 11.3.2, рис. 11.3.2.1 | § 45 (60) | ||||
8. (20–26.10) | 1.15. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов | § 45 (60) | ||||
1.16. Взаимодействие факторов эволюции | § 45 (60, 61) | |||||
9. (27.10–02.11) | 1.17. Искусственный отбор | § 11.3.2, рис. 11.3.2.2 | § 35 (81) | |||
1.18. Значение теории Ч. Дарвина в развитии научной картины мира | § 11.1.3 | |||||
10. (10–16.11) | 1.19. Синтетическая теория эволюции. Популяционно-генетические основы микроэволюции. Генетическая структура популяций | § 11.3.1, 11.1.3. | § 46, 47 (55) | |||
1.20. Дрейф генов. Популяционные волны. Миграции. Изоляция | § 11.3.2 | § 46, 47 (56–58) | ||||
11. (17–23.11) | 1.21. Полиморфизм как результат действия факторов эволюции. Полиморфизм и приспособленность популяций | § 11.3.2, рис. 11.3.2.4 | § (54, 58) | |||
1.22. Возникновение адаптации и её относительный характер | 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания | Задания к § 4.4.2, 4.4.3, 5.6.4, 6.3.6, 6.4.6. | § 48 (61) | |||
12. (24–30.11) | 1.23. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора | Задания к § 4.4.2, 4.4.3, 6.3.6, модели 4.2. Распространение семян, 4.3. Крапива | § 45, 48 (61) | |||
1.24. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования | § (66) | |||||
13. (01–07.12) | 1.25. Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции | § 11.3.4 | § 50 (67) | |||
1.26. Макроэволюция и филогенез | § 11.3.4 | § 50 (68) | ||||
14. (08–14.12) | 1.27. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза | 2. Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных | § 11.3.4, Модель 10.12. Онтогенез и филогенез | § 50 (68) | ||
1.28. Главные направления эволюционного процесса | § 11.3.4 | § 50 (67, 68) | ||||
15. (15–21.12) | 1.29. Современное состояние эволюционной теории | § (69) | ||||
1.30. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека | § (68, 69) | |||||
16. (22–28.12) | 2. Основы селекции и биотехнологии (10 ч) | 2.1. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов | Демонстрация портретов известных селекционеров | § 34, 35 (80) | ||
2.2. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений | § 34 (80) | |||||
17. (12–18.01) | 2.3. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции | Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных | § 11.3.2, рис. 11.3.2.2 | § 35 (82) | ||
2.4. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений | § 36 (82, 83) | |||||
18. (19–25.01) | 2.5. Достижения современной селекции | Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы | § 38 (83) | |||
2.6. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии | § 37 (83) | |||||
19. (26.01–01.02) | 2.7. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д | Демонстрация таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза | § (82, 83) | |||
2.8. Проблемы и перспективы биотехнологии | Модель 8.10. Клонирование | § (17) | ||||
20. (02–08.02) | 2.9. Генная и клеточная инженерия, методы и задачи | § (17) | ||||
2.10. Генная и клеточная инженерия, достижения и перспективы | Модель 8.10. Клонирование | § 38 (17) | ||||
21. (08–15.02) | 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч) | 3.1. Органический мир как результат эволюции. Формы сохранности ископаемых организмов. Палеонтология. Геохронологическая шкала | Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах | § 11.1.2, 11.1.3, рис. 11.1.3.2–11.1.3.5, 11.1.2.3 | § 52 (70, 73) | |
3.2. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | § 11.1.1, 11.1.2 | § 51, 52 (71, 72) | ||||
22. (16–22.02) | 3.3. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: архейская эра | Демонстрация репродукций картин, отражающих ландшафты архея | § 11.1.4 | § 52 (74) | ||
3.4. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: протерозойская эра | Демонстрация репродукций картин, отражающих флору и фауну протерозоя | § 11.1.4 | § 53 (74) | |||
23. (23.02–01.03) | 3.5. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: палеозойская эра | Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах, репродукций картин, отражающих флору и фауну палеозоя | § 11.1.5 | § 54, 55 (74) | ||
3.6. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: мезозойская эра | Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах, репродукций картин, отражающих флору и фауну мезозоя | § 11.1.6 | § 56 (74) | |||
24. (02–08.03) | 3.7. Краткая история развития органического мира, основные ароморфозы в эволюции органического мира: кайнозойская эра | Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах, репродукций картин, отражающих флору и фауну кайнозоя | § 11.1.7 | § 57 (74) | ||
3.8. Современное многообразие организмов – результат эволюционного прошлого | Экскурсия: история развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение) | § 58 (73) | ||||
25. (08–15.03) | 3.9. Основные направления эволюции различных групп растений и животных | § 11.1.7 | § 58 (73) | |||
3.10. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов | § I.3 | § 59 (73) | ||||
26. (16–22.03) | 4. Антропогенез (8 ч) | 4.1. Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных | Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» | § 7.1.1 | § 60 (75, 76) | |
4.2. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза | § 60, 61 (75) | |||||
27. (23.03–03.04) | 4.3. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Предгоминидный этап эволюции человека | Демонстрация модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры | § 7.1.1 | § 61 (77) | ||
4.4. Древнейшие, древние и новые люди. Расселение человека и расообразование | Демонстрация модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры | § 7.1.1, 7.1.2, рис. 7.1.2.2 | § 62–64 (77–79) | |||
28. (04–10.04) | 4.5. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы | Демонстрация модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры | § 7.1.2 | § 64 (78, 79) | ||
4.6. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека | § (79) | |||||
29. (11–17.04) | 4.7. Факторы эволюции современного человека | |||||
4.8. Влияние деятельности человека на биосферу | § (102) | |||||
30. (18–24.04) | 5. Биосфера, ее состояние и эволюция (8 ч) | 5.1. Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции | Демонстрация таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы | § 12.3.1, 12.3.2, Модель 12.4. Природные зоны | § 73 (100) | |
5.2. Функции живого вещества в биосфере | Демонстрация схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере | § 74 (100) | ||||
31. (25.04–01.05) | 5.3. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере | Демонстрация схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере | § 12.3.1, Модель 12.1. Круговорот веществ в природе | § 75 (101) | ||
5.4. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу | Демонстрация схем влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек» | § 12.3.3, Модель 12.1. Круговорот веществ в природе | § 75, 76 (100) | |||
32. (02–08.05) | 5.5. Глобальные экологические проблемы современности | Демонстрация схем влияния хозяйственной деятельности человека на природу | § 12.3.3 | § (102) | ||
5.6. Региональные экологические проблемы | Демонстрация схем влияния хозяйственной деятельности человека на природу | § (102) | ||||
33. (08–15.05) | 5.7. Международные и национальные программы оздоровления природной среды | Демонстрация карт заповедников нашей страны | Модель 12.4. Природные зоны | § 76 (103) | ||
5.8. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление | § 12.3.3 | § 76 (103) | ||||
34. (16–22.05) | Повторение. Подготовка к выпускным экзаменам | |||||
Повторение. Подготовка к выпускным экзаменам |
1 – В разделе «Интерактивные модели, иллюстрации» указаны параграфы пособия «Открытая Биология», номера и названия интерактивных моделей, номера некоторых рисунков.
2 – Номера параграфов приводятся по: Общая биология: Учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, Н. Н. Воронцов, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. Д. К. Беляева – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2000. В скобках приведены параграфы по : Общая биология. Учебник для школ с углубленным изучением биологии / А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая и др. – М.: Просвещение, 2000.